Pravmisl.ru







Путевой распев
Автор: Елисеева Е. Ю.

Задостойники путевого распева в списках конца XVI–конца XVII в.

История песнопений Русской Православной Церкви до настоящего времени не изучена. К числу неисследованных текстов относится группа песнопений, посвященных Богородице и получивших в Уставе и в нотированных рукописях название «задостойники» .
Тексты большинства задостойников изначально входили в Ирмологий в качестве ирмосов девятых песней праздничных канонов, известных в русской рукописной традиции с XII в.

В конце XVI в. эти тексты начинают фиксироваться не только в Ирмологии, но и в других певческих книгах, где получают название «задостойные ирмосы». Позже в рукописях XVII в. за ними закрепляется наименование «задостойники».
В задачи настоящей статьи входит рассмотрение ранних списков пятнадцати задостойников, исполняемых на литургии в дни двунадесятых праздников, а также в Лазареву субботу, Великий четверток и Великую субботу вместо песнопения «Достойно есть».
Самые ранние из известных списков этих задостойников находятся в рукописи Соловецкого собрания РНБ 690/763. Впервые на существование в ней задостойников указал еще С. В. Смоленский. Он описал состав книги, отметив владельческую запись на первом листе «Книга певчая Владыки Филофея, стихиры и славники путние» . Вслед за Смоленским к рукописи обращались многие исследователи. Многолетия из нее изучали Н. Д. Успенский и Г. А. Пожидаева, фитнику путевого распева посвящено исследование А. В. Новикова. Он же установил личность владельца книги, которым был владыка Филофей, епископ Рязанский. Время создания рукописей определяется исследователями как 70е гг. XVI в.
Кодекс представляет собой распространенный тип сборника конца XVI в., включающий в себя несколько певческих книг: Стихирарь (л. 1), Октоих (л. 145), Стихирарь постный (л. 179), затем следует раздел неустойчивого состава, имеющий ремарку «всенощное пение» (л. 265), где преобладают песнопения обихода . Подборка задостойников, на которую обратил внимание еще С. В. Смоленский, находится в разделе неустойчивого состава. Задостойники расположены в порядке следования церковного года (от Рождества Богородицы до Успения Богородицы). Их пятнадцать (двенадцать песнопений двунадесятым праздникам, а также песнопения Лазаревой субботы, Великого четвертка и Великой субботы). Подборка имеет название: «На Господьские праздники на Литургиях ирмос». Распев песнопений изложен знаками путевой нотации.
Кроме этой подборки, известной С. В. Смоленскому, нам удалось выявить еще один круг задостойников, расположенных в этой же рукописи, но рассредоточенно. Они находятся в разделах стихирарей месячного и постного, в последованиях праздничных служб. Как правило, задостойники располагаются в них после стихир «на хвалитех». Общее количество выявленных песнопений в стихирарях — 14 (в стихираре постном отсутствует служба Лазаревой субботы).
Песнопения не имеют устойчивого названия. Некоторые именуются «задостоин», «задостоино» , некоторые фиксируются без названия , другие именуются «песнь девятая» , два задостойника носят названия «ирмос задостоино» . Задостойником Благовещению (л. 83) и Сретению (л. 81 об.) предшествует припев. Все остальные припева не имеют. Распевы этих песнопений, рассредоточенных по стихирарю, фиксируются знаками путевой нотации (также, как у задостойников подборки). Сопоставление распевов задостойников подборки и рассредоточенных задостойников показало их различие.
Итак, в рукописи владыки Филофея находятся два последования задостойников, имеющие разные распевы и разные типы фиксации (одно — в виде подборки, другое — в рассредоточенном виде). Эти списки являются самыми ранними из известных к настоящему времени.
Помимо стихираря владыки Филофея задостойники «пути путевого» обнаружены нами в четырех списках из рукописей XVII в.: три из них по времени создания относятся к 20–40 гг. и одна создана во второй половине XVII в. Эти списки вводятся в научный обиход впервые.
Кодекс Сол. 690/748 по составу и принципу расположения песнопений близок стихирарю владыки Филофея. Это певческий сборник, включающий песнопения стихирарей месячного и постного (стихиры и славники) и обихода (величания, кеноники, задостойники). По филиграням  время создания кодекса можно ограничить сороковыми годами XVII в. Песнопения в нем следуют в порядке церковного года. Как и в рукописи владыки Филофея, песнопения обихода — величания, кеноники и задостойники — фиксируются в стихираре в разделах праздников. Задостойники, как правило, расположены после стихир, величания или припева. Названия песнопений различны: некоторые  фиксируются без ремарок, остальные  имеют названия «задостоин», «задостоино» или «задостоино ирмос». Общее количество задостойников – одиннадцать (сокращен состав стихираря постного, задостойник Пасхи фиксируется дважды с одним распевом (л. 88, 135 об.)).
При сравнении распевов задостойников из этой рукописи с двумя распевами из кодекса владыки Филофея (распевом подборки и распевом рассредоточенных задостойников) оказалось, что распев в Сол. 690/748 соответствует второму (распеву рассредоточенных задостойников) из кодекса владыки Филофея. Сохранена и форма фиксации.
Рукопись Сол. 690/748 содержит большое количество песнопений Соловецким святым (Савватию Соловецкому, Зосиме Соловецкому, перенесению мощей Зосимы и Савватия Соловецких), что косвенно свидетельствует о создании ее в скриптории Соловецкого монастыря . Возможно протографом для нее послужил стихирарь владыки Филофея, хранившийся в этом скриптории.
В рукописях Сол. 690/771 (20–40е гг. XVII в.) , Кир.Бел. 605/862 (20–40е гг. XVII в.) , Соф. 498 (2 пол. XVII в.)  задостойники фиксируются в виде подборок с самоназваниями: «Задостойники путные на Рождество Богородицы. Глас осмый» (Сол. 690/771. Л. 242), «Задостойники на Владычни праздники и Богоматере. На Рожество Пресвяте Богородицы. Глас осмый» (Кир.Бел. 605/862. Л. 175 об.), «Задостойники на Господские праздники. Месяца сентября в осмый день. На Рожество Богородицы (Соф. 489. Л. 445)». Все три рукописи относятся к одному типу книг — это певческие сборники. Основная нотация кодексов — знаменная, знаками путевой нотации изложены только избранные песнопения (в т. ч. задостойники). Подборки задостойников в кодексах находятся в обиходе: в Кир.Бел. 605/862 и Соф. 489 — в разделе Литургии, после песнопения «Достойно есть» (т. е. в соответствии с их местом в чинопоследовании); в Сол. 690/771 — в окружении песнопений чинов.
В кодексе Кир.Бел. 605/862 состав подборки нормативный — пятнадцать песнопений. В Сол. 690/771 к обычному составу присоединен задостойник Рождеству Христову на текст девятого ирмоса второго праздничного канона. В Соф. 498 подборка расширена до восемнадцати песнопений, т. к. задостойники Пасхе и Вознесению многораспевны. Задостойник Пасхе имеет три распева, два из которых атрибутированы писцом как «Демество» (л. 449) и «[М]нрская Демество» (л. 449 об.). Задостойник Вознесения помимо основного распева имеет распев, атрибутированный в рукописи как «Демество» (л. 450). Так традиция многораспевности, появившаяся еще в первых из известных списков (из кодекса владыки Филофея), нашла свое отражение и развитие в Соф. 498.
Подводя итоги, отметим, что оба типа фиксации задостойников (в виде подборки и рассредоточенно), данные в рукописи владыки Филофея, оказались устойчивыми на протяжении XVII в. Однако из двух распевов, данных в рукописи владыки Филофея, оказался распространенным один, распев задостойников рассредоточенного цикла.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >