Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Развитие негосударственных вузов





Развитие негосударственных вузов

О некоторых проблемах развития негосударственных вузов в современных условиях

Автор: А. М. Демин

Еще раз хочу констатировать, что негосударственные вузы, негосударственное образование в Российской Федерации — это реалии. Сегодня в ходе работы нашей конференции мы слышали цифры и факты, подтверждающие это. Много говорилось о проблемах развития негосударственного образования, в т. ч. и сегодня. Как представляется, одной из основных проблем негосударственных вузов является, с моей точки зрения, сама градация вообще образования, как государственная и негосударственная.

В том смысле, как представляется в настоящее время в прессе, в ряде документов, в выступлениях государственных чиновников, руководителей государственных вузов и т. д. Потенциальным нашим студентам, абитуриентам последовательно и наступательно навязывается суждение о негосударственных вузах, как о чем-то недостаточно качественном, неполноценном, коммерческом. Естественно, при этом умалчивается реальное положение дел в государственных вузах, где имеет место стремительное снижение количества студентов, которые полностью или частично оплачивают свою учебу. Сегодня об этом говорили.

Я являюсь инспектором по оценке качества образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Могу привести примеры, когда в филиалах крупных и известных в стране вузов количество бюджетных мест составляет от 2 до 10%. Это от общего числа обучаемых. Эти цифры реальные. Берешь контингент, считаешь количество бюджетных мест, получается от 2 до 10%. Да и в самих вузах этот показатель весьма низок. И в тех, которые являются головными в своем регионе. И 15%, и 20% и даже менее. Этот показатель имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Что касается других проблем в негосударственных вузах, они давно известны.

Во-первых, это проблема правового регулирования деятельности вузов. Сегодня об этом говорили. В частности, не ясно, является ли образование сферой услуг, и тем самым предпринимательской деятельностью, как об этом говорится в главе 39 Гражданского кодекса, или всетаки образование — есть явление шире, просто продажа услуг. Получается, что до сих пор такая специфическая и социально значимая сфера услуг, как образовательная, регулируется законом о защите прав потребителя наряду с торговлей, посредничеством и т. д. Практически не определены взаимные права и обязанности государственных органов и негосударственных вузов, принципы, на которых должны строиться отношения.

Объявление:

К проблемам деятельности негосударственных вузов следует отнести несоответствие содержанию уже принятых документов, хотя мы говорим о недостаточности регулирования деятельности гособразования в документах, тем не менее, даже те документы, которые приняты, в которых говорится о статусе и т. д., негосударственного образования. Мы знаем, то, что продекларировано в документах, в Законе об образовании, в Законе о послевузовском образовании и т.д., даже то, что продекларировано в этих документах, которые имеются, не выполняется, не соответствует реалиям. Например, не в полном объеме реализуется, а иногда и вообще не реализуется законодательно продекларированные нормы и положения документов. Речь идет о финансировании, о равенстве условий вузов, различной организационно-правовой формы. Как следствие этого, негосударственные вузы в условиях конкуренции находятся в заведомо проигрышном положении, о чем сегодня тоже говорило  Учебные заведения негосударственные поставлены на грань выживания. Большие сложности с приобретением собственных зданий и помещений. А без этого мы воспринимаемся как временщики. Понятно, что вуз, который имеет свою материально-техническую базу, свои здания и помещения, он воспринимается в регионах по-другому.

В частности, в институте, который я представляю, у нас 12 филиалов. 8 филиалов в настоящее время имеют свои здания. На своем примере могу сказать, что абсолютно другое восприятие в регионе даже среди чиновников при наличии своих корпусов, зданий и при их отсутствии.

Много говорилось об оплате коммунальных и других услуг в полном объеме, без льгот. Приходится платить в полном объеме.

Отдельно хочу сказать о конкуренции с государственными вузами за преподавателями. Об этом не говорится, как правило. Но что мы имеем на самом деле? В госвузе преподаватель получает бюджетные деньги из тех же налоговых поступлений, которые мы платим. Ректор государственного вуза в лучшем положении. Вы знаете, что основная затратная статья — фонд оплаты профессорско-преподавательского состава с социальным налогом и т. д. Руководство госвуза имеет возможность, получая деньги по бюджету, приплачивать преподавателям за счет т. н. внебюджетных поступлений, тем самым привязывая преподавателя к своему вузу. Нам в этом плане намного сложнее работать в плане закрепления преподавательского состава. Особенно это филиалов касается. И вузов тоже.

Хочу отметить ограниченные возможности влияния вузов на государственную политику в области образования, как на федеральном уровне, так и в субъектах. В составе коллегии очень ограниченное количество представителей негосударственных вузов. В основном там руководители государственных вузов. В субъектах то же самое. Только в последнее время наиболее активно стало движение. В состав ректоров вузов того или иного региона начали вводить ректоров, руководителей негосударственных вузов. Процесс идет очень медленно и не во всех субъектах. Тем самым снижается возможность влияния представителей нашего сектора образования на государственную политику на федеральном и на местном уровне.

Не секрет, что активно используется, особенно в регионах административный ресурс чиновников для создания протекции государственным вузам. Не буду расшифровывать этот тезис, потому что вам он хорошо известен.

Как положительный фактор, хочу отметить, что в настоящее время федеральная служба по надзору в сфере образования и науки готовит корпус, введен институт инспекторов федеральных и сейчас уже 4 группы. Пятая группа проходит обучение по этой программе. Я закончил четвертую группу. Негосударственные вузы — 20–25% в этой группе, в составе. Тем самым представители негосударственных вузов уже в статусе федерального инспектора первоначально как члены комиссии выступают при комплексной оценке, а затем уже сам председатель. Движение в этом направлении есть.

Перечисленные выше проблемы в основном связаны с внешними причинами, с внешним фактором. На мой взгляд, нам следует говорить о недостатках, которые могут быть ликвидированы нами самими непосредственно, которые мы порождаем и на которые мы сами можем влиять. Главный из них заключается в качестве образования. По оценке нашего сегодняшнего доброго хозяина, который организовал это мероприятие, по оценке Игоря Михайловича Ильинского в настоящее время только 15–20% вузов в состоянии дать образование хорошего вуза. Я с ним в этом согласен, потому что тоже имею возможность смотреть.

Может, чуть больше. В этой связи представляется, что несмотря на большие затраты на оборудование, учебно-материальные базы, необходимо приобретать здания, аккумулировать средства на это. Необходимо создание эффективной внутривузовской системы контроля качества образования, наращивание учебно-методического обеспечения, библиотечного обеспечения.

Отдельная проблема — это подготовка молодых преподавателей и закрепление за филиалами и вузами, имеющихся кадров профессорско-преподавательского состава, не говоря уже о создании научных школ. Это сложный и трудоемкий процесс, но делать это надо. В ряде вузов, я знаю, это делается и довольно успешно.

Хочу заострить внимание на проблеме общей для всей системы образования как государственного, так и негосударственного, я выражу свое мнение, навязывание этого Болонского процесса, возможное скорое вступление в ВТО, с введение двухступенчатой системы образования. Проблем много. Назову одну. Мы знаем, что с введением двухступенчатой системы. Во-первых, магистратуру «отлицензировать» смогут далеко не все вузы. Это понятно. Порядка 25–30% вузов смогут иметь магистратуру. Основная масса будет ограничена лицензиями по бакалавриату. Что это такое бакалавриат? Это выпадает целый блок дисциплин, дисциплин специализации. Вы знаете, что это такое. В условиях деятельности филиалов, когда необходимо создать кафедры. А чтобы иметь кафедры, надо иметь нагрузку. Большой блок учебных часов выпадает. Усложнятся вопросы по решению и созданию кафедр непосредственно. С моей точки зрения, эти все новации, которые нас ждут, они направлены и ведут к тому, что расчищается наше образовательное поле и готовится площадка для введения образовательных услуг в первую очередь американских вузов, европейских и т. д. Думаю, что легкой жизни в ближайшее время нам ожидать не приходится в связи с введением двухступенчатой системы. Это раз. И в связи с конкуренцией, которая будет после этого. Спасибо за внимание.

 

Нас поддерживают: Аренда спецтехники по Москве и России


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >