Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Религиозная философия arrow Музыкальное воспитание





Музыкальное воспитание
Автор: Матвеева Ю. А.

Музыкальное воспитание в Православной гимназии: опыт межпредметных тематических связей

В наше время коренных перемен заново перестраивается и система школьного образования, в том числе гуманитарноэстетический цикл. Куда направлены эти преобразования и к чему они приведут, вопросы для нас, конечно, необычайно важные. Ведь, по словам прот. В. Зеньковского, «в духовном созревании огромное, а иногда и совершенное значение принадлежит эстетической сфере» . Остро на сегодняшний день стоит проблема музыкального воспитания в школе. Ситуация здесь весьма неоднозначна.С одной стороны, в наследие нам досталась программа Д. Кабалевского.

Гдето от нее отказались, многие продолжают по ней работать (либо используют «дочерние» программы)  .В то же время сегодня возникают и авторские программы, построенные на других основах. Однако приходится констатировать, что пока полноценной замены программе Кабалевского нет: на сегодняшний день это единственная цельная, логически выстроенная программа, охватывающая все классы (с первого по седьмой).
Другая серьезная проблема — существование альтернативного курса мировой художественной культуры. К сожалению, в этом курсе значение музыкальных тем сведено до минимума (к примеру, в пятом классе им отведено четыре урока), хотя совершенно очевидно, что для общеэстетического воспитания и конкретно для воспитания православного человека роль музыки неоценима.
В русле поисков методики музыкального воспитания, которые в наше время интенсивно ведутся, мы хотим предложить фрагмент программы по музыкальному воспитанию для пятого класса общеобразовательной школы с православной ориентацией. Хочу подчеркнуть, что задача нашего сообщения состоит не в том, чтобы дать готовые рекомендации по построению программы, а обозначить некоторые идеи и предложить возможные варианты их осуществления. Данный фрагмент также не охватывает все формы работы на уроке музыки, но затрагивает лишь «музлитературную» его часть.
Наш вариант построения курса во многом основывается на межпредметных связях и тематических параллелях: прежде всего с курсом истории . В этом смысле пятый класс дает хорошую возможность, т. к. за год в нем очень быстро, обзорно проходится весь курс отечественной истории. Нам представляется возможным на этом этапе сделать русскую историю неким стержнем нашего курса. Здесь важным является тот факт, что почти все основные вехи истории так или иначе, в различных жанровых преломлениях, нашли отражение в русской музыке — для наших композиторов всегда был характерен интерес к родной истории.
Использование на уроках музыки именно исторических параллелей связано также с возрастными особенностями учащихся пятых классов.
Период средней школы — это время ярких интересов и сильной увлеченности. У подростков появляется интерес к различным абстрактным идеям (историческим, религиозным, философским), возникает живое, непосредственное ощущение истории. Порой какоелибо историческое событие может ощущаться подростком более близким, нежели сегодняшняя действительность. У ребенка появляется более глубокий, обобщенный взгляд на мир.
Переходный возраст — период становления основ мировоззрения. Он особенно важен с точки зрения выстраивания траектории нравственного поведения. Подростки нуждаются в эстетических критериях для верной ориентации. Именно поэтому так важно для воспитания помочь ребятам почувствовать свои национальные корни, и сделать это естественно на материале русской музыки и родной истории.
Исходя из этого, за основу предлагаемой нами разработки в пятом классе взят следующий принцип: отталкиваясь от хронологии исторических событий, мы знакомим ребят с наиболее яркими музыкальными произведениями, отражающими данное событие.
Современная программа по истории для 5 класса построена примерно таким образом: первое полугодие — период от славянского язычества до XVIII в. (включительно), второе полугодие — XIX, XX века. Можно увидеть, что это очень быстрое движение — за год обзорно проходится весь период отечественной истории. Такой темп прохождения исторических событий достаточно естественно может быть согласован с ритмом прохождения музыкальных тем.
Обратимся к первому полугодию. В сентябре в курсе истории конкретно исторические темы отсутствуют — это, скорее, введение в предмет. Соответственно, это время на музыкальных занятиях может быть отведено другим формам работы.
В октябре по истории можно выделить три основных темы:
языческая Русь;
Крещение Руси;
монголотатарское нашествие.
Как мы можем использовать этот материал на музыкальных занятиях? Первая тема нашла достаточно яркое воплощение в русской музыке. Это, например, песнь Бояна и хор «Слава великим богам» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», заключительный хор оперы «Снегурочка» Н. А.РимскогоКорсакова. Но здесь возникает проблема, вызывающая полемику в православной среде, — нужно ли акцентировать внимание школьников на языческих образах? Видимо, решение этой проблемы еще впереди.
К сожалению, важнейшее событие нашей истории — Крещение Руси — не нашло выражения в вершинных произведениях авторской музыки. Если же говорить о былинах «киевского» цикла, то очевидно, что исторические реалии в силу специфики жанра нашли в них очень условное отражение. Напротив, необычайно выразительно изображено в музыке монгольское иго. Ребятам можно дать послушать и первую часть кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский» («Русь под игом монгольским»), и «Сечу при Керженце» из «Сказания о невидимом граде Китеже» Н. А. РимскогоКорсакого.
Как можно заметить, в пятом классе нам представляется необязательным строго выдерживать хронологию авторов. Время соприкосновения с историей музыки у ребят еще впереди; на данном этапе они могут просто не почувствовать стилевые моменты и закономерности музыкального развития. Поэтому в начале нам кажется более естественным по мере возможности придерживаться хронологии исторических событий, тем самым поддержав проснувшийся у подростков интерес к истории.
Безусловно, идея соединения музыки и истории не может выполняться механически. Если просто пытаться искать иллюстрацию к каждому событию, то предмет станет «довеском» к истории, растворится в ней. На наш взгляд, тут важно выбирать наиболее яркие, вершинные образцы музыкального творчества. Однако и среди них не все может подойти в силу сложности для детского восприятия.
На ноябрь по истории приходится изучение эпохи Иоанна Грозного и Смутного времени. Характер и настроение этой новой, московской Руси очень ярко передан М. П.Мусоргским в его опере «Борис Годунов». Поэтому своеобразной музыкальной заставкой к изучению данной эпохи мог бы быть «колокольный звон» из Пролога. Еще один очень яркий пример — это финал 2го действия оперы «Опричник» П. И. Чайковского. Здесь автором показан страшный обряд посвящения главного героя в опричники.
И, наконец, декабрь. В декабре на предмете история изучаются XVII, XVIII века. Это один из наиболее проблемных моментов нашей разработки. Безусловно, ярчайшее музыкальное отображение начала династии Романовых — это опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». Своеобразной музыкальной характеристикой XVIII в. является «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Здесь возникает вопрос: правильно ли в данном случае ограничиться знакомством с одним или двумя эпизодами из каждого произведения с целью выдержать синхронное сопоставление музыкальных тем с курсом истории?
Проблема состоит в том, что опера «Жизнь за царя» занимает совершенно особое место в русской культуре — как по своей исторической значимости, по уровню духовных и нравственных проблем, которые в ней затрагиваются, так и с чисто художественной точки зрения. Безусловно, это произведение не может быть пройдено поверхностно. С другой стороны, стилистические особенности XVIII в., колоритно показанные Чайковским в «Пиковой даме», пятиклассники могут еще не почувствовать в силу своего возраста.
Не стараясь ответить однозначно, ограничимся по этому поводу лишь несколькими замечаниями. Необходимо еще раз подчеркнуть, что в данной разработке мы не ставим задачу представить историю в «музыкальных картинках» — у предмета «Музыка» должна быть своя логика. Поэтому возможным решением этой проблемы мог бы быть такой вариант: разойдясь с курсом истории, посвятить время на музыкальных занятиях в декабре более глубокому изучению оперы «Жизнь за царя».
Второе полугодие курса истории начинается с изучения XIX в., и первое масштабное событие — война 1812 года. Конечно, этому событию нужно уделить внимание и на предмете музыка.
Войне 1812 г. посвящены «Торжественная увертюра «1812 год» П. И. Чайковского и Восьмая картина оперы С. C. Прокофьева «Война и мир». Фрагменты из этих произведений очень живо дают почувствовать сплоченность и патриотизм, объединявший русский народ в борьбе за свою землю.
На наш взгляд, с февраля можно было бы перейти к циклу монографических тем и познакомить учащихся с творчеством выдающихся русских композиторов XIX в. Исключением станет лишь один урок в мае, когда по истории изучается Великая Отечественная война — нам кажется необходимым уделить этой тематике время и на уроке музыки (материалом для слушания здесь может послужить знаменитый «эпизод нашествия» из Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича).
В заключение хотелось бы напомнить: историческая память — важнейший стержень культуры любого народа. Именно на нее во многом «нанизывается» жизнь искусства. Она всегда была характерна и для русского народа. Былины о подвигах и сражениях всего народа существовали наряду с живыми преданиями об основании своей деревни, «малой родины», органично вплетаясь в жизнь и быт русских людей на протяжении многих столетий. Попытка осмысления русской истории через высокое искусство может стать хорошей возможностью для воспитания подростков, знающих и любящих свою родную историю и культуру.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >