Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Педагогика arrow Вузовская подготовка





Вузовская подготовка

Спецкурс в системе вузовской подготовки

Авторы: И. В. Вершинин, В. А. Луков

 В Самарской государственном педагогическом университете совместно с Институтом гуманитарных исследований МосГУ на основе авторских исследований (см.: Вершинин, 2003;  Луков, 2006) разработан спецкурс «Предромантизм и романтизм», который входит в цикл литературоведческой подготовки студентов педагогических вузов в соответствии с действующим ГОСТ ВПО. Он также может читаться магистрантам и аспирантам по филологическим и культурологическим специальностям.

Цель спецкурса — продемонстрировать преемственность мирового литературного процесса на примере взаимодействия двух крупных художественных феноменов XVIII — первой половины XIX века — предромантизма и романтизма, находящихся в отношениях «предсистема» — «система».

Задачи, вытекающие из цели, могут быть сформулированы следующим образом:

— методологическая: научить студентов, магистрантов, аспирантов применению историкотеоретического и тезаурусного методов исследования литературного процесса, других литературоведческих методов и подходов, используемых для изучения художественных систем европейской литературы;

— познавательная: дать представление о специфике изучаемых феноменов литературного развития Европы в контексте культуры, сообщить определенную сумму фактов, существенных для понимания литературного процесса и эстетического наслаждения от знакомства с анализируемыми памятниками;

— практическая: обучить основам анализа произведений европейских писателей XVIII — первой половины XIX века, дать студентам, магистрантам, аспирантам, выбравшим специальности, связанные с работой в сфере образования, необходимый минимум материала, который может иметь как непосредственное отношение к их профессиональной подготовке, так и опосредованное, создавая широкое поле для художественных ассоциаций и интеллектуальных аналогий.

Объявление:

Следует учитывать, что реальный материал, охватываемый темой спецкурса, огромен. Он позволяет поставить вопрос о специфике больших эпох и периодов, выделив как стабильные, так и переходные периоды. Особое внимание следует уделить проблеме переходных периодов как наиболее актуальной в настоящее время. Этим объясняется использование в качестве основного научного метода, определяющего акценты в изложении курса, развивающегося в литературоведении с середины 1980х годов историкотеоретического метода (и подхода — то есть такой совокупности научных методов изучения литературного процесса, в которой один метод становится главным, доминирующим), а также привлечение общегуманитарного тезаурусного подхода. Помимо обобщенных характеристик предромантизма и романтизма в данном спецкурсе использован научноисследовательский и научнометодический прием, предложенный еще в 1920х годах Чикагской социологической школой и получивший название «Case study» («Исследование случая»). Выделенные в спецкурсе случаи для углубленного анализа носят принципиальный характер для раскрытия его темы и позволяют продемонстрировать применение общих положений и системы научных методов на конкретных примерах.
Большое внимание должно быть уделено чтению текстов и анализу произведений, составляющих материал курса, что позволит расширить культурный тезаурус студентов.

Немаловажным представляется включение литературы рассматриваемых эпох в определенные контексты, прежде всего — в культурноисторический контекст рассматриваемых периодов. Уделяется внимание наиболее важным страницам истории исследования литературного процесса изучаемого времени, формирования различных научных концепций. Материал спецкурса увязан с основными курсами филологической подготовки.

Спецкурс рассчитан на 1 семестр, его объем — 72 часа (36 часов лекций, 36 часов самостоятельной работы). Он включает в себя 7 тем:

Тема 1. Предромантизм: общая характеристика.
Тема 2. Романтизм: общая характеристика.
Тема 3. Предромантизм и романтизм: взаимодействие и преемственность.
Тема 4. Исследование случая. Ранняя драматургия Виктора Гюго: от предромантической мелодрамы к романтической драме.
Тема 5. Исследование случая. Предромантик Т. Чаттертон в восприятии европейских романтиков. Томас Чаттертон: судьба и творчество.
Тема 6. Продолжение исследования случая. Восприятие Чаттертона английскими романтиками.
Тема 7. Продолжение исследования случая. Восприятие Чаттертона французскими романтиками.

Для организации самостоятельной работы подготовлено учебное пособие, в котором дан исследовательский материал по темам спецкурса, приведены списки рекомендуемой литературы, вопросы для самопроверки по каждой теме, рекомендуемые темы рефератов, а также дана дополнительная литература, которая может помочь слушателям при подготовке рефератов. Спецкурс носит авторский характер и связан с задачей внедрения результатов научной работы в учебный процесс высшей школы.

Историкотеоретический и тезаурусный анализ взаимосвязей предромантизма и романтизма в рамках спецкурса сам по себе весьма значим для подготовки специалиста высшей школы и молодого научного работника, выбравшего для себя сферу филологического знания.

Подобно тому, как предромантизм находится в определенных взаимосвязях с романтизмом, что показано в материале спецкурса, множество других явлений литературного процесса, феноменов художественной культуры при всем их своеобразии можно рассмотреть как подчиняющиеся тем же законам. Остается только применить результаты проведенного исследования к другим фрагментам мирового литературного, художественного процесса, которые соединятся в стройную цепочку культурных преемственностей.

Литература:
1. Вершинин И. В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры. Самара, 2003.
2. Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >