Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Социология arrow Социальная медицина





Социальная медицина

Социальная медицина и социальное образование

Авторы: Е. С. Воробцова, А. В. Мартыненко 

Более ста лет прошло со времени первых лекций известного немецкого врача Альфреда Гротьяна на тему «Социальная медицина» (1902 г.). Значительное развитие социальная медицина получила в ХХ столетии. Однако и до настоящего времени вопрос содержания предмета социальной медицины остается предметом научных дискуссий.

По мнению ведущих социал-гигиенистов предметом изучения социальной медицины (социальной гигиены) является общественное здоровье: процессы его формирования, способы оценки, факторы, на него влияющие и др.  

Широту и многообразие спектра проблем, рассматриваемых в рамках социальной медицины, обобщает академик Ю. П. Лисицын. По его мнению, нет проблем медицины, которая не имела бы социального характера. Милтон И. Ремер (Школа общественного здравоохранения Калифорнийского университета) рассматривает социальную медицину как расширенное понимание клинической медицины, полностью учитывающей социальные, психологические факторы, а также факторы окружающей среды, влияющие на отдельных пациентов.


В «Глоссарии терминов по медико-социальной помощи Европейского регионального бюро ВОЗ» (Копенгаген, 1976) зафиксировано, что в «качестве всеобъемлющего термина социальная медицина используется для обозначения:

1. Научных исследований социальных факторов, влияющих на здоровье и заболеваемость; такие исследования проводятся с помощью обследований, изучения случаев заболевания и статистических исследований;
2. Существующих взаимосвязей между медициной и обществом (медицинская социология), включая коллективную ответственность медицины перед обществом за консультирование по социальным проблемам, которые могут воздействовать на здоровье;
3. Социальной психологии и социальной психиатрии;
4. Учреждений социальной терапии — то есть служб социального страхования и социальных аспектов общественного здравоохранения, медицинской помощи и благосостояния».

Объявление:

Теория и практика отечественного здравоохранения, медицинских и смежных наук, равно как и зарубежных стран, вносит свои коррективы в такое определение. Вместе с тем, проведенный нами анализ показывает, что при существующих различных подходах к формулировке понятия «социальная медицина» сохраняют свое значение три обобщенных ключевых положения:

1. Социальная медицина изучает социальные факторы, влияющие на здоровье человека.
2. Социальная медицина использует формы и методы, направленные на сохранение, восстановление здоровья и предупреждение заболеваний.
3. Социальная медицина определяет ответственность и включает деятельность социальных работников по сохранению и укреплению здоровья населения.

Как известно «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и (или) физических дефектов» (ВОЗ,1948).
По мнению Ю. Растова категорию «социальное благополучие» следует рассматривать как такое состояние взаимодействия жизненных сил человека и социальных систем, которое обеспечивает конструктивность разрешения социальных конфликтов. Категория «социальное благополучие» с одной стороны, сопоставима с экономическим понятием «благосостояние», с другой, — благополучием в психологическом, педагогическом, этическом и иных аспектах.

Актуальность развития социальной медицины в последнее десятилетие во многом обусловлено ухудшением состояния здоровья населения. Вместе с тем становление и развитие в нашей стране системы профессионального образования в области социальной работы дает возможность активного привлечения к решению данной задачи специалистов социальной работы.
Нам представляется, что социальную работу, направленную на оказание медико-социальной помощи населению как важнейшей составляющей охраны здоровья, следует рассматривать как практическую компоненту социальной медицины.

Именно поэтому в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности «социальная работа» особую значимость в социальном образовании приобретает изучение учебной дисциплины «Основы социальной медицины».

Целью изучения дисциплины «Основы социальной медицины» является овладение будущими специалистами социальной работы знаниями факторов, влияющих на здоровье, а также способами сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия.

Достижению этой цели способствует решение в процессе изучения дисциплины следующих основных задач:

— понимание основных факторов, влияющих на здоровье человека;
— изучение организационно-правовых основ охраны здоровья и медико-социальной помощи;
— овладение технологиями сохранения и укрепления здоровья и предупреждения развития заболеваний;
— определение роли специалистов социальной работы в охране здоровья, включая оказание различных видов медико-социальной помощи.


Данную дисциплину мы рассматриваем как базовую при подготовке специалистов социальной работы для оказания медико-социальной помощи населению.
Нам представляется, что социальная работа по оказанию медикосоциальной помощи населению, определяемая нами как медикосоциальная работа, является важной практической компонентой социальной медицины. Именно поэтому в рамках профессиональной подготовки будущие специалисты социальной работы должны овладеть технологиями медико-социальной работы с населением. Этот вопрос, в частности, может быть решен посредством изучения специальной дисциплины «Содержание и методика социально-медицинской работы».

В рамках данной дисциплины будущие специалисты социальной работы знакомятся с концепцией медико-социальной работы, изучают вопросы ее организационного и нормативного правового обеспечения, а также технологии медико-социальной работы в учреждениях здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, а также с отдельными группами лиц (страдающими зависимостью от психоактивных веществ, психическими расстройствами, онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированными, инвалидами, военнослужащими и др.)

Дальнейшая подготовка специалистов для выполнения медикосоциальной работы может продолжаться через дисциплины специализации.
Среди направлений специализации по социальной работе в сфере охраны здоровья УМО вузов России по образованию в области социальной работы рекомендованы следующие: социальная работа в здравоохранении; медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений; медико-социальная работа с населением и др.

По последней из указанных специализаций с 1995 года ведется подготовка в Московском гуманитарном университете. Подготовка специалистов по данной специализации реализуется коллективом кафедры социальной медицины через следующие дисциплины: теория медикосоциальной работы; система охраны здоровья и здравоохранение; биомедицинская этика; медицинская психология; психотерапия; медикосоциальная работа в профилактике заболеваний; медико-социальная работа в планировании семьи; медико-социальная работа в охране ма  
теринства и детства; медико-социальная работа в психиатрии; медикосоциальная работа в наркологии; медико-социальная работа в онкологии; медико-социальная работа в чрезвычайных ситуациях; медикосоциальная реабилитация инвалидов.

Не вызывает сомнения тот факт, что подготовка будущих специалистов в данной области должна включать и такие важные составляющие как практическая, а также научно-исследовательская компоненты.

Безусловно, дальнейшее расширение участия специалистов социальной работы в охране здоровья населения диктует время и во многом определяется потребностями учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения в специалистах социальной работы, имеющих соответствующую подготовку.

Совместная работа учебных заведений и практических учреждений по подготовке специалистов социальной работы, а также разработка нормативных правовых документов, закрепляющих участие таких специалистов в комплексном ведении лиц с различными заболеваниями, сегодня является весьма актуальной задачей и может составить предмет взаимовыгодного сотрудничества учебных заведений и практических учреждений.

Не вызывает сомнения и тот факт, что роль социальной медицины в социальном образовании сегодня как никогда актуальна. Вместе с тем вопросы подготовки будущих специалистов социальной работы для деятельности в сфере охраны здоровья требуют дальнейшего совершенствования.

 

Нас поддерживают: Продажа шин и дисков для автомобиля


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >