Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Религиозная философия arrow Рождество-Богородицкая церковь





Рождество-Богородицкая церковь
Автор: Бажин В.В.

Из истории Рождество-Богородицкой церкви с. Семеновка 

Ныне исполнилось 230 лет со дня постройки и освящения православного храма в селе Семеновка – церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Тысячи людей здесь крестились, венчались, отпевали своих родных и близких. Здесь они искали и находили утешение. Божий храм, основанный более двух веков назад, и сегодня продолжает радовать и лечить людские души.
Рождество-Богородицкая церковь села Семеновка была построена прихожанами в 1773 г. и освящена 18 марта. Здание поначалу было деревянным1. В 1795 г. в церкви служили: священник Афанасий Матвеев, дьякон Иван Степанов, дьячок Петр Леонтьев и пономарь Андрей Степанов2.

В описании храма за 1817 г. указано , что «в селе Семеновке церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы деревянная освящена 1773 года марта 18 дня с приделом Святителя Николая, вместо коей сооружена уже в черне каменная, утварью снабжена достаточно…», священником в ней – выше названный Андрей Степанов, бывший пономарь3.
В сентябре 1818 г. каменная церковь была достроена и освящена. Тогда же была составлена и скреплена опись церковного имущества протоиереем Иоанном Билярским и благочинным священником Помарским и утверждена печатью Духовного правления4. Каменное здание с колокольней величаво возвышалось над округой, малиновый звон колоколов плавно растекался по округе. Приход храма составляли крестьяне села Семеновка, а также близлежащих деревень: Княжны, Савина, Якимова, Игнатьева, а позже и починка Преображенского5.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы первоначально имела два придела: холодный во имя Рождества Пресвятой Богородицы и теплый – во имя Святого Николая Чудотворца. Земли «…к сей церкви, отмежевано не было ни усадебной, ни пашенной, ни сенокосной». Причт состоял из четырех священнослужителей: священника Андрея Степанова, дьякона Григория Алексеева, дьячка Андрея Иванова и пономаря Михаила Андреева6.
Примечательно, что село это, с момента постройки церкви, и, примерно, до середины XIX века, имело второе название – «с. Рождественское Семеновка тож»7, в котором насчитывалось в то время чуть более полусотни душ мужского пола. За службу священнослужители получали ругу от прихожан «по одному четверику ржи, столько же овса, по копне сена с каждого венца». На содержание причта жалованья от казны и постоянного вклада не отпускалось, а «доброхотные даяния за требоисправления составляли до 100 руб. серебром в год». Духовное правление, местное благочиние, а также ближайшие царевококшайские церкви находились в 5 верстах8.
В 1841 г. священнику Рождество-Богородицкой церкви Андрею Степанову, находившемуся за штатом (ему исполнилось 70 лет), было назначено пособие в размере 10 руб. серебром в год (95 руб. ассигнациями)9. В середине XIX века штат священнослужителей, вновь утвержденный в 1848 году Святейшим Синодом для сельских церквей Казанской епархии, должен был состоять из священника, дьячка и пономаря. Однако по «Клировым ведомостям Царевококшайского духовного правления» за 1852 год в штате церкви значатся священник Николай Васильевич Царевский, дьякон Григорий Алексеевич Царевский, дьячок Степан Иосифович Хотинский, пономарь Иоанн Илларионович Пономарский. Должность просвирни исправляла «д. Княжны удельного ведомства крестьянская дочь девица Марфа Петрова».
В церковной библиотеке, кроме богослужебных книг, имелась литература исторического и догматического содержания, а также журналы «Православный Собеседник» и «Известия по Казанской губернии».
В 1862 г. в соседней д. Княжне было открыто приходское сельское училище, а 26 февраля 1869 г. при церкви было учреждено церковноприходское попечительство10. Церковноприходская школа 1-го Царевококшайского благочиннического округа открыта 12 декабря 1884 г. Здесь обучалось 19 человек, из них русских – 11 (8 мальчиков и 3 девочки) и 8 мальчиков мари11.
В начале ХХ века причт получал жалованье от казны: священник Владимир Гортинский – 160 руб. в год, а псаломщик – 40 руб. В 1901 г. доходы церкви Рождества Пресвятой Богородицы составляли: свечного сбора – 98 руб., кошелькового и кружечного – 58 руб., пожертвований деньгами – 840 руб., попечительством собрано 160 руб. Расходы составили – 200 руб. в год12.
Вскоре вокруг церкви была поставлена каменная ограда с железными решетками. Дома, в которых проживали священнослужители, страховались в Российском страховом обществе. Во время церковных праздников богослужения совершались также в деревянной часовне д. Княжны, крестьяне заказывали молебны по домам13. Крестные ходы совершались и на поля, люди просили у Бога дождя и хорошего урожая. Все службы велись только на одном славянском языке.
За восемь десятилетий своего существования церковь похорошела, приобрела величавый вид. Золотые купола ее были видны за много верст. Четырехъярусный иконостас в главном храме был богато украшен святыми иконами, а стены – росписями на библейские сюжеты. Церковным старостой в 1899 г. члены церковного совета избрали крестьянина д. Савино Ивана Васильевича Чулкова, который за щедрые пожертвования на колокол для Рождество-Богородицкой церкви был награжден серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте14. В 1901 г. прихожан храма насчитывалось уже 2300 человек.
В приходе церкви находились школы: церковная в д. Якимово (открыта в 1903 г.), в д. Княжна – министерское двуклассное и земское женское училища, в д. Савино смешанное земское училище (открыто 16 сентября 1911 г.)15 и в с. Семеновка – смешанное земское училище (открыто 1 сентября 1915 г.). Церковная школа располагалась в наемном помещении. В 1914 г. в ней обучалось 27 мальчиков и 12 девочек.
В тот год в церквном штате состояли священник Иоанн Лукич Петров, дьякон Василий Михайлович Померанцев и псаломщик Александр Алексеевич Смирнов. К церкви был пристроен еще один придел, престолов стало три: главный – во имя Рождества Пресвятой Богородицы (21/8 сент.), правый – во имя святого Николая Чудотворца и левый – во имя святого пророка Илии. К церкви была приписана каменная часовня в д. Савино, построенная на средства протоиерея Кронштадского собора Иоанна Ильича Сергиева16, известного всей России святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В 1914 г. церковь Рождества Пресвятой Богородицы в бесспорном своем владении имела земли: усадебной вместе с церковным погостом – 2 дес. 240 кв. саж. и пахотной – 1 дес. По качеству земля была очень хорошей и вполне пригодной для занятия садоводством и огородничеством17.
Первая мировая война отняла у церкви множество прихожан-мужчин: они ушли воевать за Веру, Царя и Отечество. Некоторые из них не вернулись домой, сложив головы на чужбине. Прихожане села принимали в свои дома эвакуированных и беженцев с западных территорий России. По архивным сведениям в 1916 г. здесь проживало 15 семейств беженцев из далекой Холмской губернии18.
Одним из самых сложных периодов в истории Православной Церкви было время с ноября 1917 г. до середины 40-х годов ХХ века. Закон 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» коренным образом изменил взаимоотношения между государством и церковью. Начались массовые репрессии против духовенства, которое было целиком причислено к контрреволюционным силам. Многие церкви уже тогда были разграблены атеистами и «воинствующими безбожниками». Так, в 1922 г. из храма были изъяты многие предметы церковного убранства и утвари, а также изделия из драгоценных металлов, общим весом в 19 фунтов 52 золотника (около 8 кг). В 20-30 гг. ХХ столетия культуре был нанесен непоправимый ущерб, так как среди разрушенных культовых сооружений оказались уникальные памятники истории Марийского края. Именно тогда были закрыты, обезглавлены, а некоторые совсем разрушены, все близлежащие церкви, в том числе и городские.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта одной из самых последних в Марийской республике указом Президиума Верховного Совета МАССР от 27 января 1940 г. и передана под мастерские19 (по другим документам под школу). Но 14 марта 1940 г. по ходатайству исполкома Йошкар-Олинского района здание церкви было отдано артели слепых инвалидов «Победа». Спустя полтора года, а именно, 4 августа 1941 г. постановлением Совета Народных Комиссаров Марийской АССР, в очередной раз, помещение храма было передано Народному комиссариату торговли под складские помещения20.
В книге С.В. Старикова и О.Г. Левенштейна «Православные храмы и монастыри Марийского края», вышедшей в издательстве «Периодика Марий Эл» в 2001 г., говорится, что на территории МАССР на октябрь 1942 г. еще оставались незакрытыми несколько храмов. Действительно, это так, но «незакрытые» вовсе не означает, что в них совершались богослужения. По «Сведениям о наличии церквей до 1917 г. и из них закрытых, бездействующих и действующих по состоянию на 5 октября 1942 г.»21 за подписью и.о. секретаря Президиума Верховного Совета МАССР А. Беляевой, хранящимся в Государственном архиве Республике Марий Эл в фонде «Верховный Совет депутатов трудящихся Марийской АССР», действующими считались только Кулаковская церковь Горномарийского района и Кульбашинская Сотнурского района, но обе они уже использовались под школы. «Незакрытые» означало, что о закрытии данных церквей не было издано соответствующих официальных распорядительных документов органов власти, т.е. постановлений, распоряжений и указов. В этом же документе говорится, что «Семеновская церковь занята под столовую, магазин районного партактива и склад сельпо»22. Храмы по всей республике использовались под клубы, школы, склады, мельницы, пекарни, мастерские и т.д., либо были разрушены, полностью или частично.
За годы хозяйственной эксплуатации церковное здание ветшало. В военные годы ни о каком, даже мелком ремонте и реставрации, не могло быть и речи. Многие детали конструкции были утрачены. Первый и главный алтарь, освященный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и летний храм, в котором он находился, были разрушены23. Верующие граждане писали в соответствующие организации ходатайства, заявления об открытии храмов. Наметившееся потепление отношений между государством и Церковью в годы Великой Отечественной войны, особенно после знаменитой встречи И.В. Сталина с высшим духовенством страны, способствовало тому, что закрытые ранее храмы и еще не разрушенные, власти разрешали открывать.
Летом 1944 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, согласно заключению Совнаркома Марийской АССР и многочисленным заявлениям верующих г. Йошкар-Олы и Йошкар-Олинского района, разрешил открыть по одной церкви в г. Йошкар-Оле и в с. Семеновке. Решение Совета об открытии церквей было одобрено СНК СССР распоряжением от 2 августа 1944 г.24 Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР предлагал Совнаркому Марийской АССР в трехдневный срок послать документы о заключении договора на передачу церковных зданий и культового имущества на рассмотрение Йошкар-Олинского горисполкома, а также поставить в известность заявителей верующих. Порядок передачи зданий и церковного имущества, оформление и регистрация религиозных общин и священнослужителей были изложены в инструкции Совета для уполномоченных представителей Совета от 5 февраля 1944 г.
Фактически функционировать, после четырехлетнего перерыва, Семеновская церковь Рождества Пресвятой Богородицы начала с 4 ноября 1944 г.25 Были зарегистрированы приходская община, церковный совет, ревизионная комиссия, составлен договор между общиной верующих и исполкомом Йошкар-Олинского райсовета депутатов трудящихся26. Церковным старостой избрали Е.И. Калинина. И вновь потянулись сюда верующие люди, моля Господа ниспослать скорую победу над ненавистным врагом, здоровье своим близким, добро и свет всем людям. На свои скромные сбережения они ремонтировали и восстанавливали здание храма, приводили его в первоначальный вид.
В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ столетия наступила новая волна гонений на Церковь. Государство, строившее коммунизм, вновь сочло религию тормозом в деле построения светлого и нового общества. В нашей республике в короткие сроки были разрушены несколько храмов. Постановлением Совета Министров Марийской АССР от 10 сентября 1960 г. была закрыта единственная в городе Воскресенская церковь, а религиозной общине ее было предложено в короткие сроки освободить здание, перенести совершение богослужений и перевезти все церковное имущество в церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка.
Переезд потребовал большой и напряженной работы. За короткий срок, предоставленный властями, нужно было сделать очень многое. Все эти заботы всецело легли на настоятеля храма, благочинного протоиерея о.Георгия Козлова и его паству. Во многом благодаря его стараниям работы по ремонту и перевозке имущества были проделаны, и церковь в с. Семеновка стала хранить еще и все святыни Воскресенского Собора. Вновь было сделано входное крыльцо в летний храм, произведен частичный ремонт пола, покраска стен и церковной сторожки. Указом епископа Казанского и Марийского Михаила от 15 декабря 1960 г. было предписано церковь с. Семеновка впредь именовать Воскресенским Собором, сохранив престольные дни как соборные, так и храмовые. Этим же указом подтверждался в сане протоиерея храма и благочинного православных церквей Марийской АССР Козлов Георгий Павлович, вторым священником назначался Василий Крживицкий, третьим – Федор Потоцкий, а дьяконом – Александр Лукьянов.
Не простыми для церкви и прихожан были последующие три десятилетия. Государство постоянно контролировало и направляло Духовное ведомство, «отлученное» от государства. Но оно так и не смогло до конца отлучить от веры миллионы своих граждан.
Новым, радостным этапом в жизни верующих и всех россиян явились демократические преобразования начала 90-х годов ХХ столетия в деле возрождения Русской Православной Церкви. Именно в эти годы значительно возрос интерес людей к духовной жизни наших предков, истокам Православия и истории отдельных церковных учреждений. Думается, что история церкви Рождества Пресвятой Богородицы займет свое место среди страниц нашего прошлого, будет значительно дополнена, уточнена и дописана исследователями, служителями Церкви, историками, краеведами.

Примечания
1. ГАРМЭ. Ф. 165. Оп. 1. Д. 365. Л. 17 об.
2. ГАРМЭ. Ф. 165. Оп. 1. Д. 86. Л. 36.
3. ГАРМЭ. Ф. 165. Оп. 1. Д. 365. Л. 17 об.
4. ГАРМЭ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 20. Л. 5.
5. ГАРМЭ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 194. Л. 86 об.
6. ГАРМЭ. Ф. 165. Оп. 1. Д. 110. Л. 16 об.
7. Материалы к истории населенных мест Марийского края. Вып. 1. Списки селений Царевококшайского уезда 1723-1921 гг. / МарГУ, МарНИИ. Йошкар-Ола., 2001. С. 53, 61.
8. ГАРМЭ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 20. Л. 5.
9. ГАРМЭ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 3. Л. 31.
10. ГАРМЭ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 194. Л. 79 об.
11. ГАРМЭ. Ф. 18. Оп. 1. Д. 305а. Л. 266.
12. ГАРМЭ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 194. Л. 80.
13. ГАРМЭ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 194. Л. 79 об.
14. ГАРМЭ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 194. Л. 79 об.
15. ГАРМЭ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 212. Л. 91 об.
16. ГАРМЭ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 212. Л. 91.
17. ГАРМЭ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 212. Л. 90 об.
18. ГАРМЭ. Ф. 124. Оп. 2. Д. 11. Л. 6 об.
19. ГАРМЭ. Р. 471. Оп. 1. Д. 433. Л. 67.
20. ГАРМЭ. Р. 471. Оп. 1. Д. 360. Л. 41.
21. ГАРМЭ. Р. 471. Оп. 1. Д. 433. Л. 35-42.
22. ГАРМЭ. Р. 471. Оп. 1. Д. 433. Л. 41; ГАРМЭ. Р. 836. Оп. 2. Д. 1. Л. 2.
23. ГАРМЭ. Р. 836. Оп. 2. Д. 1. Л. 3.
24. ГАРМЭ. Р. 836. Оп. 2. Д. 1. Л. 37.
25. ГАРМЭ. Р. 836. Оп. 2. Д. 1. Л. 37.
26. ГАРМЭ. Р. 836. Оп. 2. Д. 1. Л. 29.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >