Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Религиозная философия arrow Сопротивление богоборчеству













Сопротивление богоборчеству
Автор: Востриков В.Г.

Сопротивление богоборчеству в 20-30-е годы XX века в Марийской автономной области

Вопрос о том, сопротивлялись ли люди официальному богоборчеству и гонениям на Церковь, происходившим в нашей стране в 20-30-е годы прошлого века, далеко не праздный и не относится лишь к области научного интереса. Он позволяет поднять проблему моральной ответственности людей, живших в то лихое, трагическое время, за все происшедшее. Вопреки расхожим представлениям о тех временах, реальные факты на примере Марийской автономной области говорят что сопротивление богоборчеству существовало.

В 20-е годы, когда власть позволяла церковным советам содержать храмы, заключая специальные договора об аренде верующими культовых сооружений, противостояние атеизму и богоборчеству выливалось лишь в диспутах, выступлениях в печати, на что верующие, как правило, отвечали, например, бойкотом выборов в местные Советы или срывом предвыборных собраний. В частности, в 1929 году в ряде селений Оршанского и Новоторъяльского кантонов повестки на избирательные участки называли «антихристовыми грамотами»1. Случались срывы предвыборных собраний во время поездки тогдашнего епископа Яранского по епархии2.
В январе 1929 года началось новое наступление местных властей на Православную Церковь: началось изъятие церковных архивов в собственность государства3. В том же году местные Советы начали в одностороннем порядке расторгать договоры с церковными советами под предлогом несоблюдения последними условий аренды храмов. Так было, например, с церковью Казанской Божией Матери в селе Старый Торъял, когда в мае 1929 года кантисполком постановил отобрать у верующих церковь, мотивируя «отказом самих верующих»4. В ответ на этот демарш властей церковный совет Казанско-Богородицкой общины организовал в 31 деревне кантона сбор подписей против отобрания храма5. Из 1085 подписей, стоявших в коллективной жалобе, уполномоченный кантисполкома признал законными чуть более половины из них — 6866. В конце концов, церковный совет отстоял церковь, обязавшись до 1 октября 1930 года отремонтировать храм, построенный в 1751 году7.
В 1930 году верующие подавали жалобы на закрытие в Йошкар-Оле Входо-Иерусалимской церкви, закрытой горсоветом 8 января. Жалобы шли в Москву, во ВЦИК СССР и ЦК ВКП(б). И хотя начальник милиции Вершинин признал факт нарушения процедуры изъятия храма Мароблисполкомом, церковь была в срочном порядке разобрана на кирпич8.
Жалобы в 1930 году во ВЦИК шли от прихожан с. Куракино (Мари-Турекский кантон, 5 апреля)9, Юринского кантона (Никольская община, 2 апреля)10 и ряде других селений МАО. 29 мая 1930 года из ВЦИК СССР в Мароблисполком пришла телеграмма: «До решения ВЦИК церковь в с. Куракино немедленно передайте в пользование верующих. Лиц, нарушивших закон, привлеките к ответственности. Результаты рассмотрения жалобы и принятых мер согласно нашего постановления срочно сообщите»11.
В 1934-36 годах поток писем от верующих в разные инстанции в защиту храмов и права исполнять религиозные обряды еще более усилился. По-видимому, определенную роль здесь сыграло некоторое кратковременное смягчение режима после коллективизации деревни и голода 1932-1933 годов.
В конце 1934 — начале 1935 годов верующие с. Кузнецово отстояли церковную сторожку, отобранную местным сельсоветом под общежитие для студентов. Постоянная комиссия по делам культов при Мароблисполкоме отменила решение местного Совета12.
В 1934 году в Мароблисполком поступили жалобы из с. Арино (Моркинский район)13. В 1935 году жалобы пришли из Новоторъяльского района с протестом против закрытия Сухорецкой церкви14 и от религиозной общины Ильинской церкви с. Сидельниково (Звениговский район)15. Сидельниковцы писали в Москву во ВЦИК. Местные власти наложили на Сидельниковскую церковь карантин, добиваясь ее закрытия16. То же сделали и в Помарах в июне 1936 года под предлогом эпидемии скарлатины. Жители Помар жаловались на произвол властей Сталину, ссылаясь на право свободы совести, данное им Конституцией. Случай в Помарах попал в газету «Горьковская коммуна»17. Церковь в Помарах в декабре 1936 года распорядились открыть вновь18.
Жалобы на богоборчество и гонения не были единичными. В 1936 году коллективные письма шли из с. Мари-Турек (октябрь)19, с. Пектубаево того же района (сентябрь)20, с. Косолапово (сентябрь)21, с. Петровского Моркинского района (декабрь)22, с. Емелево Горномарийского района (июль)23.
Власти вплоть до начала 1936 года не смогли закрыть в Ронгинском районе МАО ни одного храма24. В Горномарийском районе было закрыто 11 церквей, а 32 продолжали функционировать25. В Куженерском районе из 11 храмов 6 не были закрыты26. В Новоторъяльском из 10 молитвенных зданий было закрыто 327. В Оршанском районе ни одна церковь не была закрыта28. По Маробласти на 1 января 1936 года было закрыто 69 культовых зданий, не закрыто — 116 (из них исправно отправляли богослужение 101)29. Лишь в столице области, Йошкар-Оле, все церкви были закрыты, кроме Вознесенской, лишившейся в 1932 году по решению горсовета колокольного звона30.
Эта статистика показывает, что люди как могли пытались сопротивляться нажиму и насилию. И это в 1936 году, когда начал раскручиваться новый вал репрессий. Только после самого пика репрессий (1937-1938 гг.) местные власти в 1939-1941 гг. повели войну с храмами, выполняя директиву о ликвидации религии.
Эти факты показывают, что картина богоборчества в нашей стране и в МАО, в частности, не простой и далеко не гладкой, как она рисовалась в учебниках по истории более позднего времени. Они позволяют по-иному осмыслить происходившие тогда процессы, глубже понять и правильнее оценить нравственный климат тогдашнего времени и духовный облик народа, часть которого боролась, пусть и в такой пассивной форме, против разрушения Православия и традиционных духовных ценностей.

Примечания
1. ГА РМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 708. Л. 14.
2. Там же.
3. ГА РМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 1008. Л. 124.
4. ГА РМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 433. Л. 137.
5. Там же. Л. 146.  
6. Там же. Л. 146 об.
7. Там же. Л. 233-233 об., 236.
8. ГА РМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 1008. Л. 187-188.
9. Там же. Л. 272.  
10. Там же. Л. 159.  
11. Там же. Л. 271.
12. ГА РМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 1370. Л. 65-66.
13. Там же. Л. 64.
14. ГА РМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 1008. Л. 3.
15. Там же. Л. 7, 10.  
16. Там же. Л. 60.
17. Там же. Л. 125, 129, 154.
18. Там же. Л. 156.
19. ГА РМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 1007. Л. 41.
20. ГА РМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 1752. Л. 80; Д. 1007. Л. 41.
21. Там же.
22. ГА РМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 1608. Л. 137.
23. Там же. Л. 93-94 об.
24. Там же. Л. 76.  
25. Там же. Л. 75.  
26. Там же. Л. 87.
27. Там же. Л. 88.  
28. Там же. Л. 84.  
29. Там же. Л. 73.
30. ГА РМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 1266. Л. 1.
 
< Предыдущая   Слудующая >