Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Религиозная философия arrow Богоматерь Корсунская













Богоматерь Корсунская
Автор: Медведева И.К.

«Богоматерь Корсунская» из Ново-Тихвинского монастыря г.Екатеринбурга. 

Икона Богоматери «Корсунская» поступила на кафедру реставрации икон ПСТГУ из Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга в 2004 г. Икона была доставлена в Москву на кафедру реставрации факультета церковных художеств ПСТГУ сестрами монастыря. Она была в киоте, в сорочке и ризе, поверх которой крепился венчик. Киот, вероятно, выполнен в XIX в. Углы киота скруглены. Он облицован темным ореховым шпоном. Дверца со старым стеклом закреплена на двух латунных петлях. Вставная рама вызолочена по полименту. 

Сорочка из домотканого полотна с набивным рисунком - белый горошек на розовом фоне. К сорочке грубыми нитками крепилась риза, украшенная золотой фольгой, бисером и стеклярусом. На мафории Богоматери были дополнительные украшения - сломанная позолоченная серьга с красным камешком и брошь в виде бантика, украшенная прозрачными стразами. Эти украшения прикреплялись к ткани швейными булавками. Ветхость сорочки и ризы указывает на давность их изготовления; возможно, они были одновременны киоту. Риза могла быть изготовлена в Ново - Тихвинском монастыре, где сестры занимались всевозможными рукоделиями и было развито прядильно - ткацкое, золотошвейное и вышивальное ремесло, а также оформление риз для икон1. Поверх ризы гвоздями был прибит латунный венчик с проштампованным и прочеканенным тонким лучистым орнаментом. На обороте венчика обнаружены окислы, пыль, следы паутины. На поверхности иконы после снятия ризы также наблюдалось значительное загрязнение.
После удаления пылевых загрязнений стали видны надписи по обе стороны от фигуры Богоматери: справа - «Образ Пресвятыя Богородицы Корсунския явися 6497 года октября 9 дня».; слева - «Антон Соковнин 1812 года месяца июля 23 дня».
Икона написана в технике масляной живописи по тонкому грунту оливкового цвета. Использование тонированных грунтов характерно для икон XIX в.. Живопись гладкая, без ярко выраженной фактуры. Верхние слои живописи на личном сильно потерты; по всей поверхности - масляная болезнь; в нижней части иконы присутствует «плывущий» кракелюр.
Защитный слой потемневший, с белесыми пятнами разложения по всей поверхности. На личном покрытие было почти полностью стерто, и лишь на отдельных участках оно сохранилось в виде бугорков.
В ходе реставрационных мероприятий удалены загрязнения с поверхности иконы, подведен грунт, устранено разложение лака путем контактной регенерации. Покрытие выровнено и утончено. В настоящее время икона находится в процессе тонировки.
На иконе представлена традиционная иконография, относящаяся к типу «Умиление Корсунская». Богоматерь с младенцем изображены оплечно, лик Младенца обращен к Пречистой. Она нежно склоняется к Нему, так что Их лики соприкасаются. Христос обнимает Мать левой рукой, а Она обеими руками прижимает Его к Себе. В правой руке Младенца - свиток.
Личное написано легко, прозрачно, тонкими лессировками. Лик Богоматери исполнен нежности и грусти, лик Младенца по-детски открыт и доверчив.
1 Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII - начала XX в. Екатеринбург., 1998. с. 302.
1
По манере исполнения личное отличается от одежд более тщательной проработкой, разнообразием оттенков цвета.
По всей видимости, икона написана под влиянием образцов академической живописи, хотя автор явно не относится к числу профессиональных художников. Об этом свидетельствует нарушение анатомических пропорций в изображении Богоматери и

 
Младенца - широко расставленные глаза, удлиненные пальцы рук. Произведения такого типа принято считать «академическим» примитивом, хотя недостаток живописного мастерства автора нисколько не умаляет достоинства описываемой иконы как проникновенного молитвенного образа. Такое сочетание традиционной иконографии с живописной манерой исполнения характерно для провинциальной иконописи ХУШ -XIX вв.
По сведениям, предоставленным сестрами монастыря, икона ранее принадлежала общине и находилась в монастырском храме св. Александра Невского. Храм построен в 1854 г. и оставался действующим до 1930-х гг. После закрытия храма в его стенах располагались складские помещения Уральского военного округа. Затем с 1961 года здесь находился Отдел природы Свердловского Государственного Историко- краеведческого музея, планетарий, фондохранилище.
В1992 г. храм был частично передан Русской Православной Церкви, а в 1994 году - Ново-Тихвинскому женскому монастырю. С этого времени и до передачи на реставрацию икона хранилась в покоях настоятельницы, матушки Любови (в миру Нестеренко Алла Геннадиевна). Об условиях хранения иконы до 1994 года сестрам монастыря ничего не известно.
В результате проведенного исследования найдены сведения об авторе, содержащиеся в книге Г. А. Моховой «Вятские иконописцы». В ней сказано: Соковнин Антон Васильев род. около 1782-1785), слободской иконописец, был женат на Евдокии, дочери Андриана Чуватина. Соковнин имел детей: сына Николая и дочерей Марию, Екатерину, Елену, Анну, Наталию, Ольгу. Жил в городе Слободском на Платуновской улице в деревянном доме. В 1813г. он служил при карауле французских пленных. Занимался иконным ремеслом.
Больше о нем ничего не сообщается, и до недавнего времени не имелось никаких | сведений о его работах. Данная икона - единственная из известных работ этого автора.
Как икона попала в Екатеринбург? Можно выдвинуть следующее! предположение. С 1838 г. при Тихвинском женском монастыре существовала живописная мастерская, возглавляемая в 1870-е гг. Николаем Михайловичем Плюсниным (1848- 1922)1 . Н. М. Плюснин был родом из г. Слободского Вятской губернии, как и А.В. Соковнин. С 1866 г. по 1873 Н.М. Плюснин обучался в Петербургской Академии художеств, где получил звание классного художника второй степени. В 1876 г. он приехал в Петербург. Возможно, он и привез с собой икону, которая являлась семейной реликвией или родительским благословением. Эта гипотеза для подтверждения нуждается в дальнейшей проверке и разработке.
 
< Предыдущая   Слудующая >