Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Религиозная философия arrow Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи





Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи
Автор: Журавлев Д.П.

К вопросу о символике растительного орнамента Собора Усекновения главы Иоанна Предтечи Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы.

Существующий ансамбль Ивановского монастыря выстроен по проекту М.Д. Быковского в 1860-1879 и представляет особый интерес не только как замечательный памятник зодчества, но и благодаря системе орнаментальной росписи, представляющей собой самостоятельное произведение искусства. М.Д. Быковский привнес в интерьер храма присущий его творчеству стилизованный орнамент, который в данном интерьере не только соответствует общему стилю здания, но и несет символическую нагрузку. 

Основная система росписей в данном соборе представляет собой ветхозаветный цикл, с изображением пророков, расположенный в барабане, а так же четырех евангелистов в парусах. Вся живопись выполнена в масляной технике на холстах и наклеена на штукатурку. По данным описи в алтаре на своде было два изображения Святителя, из которых сохранилось только одно, так же сохранилось единичное изображение св. мч. Трифона. О наличии остальных живописных полотен можно судить только по описи. Это были единичные или парные произведения. Внутреннее пространство храма заполнено орнаментом. Роспись некогда покрывала свод, пространство между окнами в барабане и стены собора. Тематика растительного орнамента особенно актуальна в системе росписей собора Усекновения главы Иоанна Предтечи, так как она отчасти заменяет традиционную систему росписей.
Символика цветов и растительного орнамента была хорошо известна издавна и распространена в станковом и монументальном христианском искусстве. В данном храме символика растительного орнамента играет доминирующую роль.
После закрытия монастыря росписи, вероятнее всего вскоре были забелены. Неповрежденными сохранились лишь некоторые фрагменты. После удаления побелки и металлических щитов, закрывших первоначальную живопись, картина росписи храма представляется достаточно полной.
Автор орнаментальной росписи неизвестен. В результате зондажей, выполненных в процессе реставрации, было выявлено, что вскоре после постройки храма роспись
 
частично была поновлена. В результате изменился общий колорит и добавлены некоторые новые орнаментальные композиции. Возможной причиной поновления могли стать разрушения, возникшие из-за несоблюдения температурно-влажностного режима. Об этом свидетельствует письмо академика В.В. Васильева, автора масляной живописи от 14 января 1879г., адресованное заказчику, а также осмотр интерьеров комиссией в составе: академика В.В. Шокарева, художника В. Фартунатова, иконописца С.А.Борисова от 4 января 1879 г.
Реставрация монументальной живописи выполнялась под общим руководством архитекторов Шитовой Л. А.(доцент МАРХИ) и Журавлева Д. П. (аспирант МАРХИ), художника- реставратора высшей категории Олиференко А.Е., при участии художника реставратора первой категории Тульпа О. С. и художника Мясникова И.В. Основой для реконструкции недостающих композиций послужили фотографии из архивов и сохранившийся иллюстративный материал.
 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >