Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Педагогика arrow Воспитание и образование





Воспитание и образование

Психоаналитическая концепция воспитания и образования

Авторы: В. М. Елин, А. К. Жарова

Психоаналитическая концепция, сформулированная в начале XX века, сохраняет свою актуальность и наше время.

До недавнего времени в нашей стране господствовала просветительская модель человека, базирующаяся на трех основных положениях:

— господство культа разума, как основного достижения человека, позволяющего принимать решения и осмысливать социальные процессы. Либеральнопросветительские предположения о неисчерпаемых возможностях разума живы и сейчас, так как тесно связаны с идеалом независимой и критичной личности;

— предполагается, что человек вменяем и социально ответственен. Если у него есть разум, то он вполне способен обдумать любую сложную ситуацию и поступить в соответствии со своим критическим сознанием — залогом ответственности;

— считается, что человек во многом подвержен животным страстям и инстинктам, он часто совершает агрессивные и жестокие поступки, но чем дальше развивается история, тем больше окультуривается человек.

Фрейд нанес сокрушительный удар по этим базовым просветительским установкам. Его открытия радикально изменили образ человека. Вместо рассудочного существа, человек предстал в роли неразумного создания, обремененного иррациональными страстями и бессознательными комплексами. Таким образом, психоаналитическая концепция предлагает нам совсем другого человека, сознание и бессознательное которого находятся в непрерывном конфликте.

Стремясь понять и изучить человека во всей полноте и многообразии подходов. Психоанализ прослеживает динамику развития личности, выделяя отдельные этапы. Он утверждает, что характер и основные свойства личности закладываются еще в детстве на протяжении первых пяти лет. Затем развитие состоит в повторении, раскрытии и формировании того, что было заложено в тот период в более широком контексте отношений. Удовлетворение детских потребностей происходит в контакте с близкими людьми, но не все желания ребенка могут быть удовлетворены, поскольку это часто противоречит укладу жизни и требованиям общества. Поэтому часть желаний от раза к разу остается неудовлетворенной. Однако встречается и другая крайность, когда потребности удовлетворяются чрезмерно.

Объявление:

Зигмунд Фрейд подчеркивает, что воспитание подобно Одиссею, проплывающему между Сциллой и Харибдой. Поэтому факторами, которые в той или в иной степени могут нарушить раннее детское развитие, оказываются как строгость, так и баловство. Неизжитые импульсы или неудовлетворенные потребности никуда не исчезают, сохраняя свою энергию, они переходят в бессознательную сферу.

Последователи З. Фрейда, в частности Э. Фромм, уделяют особую роль воспитанию в формировании социального характера человека, который развивается, когда происходит адаптация человека к социальным условиям.

Поскольку многие психологи считают методы воспитания в раннем детстве и технику обучения подростка причиной развития определенного характера, уместно сделать несколько замечаний по этому поводу. Прежде всего, нужно уточнить, что мы называем воспитанием. Этот термин можно определить поразному, но, с точки зрения социального процесса, функция воспитания состоит в том, чтобы подготовить индивида к выполнению той роли, которую ему предстоит играть в обществе. То есть, воспитание должно сформировать его характер таким образом, чтобы он приближался к социальному характеру, чтобы его собственные стремления совпадали с требованиями его социальной роли. Система воспитания в любом обществе не только выполняет эту функцию, но и определяется ею, поэтому структуру общества и структуру членов этого общества нельзя объяснить воспитанием, принятым в этом обществе. Наоборот, само воспитание членов общества объясняется требованиями, вытекающими из социальноэкономической структуры данного общества, однако методы воспитания чрезвычайно важны, их можно рассматривать как средства, с помощью которых социальные требования преобразуются в личные качества людей. Хотя методы воспитания и не являются причиной формирования определенного социального характера, они служат одним из механизмов, формирующих этот характер. В этом смысле, знание и понимание воспитательных методов — важная составная часть анализа каждого общества.

Только что сказанное справедливо и в отношении семьи, которая является одним из секторов воспитательного процесса. Если верно, что решающее влияние на формирование личности оказывают ранние переживания детства, то как понять утверждение, что ребенок, имеющий очень мало контактов с обществом (во всяком случае, в нашей культуре), тем не менее, формируется обществом? Ответ состоит в том, что родители, за редкими исключениями, не только применяют шаблоны воспитания, принятые в их обществе, но и собственной личностью представляют социальный характер своего общества или класса. Они передают ребенку то, что можно назвать психологической атмосферой, духом общества, передают уже одним тем, что они сами — представители этого духа. Таким образом, семью можно считать психологическим посредником между ребенком и тем обществом, в котором ему предстоит жить.
В настоящее время существует несколько основных моделей современного образования:

— Традиционная модель образования. Опирается на традицию. Мир стремительно меняется, но означает ли это, что образование должно следовать за социальной конъюнктурой? Традиционная модель образования исходит из того, что школа призвана дать своим воспитанникам наиболее стойкие знания, проверенные временем, а не следовать нововведениям. В современном обществе к тому же продолжают существовать и традиционные сообщества, сохраняющие ориентацию на традицию, которая во многом определяет мышление людей и их образ жизни. Смысл традиции — передача культурной информации с помощью конкретных примеров, воспроизведение живого духа культуры.

— Культурноориентированная модель образования. Выдвигает в качестве главного принципа отношение к ценностям данной культуры. Каждую культуру можно представить себе как набор ценностей, находящихся в определенной иерархии. Люди, жившие в определенной культурной эпохе, имели определенные святыни. Изменились эти духовные ценности, и наступила другая эпоха. Следовательно, понятие ценности крайне важно для обучения. Они упорядочивают действительность и придают смысл человеческой жизни. Люди не просто выбирают себе ценности, они выстраивают их в определенной иерархической системе. И получается, что одни ценности живут в одной эпохе и умирают в другой. Но есть и такие ценности, которые можно назвать универсальными или общечеловеческими.

— Личностнодеятельностная модель образования. Предполагает развитие познавательных способностей, их волевых импульсов. Допустим, что переход к супериндустриальному обществу увеличит возможность выбора и сложность встающих перед человеком решений, тогда совершенно ясно, что образование должно заняться и проблемой сверхвыбора. Оказавшийся перед многочисленными альтернативами человек выбирает ту из них, которая в наибольшей мере совпадает с его системой ценностей. Поэтому в учебный план будущего должны включаться курсы широкого диапазона, ориентированные на усвоение данных, но и необходимые в будущем навыки поведения. Учебный план должен сочетать в себе разнообразную содержательную часть с общей подготовкой, которую можно назвать «знанием жизни».

— Модульное обучение — одно из технологических нововведений. Это определенный взгляд на технологию обучения, когда учебная программа формируется из набора блоков. Онито и называются модулями. Каждый из таких модулей предлагает собственное содержание и свои методические разработки по каждому разделу учебной дисциплины. Вводя в программу такие готовые модули и переставляя их местами, преподаватель может добиться лучших результатов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >