Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow История христианства arrow Нумизматика и христианство





Нумизматика и христианство
Автор: Востриков В.Г.

Христианская тематика на памятниках нумизматики

Общепризнано, что деньги с течением времени помимо функции обмена, которую они изначально выполняли, приобрели идеологическую и политическую функции, прокламируя свои притязания и опираясь на авторитет Божества и Высших сил. Это — мощное средство массовой пропаганды, особенно в то время, когда не было ни телевидения, ни радио, ни газет.
В истории поздней Римской империи известны монеты, изображающие христианские символы. При Константине I впервые был отчеканен фоллис с монограммой Христа. Этот выпуск монет означал коренной поворот в идеологической политике императоров, отказавшихся от гонений на христиан и признавших христианство.

Считается, что поворотным моментом стала решающая битва между Константином и Лицинием, явившая Константину знамение креста и указание на победу под его знаком: “Сим победиши”. Еще более определенно говорит о смене религиозных приоритетов монета, на которой жезл с монограммой Христа пронзает змею — язычество. Те же символы сохраняются на позднейших римских монетах и при Феодосии I Великом, признавшим христианство государственной религией империи.
На монетах V века н.э. император держит в руках фигурку богини победы — Виктории — и крест с монограммой Иисуса Христа, попирая ногой побежденного воина-варвара.
На монете последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула (475-476) изображен крест в лавровом венке.
Византийские монеты также неизменно подчеркивают божественность власти правителей, которые изображались обязательно с крестом. Уже в VI веке на монетах начинают чеканить лик Христа. Конечно же, изображения Иисуса на монетах были схематичными и весьма несовершенными, но они указывали людям на то, что “несть власти аще не от Бога” (Рим. 13, 1) и провозглашали мощь и авторитет государства. Монеты XI-XV веков Византии — наследницы Рима рисуют облик Христа в погрудном изображении, с нимбом.
Изображения Христа на монетах раннего средневековья означало суверенитет правителя, осуществлявшего выпуск монет. Уже позднее, в XIV-XV веках, знаком суверенитета стали феодальные гербы.
Не случайно, что первые древнерусские монеты, чеканенные киевским князем Владимиром Святославичем так напоминали византийские. Выпуск златников и сребников Владимира был политической акцией и диктовался не столько экономическими соображениями, сколько желанием князя объявить о том, что Русь — христианская держава, включенная в круг европейских держав, а также о том, что она суверенна, влиятельна и могущественна так же, как Византия, от которой Киевская Русь восприняла христианство. На монетах Владимира и его сына Ярослава — их имена, а также изображение Христа-Вседержителя. Правда, потом место на монете занимает один лишь великий князь, изображенный со священным нимбом. На оборотной стороне монет Ярослава Владимировича помещается родовой знак киевских князей — трезубец.
Еще один князь — Олег из Тьмутаракани, называвшийся в крещении Михаилом, в 70-х годах XI века выпустил монеты с изображением своего святого покровителя — архангела Михаила и с надписью “Господи, помоги Михаилу”.
Выпуск монет с христианской символикой был знаком самостоятельности государств и их правителей. В 990-х годах начал чеканить свои деньги датский король Свен I Твескег, тогда же — король англов и саксов Этемред II, норвежский король Олаф Трюгвесон (995-1000 гг.), в 80-х годах X века — польский князь Мешко, шведский король Олаф Шетконунг (994-1022) и король Венгрии Иштван (Стефан) Арпад (1000-1038). Налицо связь принятия христианства у различных народов Европы с культурным и экономическим прорывом в их жизни, связанным с развитием культурных и хозяйственных связей между различными государствами, объединенными в рамках христианской цивилизации.
То же было и в случае с раннесредневековыми государствами варваров, возникшими на развалинах Западно-Римской империи.
С принятием христианской религии на монетах франкских королей, начиная с Хлодвига (480-511), христианские символы — крест или ангел с крестом — присутствовали почти всегда. Здесь мы видим мощное влияние римской и христианской традиции на наследников римлян — варваров, воспринявших многие культурные элементы от своих учителей-римлян, включая и монетные изображения. Остготский король Теодорих первоначально довольствовался лишь чеканкой своей монограммы и портретом восточно-римского цезаря. Следующий правитель остготов — Аталарих — уже помещает в монетном круге буквы DN (т.е. “Dominus noster” — “Господь наш”), свою монограмму и крест.
Знаки христианства вкупе с латинским языком, обладая громадным культурным и идеологическим авторитетом, имели в Европе большую популярность и репутацию своеобразного “знака качества”, что позволяло денежным знакам с этими символами обращаться в пределах обширного христианского мира.
Венецианская республика, в XIII веке сделавшаяся одним из центров средиземноморской торговли, также пыталась опереться на имя Христа. На золотых дукатах можно было прочитать надпись “Да будет Тебе, Христос, посвящено герцогство (ducatus), которым Ты Сам управляешь”. Само название монеты — дукат, дожившее до XIX века в денежных системах ряда европейских государств, как раз происходит от читаемого на венецианской монете латинского слова “ducatus”. На другой стороне этой монеты изображался покровитель города — святой евангелист Марк, вручающий дожу знак власти — знамя. Другая итальянская средневековая республика — Флоренция — с XIII века чеканила свои золотые монеты — флорины, на которых помимо лилии, герба этого города, изображался его Небесный покровитель — св. Иоанн Креститель.
Святые покровители с течением времени становятся как бы эмблемой стран, взявших за правило чеканить их изображение на своих деньгах. Так, в Венгрии и Баварии на протяжении нескольких веков обращались полновесные монеты — талеры, на которых изображалась Пресвятая Богородица с Младенцем Иисусом. Англия чеканила на своих талеровых монетах — кронах — святого Георгия Победоносца, сражающегося со змеем.
В России при Петре I и его преемниках — вплоть до Елизаветы Петровны, выпускали золотые червонцы со святым апостолом Андреем, распятым на кресте. Напомним, что по Преданию один из учеников Христа, апостол Андрей, нес учение Христа славянам. В Германии ходили монеты, называемые “андреасталеры”.
Легенды монет Нового времени, начиная с XVII-XVIII веков, несут на себе религиозно-идеологическую нагрузку. Французские короли, считавшие себя “наихристианнейшими”, ставили на монетах формулу: “Sit nomen benedictum, Domine” — “Да будет благословенно имя Господне”, а на гурте монеты читалась надпись “Dieu protйgй regem” — “Боже, храни короля”. После падения абсолютистского режима надпись на гурте была изменена на “Dieu protйgй France” — “Боже, храни Францию”. Людовик XIV на своих экю и луидорах, чтобы ни у кого не оставалось никаких сомнений на сей счет, повелел отчеканить слова “Chrs vinc(it), Chrs regu(at), Chrs imper(at)”, что означало “Христос побеждает, Христос царствует, Христос управляет”. Что-то схожее по смыслу на своих монетах повелел выбить российский самодержец Павел I: “Не нам, не нам, а имени Твоему”, что долженствовало значить “Не нам государям, а Тебе, о Господи, возносим хвалу”. Российские самодержцы обозначали свое имя с непременными буквами “БМ” (“Божией милостью”), как помазанные от Бога на царство святым миром.
Английские монархи, возглавлявшие англиканскую церковь, на своих монетных обозначениях титулов ставили титла “def(enser) fid(e)”, что значило “защитник веры”. В Германии в XVII веке памятники нумизматики дают великое множество сюжетов на духовные темы. Например, в 1622 году в г. Магдебурге выпустили “Венерин талер” с изображением Венеры и трех обнаженных граций. Надпись на монете гласила: “Венера, нежная языческая богиня, здесь почитаема была в своей наготе. Ныне, хвала Господу, здесь посеяно слово Божие”.
Христианские сюжеты на деньгах Западной Европы в XVII-XVIII веках стали привычными. Деньги с именем Христа играли роль не только как инструмент обмена, но имели функции оберега1 или подарка. Так, в 1616 году по распоряжению матери саксонского курфюрста Иоганна-Георга I Софии был выпущен специальный крестильный золотой дукат с инициалами “HIS” и самой Софии, а также Божиим оком. Чеканили такие дукаты в Дрездене вплоть до 1872 года.
В XX веке нумизматика ко всему прочему сделалась выгодным бизнесом, чем не преминули воспользоваться папы римские, ежегодно выпускающие большие серии на темы Ветхого и Нового Завета с непременным изображением римских понтификов, которые сделали монеты средством пропаганды католичества, а также источником немалых доходов для Ватикана.
В нашей стране духовная тематика на памятных монетах начала отсчет с 1988 года, когда в СССР торжественно, на государственном уровне, отметили 1000-летие крещения Руси. С этого времени стали регулярными выпуски монет с изображениями храмов. В 1988 году впервые появилась пятирублевая никелевая монета “Собор Святой Софии в Киеве”. Тогда же была отчеканена платиновая 150-рублевая монета с изображением памятника святому равноапостольному князю Владимиру. В 1989 году коллекционеры получили пятирублевую монету “Храм Покрова на рву в Москве”. В постсоветской России медальерные изображения православных храмов и монастырей можно видеть на малотиражных монетах 3-рублевого достоинства весом в одну унцию (31,1 гр.) серебра. События российской истории, в частности, начало летописания на Руси, нашло свое отражение в выпуске золотой монеты 100-рублевого достоинства.
Хотя эти монеты и не участвуют в денежном обращении в России, они несут на себе определенную идеологическую задачу, объявляя о тех ценностях, духовных и исторических, на которых стоит Россия, ищущая в них свою опору.
Христианская тематика на монетах на протяжении многих веков связывала культурно, идеологически и экономически Европу и, таким образом, можно со всей определенностью сказать, что она сыграла немалую роль в объединении Европы в едином культурном пространстве, в котором деньги и изображения на них выступали для людей представителями государств и проводниками их идей, среди которых важнейшей составляющей было и остается по сей день христианство.

Примечания

1 Православная Церковь учит, что человек должен надеяться на помощь и милость Бога Вседержителя, а не на охранительные свойства вещи-талисмана, как это принято у язычников (прим. ред.).
 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >