Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Деятельность негосударственных вузов





Деятельность негосударственных вузов

Актуальные проблемы деятельности негосударственных вузов в современных условиях

Автор: Н. А. Жильцов

С точки зрения содержания образования в негосударственных и государственных вузах — здесь особых расхождений нет, а вот что касается организационных моментов, то здесь проблем, отличающих практику негосударственных вузов от государственных, немало.

В чем мне видится беда? Хотя Комитет Госдумы, и профессионалы рассуждают о наших проблемах с полным пониманием существа дела, органы управления образованием успешно реализуют другую линию. Я имею в виду ту самую бюрократическую линию, о которой на Конференции уже говорилось.

В этом плане я хочу привлечь внимание привлечь к некоторым моментам, весьма, впрочем, неприятным для негосударственных вузов.

В первую очередь я хотел бы обратить внимание на то, что на сегодняшний день у нас будут совершенно иные условия: деятельность негосударственных вузов протекает в совершенно иных условиях. Мне думается, настала пора завершения разговоров о негосударственном образовании как о некоторой отдельной структуре на образовательном пространстве России, имеющей свои особенности, свои проблемы, связанные с удаленностью от власти, от бюджетных средств, от равной доступности, которые имеют государственные образовательные заведения и т. п.

Настала пора трансформации дальнейшего пути деятельности негосударственных учебных заведений. За последние 15 лет частная высшая школа состоялась. Правда, на сегодняшний день она представляет собой весьма пеструю картину. На сегодняшний день многие негосударственные вузы подтвердили свою состоятельность. Они действительно состоялись как серьезные учебные заведения. Наряду с ними немало и таких, которые состоялись в совершенном ином плане: они решают частную задачу, связанную с благополучием своих учредителей. Это надо признать откровенно.

В итоге мы вышли как бы на Рубикон. Либо мы вместе со всей высшей школой идем по пути решения традиционной задачи высшего образования, а именно: производство научного знания, формирование научных идей, лежащих в основе подготовки квалифицированных кадров — носителей этого знания, не забывая о нравственной составляющей обучения. Либо на первый план мы ставим задачу сохранения некой корпоративной целостности негосударственного образования с определенными отступлениями от критериев качества, с отсылкой на те самые примерные положения, которые имеют отношение к негосударственному сектору образования.

Объявление:

Я должен сказать, что с учетом имеющихся властных установок, нормативно-правовых актов, ведущейся сейчас разработке новых показателей видов учебных заведений и критериев оценки с точки зрения федеральных государственных образовательных стандартов, права на жизнь второй вариант вряд ли будет «проходным». Две последние Коллегии в Рособранадзоре, показали, что в условиях, предполагающих резкое повышение уровней требований к соблюдению показателей и критериев в оценке видов деятельности и реализации образовательных программ учебными заведениями, при соблюдении этих требований примерно 40% университетов не подтвердят свой статус.

На Коллегии в октябре прошли апробацию показатели видов деятельности учебные заведения вида «университет». Скоро будут обсуждаться показатели для академий и институтов. Что это означает для тех, кто работает в негосударственном секторе? Означает то, что и можно было предполагать: сокращение количества негосударственных учебных заведений. Мы проанализировали, исходя из примерных вариантов новых требований и критериев, состояние негосударственного сектора. Получается, что, если на сегодняшний день вынести на комплексную оценку негосударственные вузы по этим показателям, то примерно треть из них будет отклонена сразу, не пройдет аккредитационную коллегию.

И это действительно так. На каждой коллегии мы аккредитуем негосударственные вузы, в которых обучаются от 300 до 600 человек. Тот, кто имеет отношение к экономике образования, конечно, понимает, что при такой численности студентов реализовать качественный учебный процесс невозможно. Тем более нельзя ставить вопрос о какой-либо научной работе в этом учебном заведении. Если добавить к этому требования, которые изложены в проекте федерального образовательного стандарта по направлениям бакалавриата, особенно там, где говорится о кадровых составляющих, о финансовом обеспечении учебного процесса, то тем более становится понятным, что при таких подходах линия на сокращение числа учебных заведений будет осуществляться.

С другой стороны, это — объективный процесс. Частная высшая школа — бизнес, что бы мы ни говорили по этому поводу. Процесс укрупнения все равно будет протекать.
Наверное, нужно готовиться к такому ходу событий. Чтобы правильно сориентироваться в ситуации, необходимо избрать правильный путь нашего поведения в этой ситуации. Мы в прошлом году, предвидя такую ситуацию, осуществили реорганизацию двух учебных заведений, т. е. присоединили одно учебное заведение к другому. Процедура оказалась непростой, технически сложной, но она позволила сохранить и преподавательский состав, и студентов, хотя соединили, казалось бы, несоединимые специальности — юридические, финансовые, экономические. Второй год вуз успешно действует в новом составе.

Поэтому, чтобы избавить нас от проблем, связанных с судебной практикой (поскольку в этих условиях возникла бы позиция невыполнения договорных обязательств, договоров подготовки специалистов, поскольку вуз может лишиться аккредитации и не пройти комплексной оценки), нужно к этому готовиться сейчас и продумывать проблему сохранения студентов, преподавателей в новых и весьма непростых на сегодняшний день условиях.

Конечно, об этом, наверное, грустно говорить, тем более мне как руководителю частного вуза, но говорить об этом приходится, поскольку на предстоящие годы эта тема станет одной из главных. В декабре мы почувствуем, насколько жестко будет поставлен вопрос о сокращении количества вузов в высшей школе.

Вторая тема, к которой бы я хотел бы привлечь ваше внимание, — проблема преподавательского состава. О ней сегодня уже говорилось. Почему я посчитал необходимым на ней остановиться? Буквально на днях мы провели большую общероссийскую конференцию, на которую собрали представителей около 30 крупных региональных государственных вузов, ведущих подготовку юристов, и обсудили проблемы преподавательского состава. Здесь уже говорилось о межпоколенческом разрыве в среде преподавателей, но есть еще и другое: люди с большим возрастом, прямо скажем, наукой уже занимаются мало, молодые же преподаватели, выходцы из 90-х гг. со всеми отметинами, присущими этому поколению, заняты совсем другим. Я говорю не обо всех, а о многих. Для заработка молодые преподаватели часто работают во многих вузах. Проблемы науки их интересуют только в том плане, чтобы защитить кандидатскую или докторскую диссертацию. При таком подходе вести разговор о качественном образовании, как понимаете, не приходится.

Для участия в работе конференции мы пригласили ведущих ученых, теоретиков права и обсудили проблему объединения усилий с целью подготовки научно-педагогических кадров. Вы знаете проблему диссоветов, особенно по юристам: число советов сократили в два раза. Спрашивается: откуда возьмутся кадры? Откуда они придут? Более того, очереди на защиту растягиваются на годы. Существуют еще и проблемы аспирантуры, и проблемы обмена информацией, подготовки научных трудов, их издания. За всем стоят деньги. Альтернатива — объединение усилий. В итоге мы пришли к мысли о создании некоего неформального объединения, цель которого объединить усилия диссоветов, наших издательских органов, преподавателей, чтобы на едином подходе сформулировать позицию подготовки научно-педагогических кадров для себя. С этой целью мы сейчас создаем портал, который позволит обмениваться информацией, публиковать идеи с тем, чтобы потом выстраивать планы совместной деятельности.

Почему я об этом заговорил? Сейчас критикуют идею создания многострадальных советов. У меня к ней отношение сложное, поскольку я знаю проблему в какой-то мере изнутри. Но, тем не менее, в негосударственных вузах пошли и набирают силу другие процессы. Допустим, в том же Южном федеральном округе создано некое неформальное объединение, которое позволило интегрировать, объединить ресурсные возможности тех вузов, которые участвуют в этом процессе. Я думаю, что и нам нужно объединяться. В итоге уже в этом году нам придется работать в условиях новых требований. Мне хотелось бы предложить в рамках Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области или в новом формате еще раз собраться и оценить уже практические шаги нашей деятельности для того, чтобы сформулировать наши позиции, как себя вести в этих условиях, как понимать те или иные показатели, чтобы выступить перед Министерством науки и образования в плане своего суждения по данным показателям.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >