Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Религиозная философия arrow Икона Богоматерь Неопалимая Купина





Икона Богоматерь Неопалимая Купина
Автор: Головкова Д.С.

Икона «Богоматерь Неопалимая Купина» из Ферапонтова монастыря: исследования и реставрация. 

Данное сообщение посвящено реставрации одного из замечательных памятников русской иконописи XVI в. - иконе «Богоматерь Неопалимая Купина», принадлежащей Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику. Икона происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Большинство ученых относит время ее создания к сер. XVI в. Таким образом, исследуемый памятник является одним из ключевых произведений для изучения иконографии «Неопалимой Купины». Несмотря на то, что реставрация иконы еще не завершена, она уже несколько раз была опубликована, в том числе и автором настоящей статьи. 

Работы по реставрации данного памятника велись со значительными перерывами. Они были начаты еще в начале 1970-х гг. в Кирилло-Белозерском музее. Тогда сотрудники темперного отдела ВЦНИЛКР раскрыли нижнюю четверть иконы и часть средника с изображением Младенца Христа. В 1974 г. памятник был передан во ВЦНИЛКР (сейчас ГосНИИР), и в начале 1990-х гг. работы по раскрытию авторской живописи были продолжены Ю.А. Рузавиным, который удалил потемневшее покрытие, записи и частично прописи с левой верхней четверти и центральной части иконы. Вновь работы были продолжены в 2002 г. Далее мы приведем некоторые наблюдения, сделанные в процессе завершения реставрации памятника.
Образ, «Неопалимой Купины» (инв. КБИАХМ ДЖ-848), имеет размеры 132,5 х 102 х 3 см. Иконный щит состоит из трех досок (липа?), кроме двух встречных сквозных шпонок по стыкам досок врезаны «ласточки». Основа практически не имеет коробления, поскольку на оборот иконы была наклеена льняная ткань, а планки на торцах играли роль дополнительных торцевых шпонок. Икона имеет ковчег с необычно широкими полями (около 10 см), можно предположить, что основа специально изготовлялась под определенный сюжет. Паволока использована льняная, саржевого плетения, с ромбообразным рисунком. Левкас меловой, достаточно рыхлый по структуре. Икона выполнена в технике яичной темперы с использованием сусального золота.
Памятник неоднократно подвергался реставрационным вмешательствам, два из них были достаточно серьезными, поскольку икона почти полностью промывалась и прописывалась. Имеются следы других, менее значительных, поновительских правок.
Вскоре после написания золотой фон, а также нимбы Христа, Богоматери и святых были покрыты басмой. Мы предполагаем, что первое поновление было вызвано необходимостью скрыть повреждения, нанесенные образу при удалении басменного оклада во время Смуты. Известно, что тогда Ферапонтов монастырь подвергся разграблению (насколько можно судить по мельчайшим фрагментам басмы, оставшимся на некоторых гвоздиках, она была серебряной, возможно позолоченной). Второй раз басма на фон, поля и нимбы персонажей в пророческих сценах не набивалась: гвоздевые отверстия, потертости и царапины перекрывались мелкодисперсной светлой охрой, а затем поля и нимбы были закрашены охрой другого оттенка. Напротив, многочисленные гвоздевые отверстия на нимбах Христа и Богоматери говорят о том, что венцы здесь набивались несколько раз. При промывке особенно пострадали: золото на полях, изображение ангела в углу красного ромба, фон и изображение мафория в левой части синего ромба, облачные сегменты зеленого цвета, частично утрачен рисунок глаз Богоматери. Поврежденные участки живописи были прописаны, выполнены надписи по краям синего ромба, над двумя верхними ангелами, у медальонов и пророков на полях, по контуру фигуры Богоматери.
Ко времени второго поновления (кон. XIX - нач. XX в.) относится красно-коричневая запись фона средника и слой почти белой краски на полях и нимбах персонажей в медальонах, нимбе Спасителя в стенах града. Краска нанесена толстым слоем, чтобы выровнять поверхность живописи с многочисленными утратами как красочного слоя, так и покрытия. Нимб Христа и внутренняя часть полей от синей полосы с текстами до лузги были покрыты серебряной краской. Тогда же еще были усилены контуры изображений символов евангелистов и некоторых ангелов, древа Иессеева. Киноварные надписи по периметру синего ромба, по контуру фигуры Богоматери, у медальона с изображением Моисея имеют следы незначительных правок, выполненных, очевидно, еще до второго поновления.
Особенности техники и технологии памятника, а также разновременные поновления определили степень сложности реставрационных работ.
Одной из самых серьезных проблем является работа по раскрытию авторского золота. Оно серьезно повреждено промывкой и затем перекрыто охрой без разделительного слоя. Связь золота с подложкой желто-охристого цвета ослаблена. Сильно пострадали контуры небесных сегментов, края медальонов, изображений фигур и растительных побегов, которые заходят на золото. Вызвало трудности удаление остатков покрытия, а также поновительских тонировок с нимбов Христа и Богоматери, раскрытие киноварных надписей по краям этих нимбов. Для решения каждой из названных проблем была выработана своя методика.
Наше внимание также привлекло состояние сохранности белильных высветлений на некоторых участках небесных сегментов темного тона и синего ромба. Здесь первоначальная интенсивность белил сохранилась только вокруг линий кракелюра с приподнятыми краями, а в углублениях чешуек красочного слоя белила «погасли».
Неожиданные результаты принесло раскрытие зеленых сегментов. Красочный слой на этих участках сильно деструктирован. Исследования, проведенные химиками, показали, что этот зеленый цвет состоит из натурального азурита и аурипигмента. По этой смеси выполнены разбавленными белилами моделирующие объем высветления. Использование одновременно свинцовых белил и аурипигмента является ошибкой, повлекшей необратимые изменения в красочном слое, поскольку аурипигмент переродился и приобрел серовато-коричневый оттенок. Поменялась интенсивность белильных высветлений, они приобрели коричневый оттенок.
Грубые прописи в левой и нижней части синего ромба, на углах красного ромба, мафории Девы Марии, зеленых сегментах и некоторых других участках скрывают потертости авторской живописи до левкаса. Здесь необходимо, с одной стороны, максимально удалить прописи, а с другой стороны, сохранить целостность изображения. В докладе проиллюстрирован процесс раскрытия на некоторых таких участках.
 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >