Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Педагогика arrow Развитие личности студента





Развитие личности студента

Увлеченность учебной деятельностью как условие создания среды для развития личности студента

Автор: Е. Н. Плетнева

На сегодняшний день весьма актуальны исследования, связанные с проектированием модели идеального выпускника вуза третьего тысячелетия.

Как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» основными целями профессионального образования выступают: подготовка квалифицированного работника (соответствующего уровня и профиля), конкурентоспособного, компетентного и ответственного; обучение специалиста на уровне мировых стандартов, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту. 

При этом модель специалиста должна быть сориентирована на воспитание таких качеств, как гражданская ответственность и самодисциплина, гуманизм, толерантность и владение навыками межличностного общения, профессиональный успех и творческая устремленность, социальная активность и коммуникабельность, чувство гордости за свой университет и приверженность к его традициям. креативность и предприимчивость, способность к анализу, рефлексия и поглощенность учебной деятельностью, саморазвитие, самовоспитание и самообразование.

Стремительное устаревание информации диктует необходимость потребности в образовании и самообразовании на протяжении всего периода активной жизни человека. Реализация собственного потенциала требует целеустремленности, последовательности, способности самостоятельно принимать решения и готовности отвечать за их последствия, предполагает наличие незаурядных волевых качеств личности. В процессе обучения в вузе должны создаваться условия для развития личности студента, оказываться психолого-педагогическая поддержка в его жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Подавляющая часть наших студенты находятся в том возрасте, когда завершается выработка жизненной позиции и осуществляется переход к осознанному самовоспитанию, самообучению и саморазвитию.

Профессиональные знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, могут быть использованы как с пользой для общества, так и во вред в зависимости от того, каковы нравственные качества человека. К сожалению, в настоящее время в достаточной мере еще не осознается тот факт, что подмена подлинных культурных ценностей духом потребления неминуемо скажется и на облике России завтрашнего дня.

Объявление:

Формирование у студентов поглощенности учебной деятельностью объективно обусловлено наличием противоречий между:

— востребованностью обществом личности, занимающейся самовоспитанием, и не сформированными для этого педагогическими условиями;
— нацеленностью образования на качественную подготовку специалиста и приверженностью к использованию традиционной стратегии обучения.

Эти противоречия со всей очевидностью дают о себе знать в образовательном процессе. Более пятидесяти лет назад, анализируя процесс обучения, М. В. Потоцкий указывал, что «знания многих учащихся средних школ все еще страдают формализмом, во многих случаях они крайне непрочны, успеваемость недостаточна, заучивание фактов зачастую преобладает над пониманием и умением применять методы, самостоятельное мышление развивается совершенно недостаточно, приобретенные знания забываются очень быстро».

Около 60% из 230 опрошенных нами учителей на курсах повышения квалификации работников образования указали на следующие проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе своей работы: неже  

лание детей учиться, отсутствие у них интереса, самостоятельности и инициативы, неумение работать в группах. При этом многие преподаватели не умеют организовать учебный процесс так, чтобы разрешить выявленные ими затруднения в управлении учебной деятельностью школьников.

К педагогическим условия организации поглощенности учебной деятельностью мы относим:

— организацию образовательной среды на принципах активности, осознанности, систематичности; на планомерном достижении студентом учебной цели; на формировании внутренней мотивации учебной деятельности; направленной на воспитание у них самостоятельности, ответственности, толерантности, доброжелательности, креативности;
— обучение планированию (долгосрочному, среднесрочному, краткосрочному) учебной деятельности студентов, его обоснованию и реализации;
— формированию опыта самообразовательной деятельности;
— работе с большим объемом учебной информации;
— проведения анализа студентом затруднений в процессе обучения.

Рассмотрим подробно одно из выявленных нами педагогических условий, касающимся организации образовательной среды.

В педагогике среда, как важнейший фактор развития личности, рассматривалась в работах зарубежных (К. А. Гельвеций, Я. А. Коменский, Р. Оуэн, Ж.-Ж. Руссо) и русских мыслителей (П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой и др.). Л. Н. Толстой отмечал, что среда благоприятна для развития сущностных сил и способностей ребенка, Руссо писал о трудовой среде для крестьян. О среде писали педагоги 20-х гг. ХХ в., изучались возможности, особенности, роль среды в развитии учащихся.

Мы считаем, что нельзя рассматривать человека в качестве пассивного объекта средовых влияний: он должен быть активным и, взаимодействуя с компонентами среды, идти по пути развития. На развитие личности влияют множество факторов: внутренние (природные задатки человека) и внешние (воспитание и среда). Так, например, Л. П. Буева считает, что социальная среда — это более узкое понятие, включающее все социальные условия и ситуации, вещи и особенности социального окружения, сфера общения и условия места и времени, вся материальная культура общества.

Проблему взаимодействия ребенка и среды изучали Ю. С. Бродский, А. П. Пинкевич, Н. В. Шульгин. По их мнению, ребенок, взаимодействуя со средой, не только приспосабливается, но изменяет и организует среду, в этом — основная идея педагогики среды.

Л. С. Выготский полагал, что «любой поступок человека возникает в ответ на импульсы, толчки, раздражения извне, из среды его жизнедеятельности, поведение ребенка — процесс взаимодействия организма со средой».

Взаимодействуя со средой, ребенок развивается сам, изменяя при этом среду. Как отмечал С. Т. Шацкий, «мы находим самой обыкновенной мысль, что жизнь, среда воспитывает, но обычно мы только констатируем это как факт, не делая из него никаких серьезных выводов». Необходимо, изучив среду, так организовать детскую жизнь, чтобы компенсировать отрицательные влияния среды на ребенка и поддержать положительные.

Эту идею развивал и А. С. Макаренко, который не только говорил о необходимости создания «воспитательной среды учреждения», но и включал воспитанников в процесс преобразования окружающей среды.

Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, Г. С. Костюк рассматривали проблему организации среды, которая способна оказать максимальное влияние на развитие личности. И для нас значим их вывод о необходимости изучения среды, взятой не самой по себе, а по отношении к школьнику и студенту. Специальная организация среды подчеркивалась Л. С. Выготским, который указывал на несоответствие взрослой среды ребенку. Сказанное позволяет нам выявить факторы, которые необходимо учитывать при организации обучающей среды, соответствующей возрастным особенностям, несущим высокий образовательный и воспитательный потенциал.

При организации среды нужно выявить то, как учащийся относится к средовым воздействиям, какова ее внутренняя позиция. Это суждение обосновано Г. С. Костюком, отметившим, что «влияние общественной среды на развитие ребенка зависит от того, что представляет из себя среда, какие силы и тенденции в ней сталкиваются, как относится к ним сам ребенок и что представляет собой он сам». Он убежден, что «не все то, что окружает ребенка, является действительной средой его развития. Влияют на этот процесс только те условия, с которыми он вступает в ту или иную действенную связь. Среда воздействует на развитие индивида через его деятельность».

Приведенное положение позволяет сделать вывод, что развитие активности студента невозможно без включения его в деятельность по преобразованию обучающей среды, определяются характером деятельности в этой среде.

Существенные аспекты педагогизации среды, ее функций, структуры, специфику деятельности и общения детей в среде разрабатывают и современные исследователи (Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, В. Г. Бочарова, В. Д. Семенов и др.). Из множества определений понятия «среда», наиболее полное, на наш взгляд, определение дано Л. И. Новиковой: «среда — это окружение, которое он (человек) воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует». По мнению Новиковой, необходимо приблизить среду к нуждам и потребностям детей, учитывая их особенности, вызвав у них положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, что явится источником знаний и эмоциональных переживаний, совершенствующих саму среду. Исследования влияния учебной среды на развитие личности позволяют считать, что среда является не только источником развития личности, но и своего рода катализатором в процессе самореализации личности, способным ускорить или замедлить этот процесс.

Как справедливо указывает О. Г. Грохольская, важным является наличие такого образовательно-воспитательного пространства, которое формировало бы жизнеспособность личности, т. е. способность выживать в условиях нынешней реальности не деградируя, а развиваясь в созидательном направлении28. Следовательно, среда, является не только фактором, но и условием развития личности, тем полем социальной деятельности и отношений, где проявляются ее способности, а человек включается в жизнедеятельность общества, т. е. ее можно считать педагогическим условием формирования поглощенности учебной деятельностью.

В процессе экспериментальной работы студентам было предложено ответить на вопросы анкеты, в которых их просили: оценить свою профессиональную подготовку в процессе обучения в вузе; выявить причины, влияющие на процесс обучения в вузе, отметить, чем обучение в вузе отличается от обучения в школе. «Хорошо» и «очень хорошо» оценили свою подготовку к будущей профессии 44,6% респондентов. Наиболее значимым критерием оценки процесса обучения 63,0% опрошенных считают общепрофессиональную подготовку. Наличие теоретических знаний и практических навыков, умений считают необходимым условием обучения соответственно 47,8% и 71,0% студентов.

Следует отметить, что важным условием подготовки специалиста 69,5% опрошенных считают наличие таких личных качеств, как ответственность, трудолюбие, аккуратность, а также умение работать самостоятельно, а вот организацию учебного процесса и квалификацию преподавателей лишь 15,3% респондентов считают необходимым условием.
К наиболее важным профессиональным качествам молодого специалиста 75,0% респондентов отнесли знание специальности (учебной дисциплины, предмета). 65,2% студентов считают одним из ведущих качеств умение мыслить и самостоятельно принимать решения. 64,7% лиц, участвовавших в опросе, утверждают, что умение работать с людьми является одним и нужных качеств молодого специалиста.

По утверждению 62,5% респондентов, для того чтобы стать профессионалом, необходимо самосовершенствоваться в направлении узкой специализации. Удовлетворены процессом обучения в вузе 44,6% студентов. Появился интерес к будущей специальности у 6,3% студентов; глубже стали понимать профессию — 43,8%, появились профессиональные навыки — 6,3%. Все респонденты указывают на повышение в результате обучения своего интеллектуального уровня. Среди причин неудовлетворенности учебой необходимо выделить объективно-субъективные (внешние) факторы: «не хватает времени» — 18,8%; «мог бы учиться лучше» — 12,5%; «неинтересно» — 18,7%; «занимаюсь не в меру способностей» — 19,1%.
Резюмируя результаты анкетирования студентов по их оценке обучения, следует отметить, что 62,6% опрошенных оценивают свою под готовку в вузе как хорошую и очень хорошую, а вот 31,3% — как удовлетворительную.

При выявлении данных, свидетельствующих об удовлетворенности обучением, необходимо отметить изменение отношения к учебе, образу жизни, интересам и склонностям (изменение этих критериев продемонстрировало 68,0% участников опроса).

Следует отметить, что под влиянием обучения в вузе значительно возросли такие общечеловеческие ценности, как здоровье (+ 1,8), семейная жизнь (+5,1). Отмечено повышение ценностей, характеризующих индивидуальную самореализацию, а именно творчество (+2,4). Из ценностей, указывающих на социальную успешность, отметим продуктивную жизнь (+3,0), интересную работу(+4,8), материальную обеспеченность (+1,0).

Изменение типа ценностных ориентаций на общечеловеческие и осознание здоровья как важнейшей ценности указывает на необходимость перевода технологий педагогического процесса со здоровьезатратного на здоровьесберегающее.

Исследование самооценки здоровьеценностных предпочтений было проведено по методике М. Рокича (выборка включала 223 студентов старших курсов московских вузов). Анализировались цен-ности-цели, ценности-средства (здоровье-цель, здоровье-средство), стимульным материалом служили предложенные респондентам два списка с указанными 18 ценностями. Большинство обследуемых в числе наиболее значимых ценностей назвали: образованность, независимость, жизнерадостность, твердую волю, честность, здоровье, любовь, наличие верных друзей.

Для выделения типов ценностных предпочтений студентов был проведен кластерный анализ, для чего были сформированы четыре группы студентов с различными типами ценностных предпочтений. Наиболее значимыми явились ценности социального взаимодействия: развитие, познание, уверенность в себе, интересная работа, друзья (19%); ценности индивидуальной самореализации: свобода, познание, творчество, продуктивная жизнь (20% опрошенных). На общечеловеческие ценности (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, жизненная мудрость) ориентировано 54% респондентов. На ценности социальной успешности (материально обеспеченная жизнь, общественное признание) сориентированы 46% респондентов.
Кроме того, студентам было предложено составить идеальный портрет современного молодого человека, используя черты известных персонажей (реальных или вымышленных), чтобы в сумме получилось 100%. Например, от Шерлока Холмса (внимательность) — 10%, от Наполеона (жажда власти) — 30%, Билл Гейтса (успешность) — 20% и т. д.
Респонденты в своем большинстве (47,3%) на первое место в ряде черт идеального портрета современного молодого человека поставили успешность (Билл Гейтс), в то время как внимательность (Шерлок Холмс) была на девятом месте — 13,4%).

Рефлексивный анализ процесса обучения в вузе проводился и с точки зрения выявления иерархии ценностей. С этой целью была разработана анкета, в которой необходимо было каждому из 15 суждений присвоить по степени значимости только один номер: здоровье, самосовершенствование, саморазвитие, забота о других людях, наличие хороших друзей, материально обеспеченная жизнь, развлечения (удовольствия), счастливая семейная жизнь, интересная творческая работа, хорошо оплачиваемая, но скучная работа; любовь; благополучие страны; учение; получение знаний; творчество; познание самого себя, а также отметить свою самооценку процесса обучения в вузе. Данную анкету заполнили 223 студента МГОУ. К сожалению, 76% опрошенных получение знаний и учение поставили на последние места.

Этим же студентам было предложено продолжить дать определение термина учение, а также описать технологическую цепочку процесса учения. Как оказалось, многие респонденты не осознают, что учение и обучение — не синонимы, кроме того, в своем большинстве они не умеют учиться.

Каждый пятый студент старших курсов считает, что он мало затрачивает усилий на освоение будущей профессии, что свидетельствует о низком уровне мотивации студентов к учебной деятельности.

Анализ анкет, свидетельствует о том, что большинство студентов-старшекурсников не различают специфику обучения в школе и вузе, игнорируют самообразовательную деятельность как важный фактор становления профессионализма, а профессиональная мотивация к учебе присуща сравнительно небольшой доли студентов.

Полученные нами экспериментальные данные близки к показателям, приведенным в исследовании Ю. М. Плюснина.

Д. Б. Эльконин указывал, что «учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Эта деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в самом субъекте». В проведенном нами исследовании студентов-старшекурсников было выявлено преобладание начальной стадии формирования мотива профессионального самоопределения в сопровождении ярко проявляющейся неопредмеченной мотивации достижения, что ставит под сомнение наличие у большинства студентов даже начальной стадии формирования мотива профессионального самоопределения и адекватной сформированности мотивационной сферы на завершающем этапе их учебной деятельности, что, в свою очередь, открывает фронт работы для преподавателей по преобразованию мотивационной сферы.

Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения, поглощенностью учебной деятельностью. Постановка такой задачи вполне обоснована: в системе «обучающий — обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого в вузе нельзя подходить односторонне, обращая внимания лишь на «технологию» учебного процесса и не принимая в расчет мотивацию и обучение учебной деятельности.

Как показывают результаты социально-психологических исследований, мотивация учебной деятельности неоднородна; она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов и преподавателей, уровня развития студенческого коллектива, организации образовательной среды, воспитания качеств личности студента, способствующих профессионализму и компетентности и т. п. С другой стороны, мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя (группы, общности), представителем которого является индивид.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов для деятельности, в которую она включается: типом образовательного учреждения, организацией образовательного процесса, индивидуальными особенностями студентов и преподавателей, спецификой учебного предмета, сформированными умениями учиться.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >