Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Социология arrow Высшее образование и Болонский процесс





Высшее образование и Болонский процесс

Высшее образование в рамках болонского процесса: немецкие перспективы и опыт

Автор: П. Ю. Гриз

Немецкая высшая школа и школьная политика находится в глубокой реформе, которая обусловлена тем, что 19 июня 1999 года представители министерств образования и науки из 29 европейских государств подписали Болонское соглашение, которое также носит название Болонский процесс. Этот процесс ставит задачу осуществить реформы на всем европейском пространстве, которое будет осуществлено до 2010 года всеми государствами, которые подписали договор.

Болонское соглашение возникло по инициативе министров образования Франции, Германии, Италии и Великобритании, которые отмечали 800-летний юбилей образования университета в Сорбонне в Париже, и которое было подписано 25 мая 1998 года с целью гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. На следующий год была подписана эта Болонская декларация, которая уточнила цели перед каждой страной, которая подписала данный документ, и вынесла соответствующие распоряжения. Процесс предполагает проведение каждые 2 года встречи министров образования для контроля и сопровождения этого процесса.

Одна из главных целей этот процесса — это создание новой системы и в новых уровнях учебных структур.
Представленная структура была разработана по решению министерства образования и науки 10.10.2003 г. и представляет следующие уровни. Итак, это бакалавриат, это магистратура с последующей возможностью защиты докторской диссертации. Данный документ является продвижением Болонского процесса, как и Пражского коммюнике, подписанного и должно быть реализованного до 2010 года. Эта система принята для Германии и соответствует тем договоренностям, которые существуют в рамках Болонского процесса.

Уровень бакалавриата предполагает научные основы, методическую компетенцию и также профессионально ориентированную специализацию. Бакалавриат может быть установлен в университетах, а также в соответствующего уровня высших учебных заведениях, например, это институты искусства или философско-теологические институты, а также на уровне профессиональных высших учебных заведений. Они также могут быть установлены в учебных заведениях, которые не имеют продолжения образования на уровне магистратуры. Время обучения от 3 до 4 лет. Профессиональное образование позволяет абитуриентам приступить к первой профессии.

Доступ до магистратуры осуществляется после получения первого профессионального образования или на уровне завершения обучения в институте и предполагает доступ на второй уровень получения образования это магистратура. Это обозначает, что не получив сертификата бакалавра студент не имеет права продолжить свое образование на уровне магистратуры. Где-то около 40% обучающихся продолжает свое образование на магистерском уровне. Итак, магистерский уровень предполагает три возможности получения образования. Это продолжение соответствующего обучения, далее — обучение, которое не соответствует первоначальному обучению, и, наконец, повышение квалификации.

Объявление:

Продолжающееся объединение. Это, первое, как раз мастер (2–4 семестр), потом, так называемое, продолжающееся обучение. Это обозначает, что студент продолжает свое обучение после завершения бакалавриата по этой специальности. Как правило, это длится: три плюс два — или вариант: четыре плюс один. Таким образом общее количество лет обучения составляет пять лет. Это предполагает три семестра магистерской подготовки. Например, Католическая высшая школа, которую представляет Гриз, — один. И они служат для углубления профессиональной подготовки и предполагают различные формы обучения как непосредственно после завершения обучения в бакалавриате, так и через некоторое время.

Если перевести это дословно, то будет: непродолжающееся обучение, которое имеет в виду, что студент продолжает свое обучение на уровне магистриата не по тому направлению, который был у него в бакалавриате.

Повышение квалификации предполагает, что люди имеют диплом специалиста, которые закончили институт. Таким образом, они тоже имеют возможность продолжить свое профессиональное образование на уровне магистратуры.

Важно отметить, что все эти формы равноценны. Они признаются и оцениваются соответствующими документами и, в том числе, это допуском к докторантуре и профессиональному росту. Единые требования формируются во время процесса аккредитации. Дальнейшая профориентация заключается в том, что есть два основных направления, это, так называемые, практико-ориентированные и ориентированные на исследования.

Что касается практико-ориентированного подхода, то оно ориентируется на то, чтобы активизировать знания и способности, решение новых и известных проблем. Это обозначает, что учебный процесс и формы обучения предполагают углубление профессиональных знаний, признание новых учебных единиц, а также выработки навыков для углубления знания в таких областях как практико-ориентированная постановка проблемы. И это не только признать, но и уметь решать данные проблемы. Это осуществляется при помощи различных форм обучения, в частности: специализации, изучение отдельного случая, а также проектных работ. Проектные работы осуществляются в рамках подготовки магистерской диссертации и направлены на объединение учебного материала с практикой.

Что касается ориентации на исследования, то это предполагает освоение различных исследовательских методик, а также проведение исследовательской работы. Это обозначает, что ставится цель, актуальные постановки вопросов, ориентация на профессиональное знание, овладение исследовательскими методиками и стратегиями, которые соотносятся с ключевыми специализациями в контексте междисциплинарной кооперации. Это достигается при помощи использования знаний, соединения с теоретической специализацией в области исследований, а также научного исследования, проводимого в рамках различных проектов, а также в рамках подготовки магистерской диссертации.

Четвертый аспект или четвертый квадратик, который мы видим на схеме — это докторантура. Любая форма окончания магистратуры, будь то продолжающее обучение, будь то обучение из другой сферы или повышение квалификации, дает возможность продолжить обучение в докторантуре. Но существует возможность обучаться в докторантуре, минуя магистратуру, с законченным дипломом бакалавра. Но для этого необходимо пройти процедуру допуска к докторантуре. Каждый вуз разрабатывает свои собственные положения, которые определяют, на каких условиях бакалавр имеет право поступить в докторантуру, минуя уровень магистратуры.

Переход на многоуровневую систему поднял вопрос о, так называемом, обучении совместно с производственной деятельностью. Это размышление особенно активно дискутируется в последние годы и связано с тем, что многие обучающиеся не готовы или не в состоянии пройти полный курс обучения по очной форме. В этом отношении возникают проблемы финансовые, семейные, а также желание продолжить обучение совместно с профессиональной деятельностью. Практика показывает, что 2/3 обучающихся совмещают обучение с профессиональной деятельностью.

Параллельно я хотел бы также сказать, что у нас существует возможность получить как диплом бакалавра, так и диплом магистра, однако есть еще возможность получить еще диплом специалиста. Дело в том, что по законам Германии каждый имеет право получить тот диплом в той форме обучения, которую он осуществлял, т. е. на какой факультет он поступил, тот именно диплом он может получить. То есть пока идет система параллельная.

Естественно, что Болонский процесс убыстрил процесс перехода на новую структуру образования в Европе и Германии. Итак, с зимнего семестра 1999–2000 года до летнего семестра 2007 года статистика показывает следующее. В немецких вузах открыто 5660 курсов подготовки бакалавров и магистров. В этот период дифференциация сложилась следующим образом: 1872 курса обучения бакалавриата в университетах, 44 курса музыкальных в вузах и вузах искусства, 1461 курс в высших профессиональных учебных заведениях. Что касается магистерского уровня, то такие возможности предоставляются в университетах, число которых достигает 1436, в вузах искусства и музыки — 37 и вузах — 810.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >