Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow КНИГИ arrow Система образования в России





Система образования в России

Система образования с позиций эффективного инвестирования в будущее благосостояние России

 Автор: Т. Н. Агапова 

Образование — это жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта.

Образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и экономического порядка.

В современных условиях перед человечеством встала проблема обеспечения устойчивого развития цивилизации в условиях существенных изменений среды обитания, особая роль в решении данной проблемы отводится образованию. Значимость образования для развития цивилизации объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства, образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества.

Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности.

В наше время образование является одной из самых крупных сфер мировой экономики и одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами, при этом ежегодные мировые расходы на образование по некоторым оценкам превышают 1 триллион долларов.

В современном обществе образование выступает и как система экономических отношений, выражающая взаимосвязь, взаимодействие непосредственно образования и сопряженных с ним сфер деятельности. Поэтому система образования на уровне государства представляет собой сектор его экономики со всеми присущими ему характеристиками. Становясь сектором экономики, образование получает статус социально-экономического института, главенство только социальной роли образования несколько уходит.

Объявление:

Одна из отличительных особенностей современной систем образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность последнего заключается в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования. В условиях поддержки образования со стороны государства и общества система образования должна обеспечить и эффективное использование своих ресурсов — человеческих, информационных, материальных, финансовых.

Особенностью системы образования как отрасли народного хозяйства является наличие у нее значительной нерыночной составляющей. Нерыночный сектор в образовании обеспечивает поддержание социально-экономической стабильности, социального прогресса, удовлетворение потребности в таком жизненном благе, как образование. Но наряду с этим, в условиях отсутствия какой-либо серьезной конкуренции в нерыночном секторе образовательной системы, ей становится характерна такая негативная сторона, как ограниченность основных видов ресурсов и невозможность их привлечения в достаточном объеме. В этой связи система образования сегодня рассматривается с позиций наиболее эффективных инвестиций в будущее благосостояние общества — инвестиций в человеческий капитал.

В «Международной стандартной классификации образования (МСКО)», под образованием понимается организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение.
При этом процесс коммуникации — это взаимоотношения между двумя и более лицами, включая передачу информации (сообщений, идей, знаний, стратегий и т. д.). Под обучением понимается любая перемена в поведении, информации, знаниях, взаимопонимании, мировоззрении, в системе ценностей или навыках, а чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению или общей специализации. Образование как организованный процесс должно планироваться в соответствии с определенной моделью или в определенной последовательности с четко обозначенными или подразумеваемыми целями. Будучи устойчивым, образование предполагает, что в любом элементе этого процесса есть признаки продолжительности и непрерывности.

С точки зрения общероссийской классификации видов экономической деятельности «Раздел М «Образование» соответствует отрасли ОКОНХ «Народное образование» (код 92000), за исключением деятельности учреждений для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (код ОКОНХ 92500), включаемых в ОКВЭД в раздел № «Здравоохранение и предоставление социальных услуг». Вместе с тем в этот класс включаются группировки «Внешкольное воспитание» (код ОКОНХ 93145) и «Народные университеты» (код ОКОНХ 93150), отнесенные в ОКОНХ к отрасли «Культура и искусство» (код 93000).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:

— преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

— сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, видов;

— органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

С точки зрения экономических исследований система образования является составляющей образовательного пространства (образовательной среды) государства (группы государств) или его административнотерриториальной единицы, так как лишь в этом случае данная система будет в состоянии реализовать принятые на соответствующем уровне управленческие решения.
Центральным структурным элементом системы образования является образовательное учреждение. В большинстве своем современные образовательные учреждения в России являются бесприбыльными или некоммерческими организациями, не ставящими целью своей деятельности извлечение прибыли. Для таких учреждений, как правило, имеется вышестоящая организация, которая финансирует их деятельность полностью или частично и определяет цели функционирования данного учреждения, целевой функцией для бесприбыльной организации является эффективное исполнение закрепленной за ней (уставом или положением) деятельности в рамках утвержденной сметы затрат. В основу финансирования образовательного учреждения положен принцип управления по результатам. Это означает, что любая финансируемая за счет бюджетных или иных средств программа развития образовательной деятельности должна содержать четкий перечень индикаторов результативности.

Признание за сферой образования только социальной эффективности и недооценка ее в экономическом отношении связано с так называемым остаточным принципом финансирования образования, который сегодня активно обсуждается. Вместе с тем, появляется все больше исследований, доказывающих исключительно высокую экономическую эффективность образования. Индивидуальные и общественные расходы на образование рассматриваются как одно из наиболее выгодных инвестиционных направлений. Практика доказала, что образование действительно может быть экономически выгодным, высокорентабельным делом.

Социально-экономическая эффективность системы образования может быть оценена с точки зрения следующих позиций:

— достаточность объемов финансирования учреждений образования;

— эффективность расходования средств на образование;

— востребованность получаемого образования;

— решение проблемы относительной занятости молодежи.

Несмотря на методологические трудности, которые возникают в связи с измерением внешних эффектов, общепризнанно, что потери от недостаточного вложения средств в образование могут быть очень значительными.

На всех уровнях управления образованием важной проблемой является выбор эффективного способа инвестирования. Одна из важнейших особенностей, характеризующих управление образованием, состоит в трактовке образования как инвестиций в человеческий капитал. Так как для сферы образования характерен очень длительный цикл отдачи инвестиций, она всегда будет «затратной», нуждающейся в общественной поддержке.

Инвестиции в образование не следует отождествлять с оплатой образовательных услуг. Однако не секрет, что простота и успешность прохождения образовательной программы для обучающегося зачастую зависит от суммы денежных средств, вложенных в образовательное учреждение заинтересованными юридическими или физическими лицами.

Целью инвестирования образовательной деятельности может быть развитие собственности, что имеет место в негосударственных образовательных учреждениях. А так как сфера образования при соответствующих условиях может быть достаточно прибыльной, то целью инвестирования может являться и получение прибыли. К сожалению, иные целевые установки в инвестировании образовательной деятельности сегодня отсутствуют. Но существует необходимость привлечения денежных средств для развития, сохранения, а в некоторых случаях и для восстановления образовательной деятельности в учреждениях образования.

Следует различать инвестиции в образование и инвестиции в образовательную деятельность. В этой связи представляется целесообразным разграничить и методологические подходы к оценке инвестиций в образование и образовательную деятельность. В первом случае мы имеет дело с процессом получения новых знаний, умений и навыков, значимым как социально, так и для отдельного человека. Также следует различать не только внешнюю, но и внутреннюю эффективность инвестиций в образование, т.е. соотношение затрат и результатов инвестиций в образовательную систему анализируется с позиций реализации этой системой ее собственных целей.

Одним из ключевых моментов в оценке данных инвестиций является решение проблемы их распределения между различными видами расходов на образовательную заведения с тем, чтобы эффективность инвестиций была наибольшей. Оценка инвестиций в образовательную деятельность может быть осуществлена с применением традиционных подходов с учетом специфики образовательной деятельности как отрасли экономики (табл. 1, с. 82).

Инвестиционный выбор в образовании предполагает использование не только эконометрических и аналитических данных, но представляется, что он должен базироваться на основе комплекса критериев, включающих кроме экономических и критерии социально-политического характера.

Отсутствие заинтересованности большинства потенциальных инвесторов привело к невозможности привлечения денежных средств для развития учреждений образования, совершенствования образовательных программ, повышения доступности качественного образования, решения целого комплекса социальных проблем. Выход из создавшейся ситуации видится во введении льгот по налогообложению юридических лиц, инвестирующих денежные средства в сферу образования.

С учетом возможных целей инвестирования, их социальноэкономической направленности, а также вектора определенной личной заинтересованности в инвестировании того или иного учреждения образования предполагается введение льготного налогообложения по налогу на прибыль для юридических лиц, инвестирующих денежные средства в сферу образования.
Думается, что в этом случае инвестор будет в какой-то мере даже заинтересован в увеличении налогооблагаемой базы по данному налогу, которая сегодня искусственно занижается. При этом учреждения образования, получающие прибыль, автоматически освобождаются от налога на прибыль.

Определение размера доли льготируемой части прибыли — это один из ключевых моментов создания механизма налогового льготирования предприятий-инвесторов в сферу образования. Проведенные укрупненные расчеты показали, что 16,4% от сумм налога на прибыль могли бы быть направлены на инвестирование образовательной деятельности.

При многообразии различных видов образовательной деятельности, различающихся формой, уровнем, программой образования, организационно-правовой основой и другими отличительными особенностями, следует выделить ключевые признаки, характерные для образовательной деятельности, которую можно инвестировать на обозначенных выше условиях.
К таким признакам следует отнести:

— наличие аккредитационного или иного свидетельства, подтверждающего не только право на ведение образовательной деятельности, но и дающего оценку степени соответствия требованиям по полноте, качеству, ресурсному обеспечению образовательной программы;
— объект инвестирования должен иметь статус учреждения образования.

Период создания учреждения образования либо освоения новой образовательной программы затратен, в этой связи представляется, что налоговые льготы инвесторы смогут получить после аккредитации или другого освидетельствования. Получение лицензии (разрешения) на ведение образовательной деятельности не является достаточным условием для получения льгот инвесторами, так как этим не проводится оценка фактического качества образовательной деятельности, заявленного в лицензии. Иными словами — результат деятельности только предполагается, а не существует в реальности.

Кроме того, думается, что инвестиции должны иметь целевое назначение и определенную смету, что позволит осуществить проверку соответствия направлений и полноты использования инвестируемых денежных средств учреждениями образования. Инвестиции должны быть направлены непосредственно в образовательную деятельность, в развитие аккредитационных или других нормативных показателей, а не в комплексные или прочие статьи.

Для предотвращения проблем, связанных с оценкой ликвидности материально-вещественных инвестиций, следует признать в качестве инвестиций в образовательную деятельность только денежную их форму.

Кроме того, в качестве основных направлений создания механизма налогового льготирования предприятий, инвестирующих образование, следует выделить следующие:

1. Выявление социальной и экономической составляющих эффективности образовательной деятельности, а в этой связи разделение учреждений образования на имеющих:

— преимущественно социальный эффект (как правило, государственный сектор; расположенные на периферии, где у учащихся нет выбора, где отсутствует рынок образовательных услуг, низкая платежеспособность населения);
— преимущественно экономический эффект от своей деятельности (как правило, частные учреждения образования).

Если будут льготироваться вложения во второй тип учреждений образования, то почему бы тогда не льготировать и вложения в другие виды предпринимательской деятельности.

2. Осуществление расчетов для предотвращения столкновение экономических интересов государства и его субъектов, которые лишатся части налогов, и интересов учреждений образования, которые играют для этого же государства и его субъектов социально-значимую роль.

3. Определение нормативно-правового места «Порядка льготирования», который должен быть вписан в механизм намечающегося в России передела собственности в сфере образования. При этом необходимо учитывать, что если инвесторы не будут вкладывать в образование, то это должно осуществляться за счет бюджета.

4. Признание такого факта, что в Российской Федерации существуют вымирающие территории, где массово совершенствовать и развивать образование не представляется возможным. Однако, необходимо выявить и развивать ключевые образовательные учреждения (очаги образования) в данных регионах. Данные очаги образования в этом случае и рассматриваются как объекты инвестирования.

5. Необходимо привести в соответствие с реальными потребностями объемы и структуру профессионального образования, финансируемого сегодня за счет бюджетов различных уровней. Например, менее трети выпускников педагогических вузов приходит работать по специальности. Структура профессиональной подготовки длительное время не подвергалась ревизии, а в этой связи не представляется целесообразным льготировать инвестиции в образовательную деятельность, реальные результаты которой далеко не соответствуют планируемым.

6. Нужна четкая регламентация и разработка механизма контроля за движением не только инвестируемых денежных средств, но и за движением активов в инвестируемых учреждениях образования, чтобы в случае реинвестирования или перепрофилирования деятельности образовательного учреждения инвестируемые в него денежные средства не могли подпадать под разряд льготируемых.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >