Текст славянской Псалтири |
О графических вариантах в тексте славянской ПсалтириАвтор: Каширина В. В.Для форморазличения в церковнославянском языке используются три основных средства: 1. Изменение качества гласной буквы. Например, буква w «омега» употребляется в формах двойственного и множественного числа для отличия от форм единственного числа с корневой гласной о «он»: плодъ (И. ед.) — плwдъ (Р. мн.), плода (Р. ед.) — плwда (И., В. дв.). Так, буква е (еузкое) пишется в формах единственного числа, e (еширокое) — в формах двойственного и множественного числа: царемъ (Т. ед.) — царeмъ (Д. мн.). 1. Библия. М.: Российское библейское общество, 2001. В некоторых случаях привлекались и другие издания славянской Псалтири (следованная Псалтирь и т. п.). Текст Псалтири цитируется по Синодальному изданию, разночтения приводятся по остальным изданиям. Все разночтения объединены в грамматические группы. В области существительных Объявление: 1. Предложный падеж единственного числа Сущ. I скл. сердце во всех изданиях, кроме Синодального, имеет окончание э, свойственное твердой разновидности склонения. В Синодальном издании — окончание ы. Это связано с процессом отвердения [ц] в церковнославянском языке. В старославянском [ц] был мягким и не сочетался с буквами Ы, Ъ, О. Сущ. I смягченного склонения царь имеет в Синодальном издании окончание –и, в остальных –э. Пс. 149, 2: Да возвеселится iиль w сотворшемъ его, и сынове сiwни возрадуются w цри своемъ. Предложенное в Синодальном издании окончание и требует последовательного употребления облеченного ударения у сущ. I скл. смягченного типа в формах мн. ч. для форморазличения. Это мы и находим в Синодальном тексте Библии. 2. Именительныйвинительный падеж множественного числа В форме им. мн. у сущ. I смягченного склонения облеченное ударение различает формы П.ед. и Им.вин. мн. (что, впрочем, не отмечено в известных грамматиках). Пс. 83:4: Ибо птица wбрэте себэ храмину, и горница гнэздо себэ, идэже положитъ птенцы своя, oлтари твоя, гди силъ, црю мой и бже мой. В форме им.вин. мн. в качестве средств форморазличения может упот¬ребляться не только облеченное ударение, но и изменение качества гласной основы. В Синодальном издании отдается предпочтение последнему способу. I склонение (твердая разновидность) Пс. 55:13: Во мнэ, бже, мwлитвы, zже воздамъ хвалы твоея (в других изданиях: молитвы). Пс. 67:13: Црь силъ возлюбленнагw, красотою дому раздэлити кwрысти (в других изданиях: корысти). Так же для пары: бwлэзни — болэзни (Пс. 12:3; 17:5; 47:7; 114:3). У существительного III скл. людiе в форме Р. ед. в Синодальном издании последовательно употребляется формы на –iй (а не на –ей, как в остальных изданиях). Пс. 3:7: Не uбоюся t темъ людiй, wкрестъ нападающихъ на мя. См. также: Пс. 3:7; 7:8; 13:8; 17:44; 21:77; 27:8; 32:10; 52:7; 61:9; 64:1; 93:14; 104:20; 104:44; 105:4; 112:8; 113:1; 124:2; 148:14. Такое же явление наблюдается у существительного IV склонения день. Пс. 54, 24 Ты же, бже, низведеши ихъ въ студенецъ истлэнiя: мужiе кровей и льсти не преполовятъ днiй своихъ. Азъ же, гди, uповаю на тя. См. также: Пс. 90:16; 93:13; 101:24–25; 118:84. Во всех указанных нами изданиях, кроме Синодального, у существительных I скл. твердой разновидности как средство форморазличения ед.мн. числа используется облеченное ударение, что представляется нам избыточным. Пс. 36:12: Назираетъ грэшный првднаго и поскрежещетъ нань зубы своими (в других изданиях: зубы). Пс. 58:8: ... тiи tвэщаютъ uсты своими (в других изданиях: uсты). См. также: Пс. 61:5; 65:17; 77:46; 88:2. В области местоимений Вариативное графическое употребление букв (типа еширокое—еузкое) связано прежде всего с управлением и с употреблением местоимений при отрицательных конструкциях. Например, в Пс. 62:2 глагол возжадати управляет местоимением в вин. пад. в Синодальном издании и род. пад. — в других изданиях. Пс. 62, 2: Бже, бже мой, къ тебэ uтреннюю: возжада тебе душа моя, коль множицею тебэ плоть моя, въ земли пустэ и непроходнэ и безводнэ. При отрицательных конструкциях также встречаются графические варианты, связан— в Синодальном издании при отрицании употребляется форма В. ед. местоимения с еузким (во всех остальных изданиях: тебe). Последний вариант представляется нам более предпочтительным, т. к. при отрицании переходные глаголы употребляются с формой родительного падежа существительного или местоимения. Энклитики В церковнославянском языке если энклитики стоят после слова, имеющего ударение на конечной гласной, то теряют свое ударение, а предшествующее слово пишется с острым ударением. Однако, если на указанные местоимения падает логическое ударение, то они ударение не теряют. Такое правило постановки ударения на энклитиках главным критерием выдвигает субъективный подход к осмыслению текста, поэтому энклитики дают значительное число графических разночтений. Например, Пс. 21:23: Повэмъ имя твое братiи моей, посредэ цркве воспою тя (в других изданиях: воспою тя). Притяжательные местоимения Для отличия форм ед. и дв.мн. числа в Синодальном издании, в отличие от остальных, используется облеченное ударение. В области прилагательных В форме Им.Вин. мн. качественных прилагательных основными средствами форморазличения выступает в Синодальном издании — последовательно изменение качества гласной основы, в других изданиях — изменение качества ударения. Пс. 113:8: wбращшагw камень во eзера вwдная и несэкомый во источники вwдныя (в других изданиях: водная и водныя). Аналогично: Пс. 106:33; 106:35. Так же в сочетаниях: азъ сохранихъ пути жестwки (Пс. 16:4); насытятся древа пwльская (Пс. 103:16). Краткие выводы Выявленные графические варианты позволяют отметить следующие тенденции. - В Синодальном издании последовательно употребляются более архаичные формы: П. ед. въ сердцы (в других изданиях: въ сердцэ); Р. мн. t темъ людiй (а не людей), путiй (а не путей), заповэдiй (а не заповэдей) и др. В то же время в остальных рассмотренных нами изданиях Псалтири используются более поздние формы, принятые в современной церковной практике. В целом же, проведенное исследование показало, что в настоящее время на основе четко сформулированных филологических принципов необходима работа по созданию единого выверенного славянского текста Псалтири с учетом всех возможных разночтений. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|