Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Социология arrow Коммуникативная компетентность





Коммуникативная компетентность

Роль журналистики и медиаобразования в развитии коммуникативной компетентности студентов

Автор: А. А. Сергеенко

Проблеме развития профессиональной и коммуникативной компетентности студентов в вузе (за последние пять-семь лет) посвящено немалое число диссертационных исследований.
Многие исследователи рассматривают коммуникативную компетентность как составную часть компетентности профессиональной, менеджеров среднего звена или работников государственных учреждений, профессий, чья работа связана с общением. По ходу работы мне не удалось найти диссертационные исследования, в которых бы анализировалось развитие этой характеристики личности у журналистовпрактиков или студентов-журналистов. 

Встречаются исследования, в которых используются средства журналистики, методы журналистикой деятельности и журналистского образования для развития коммуникативной компетентности. Часть работ ограничивается проблемами лингвистической компетентности, рассматривает развитие лингвистической компетентности студентов при изучении иностранных языков в технических и гуманитарных вузах.

А теперь остановлюсь на ряде исследований, посвященных интересующей нас проблеме. В диссертационном исследовании М. В. Мазо анализируются традиционные и инновационные педагогические технологии. Автор дает краткую характеристику некоторым технологиям: проблемное обучение; технология коллективного взаимообучения; технология полного усвоения; технология разноуровневого обучения; педагогическая технология модульного обучения; технология личностно-ориентированного обучения; педагогическая технология целеполагания.
В рамках современной парадигмы образования особого внимания заслуживает педагогическая технология модульного обучения и технология личностно-ориентированного обучения. Модульное обучение в учебно-методической и научной литературе уже получило признание и постепенно внедряется в образовательный процесс вуза.

По мнению М. В. Мазо, парадигма личностно-ориентированного обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением. Исследователь к числу перспективных технологий относит технологию создания проблемной ситуации, технологию педагогического средства, технологию педагогической импровизации. Определяя уровень сформированности коммуникативной компетенции у студентов, М. В. Мазо31 выделяет исходный уровень, системный уровень, продуктивный уровень. В структуре педагогической технологии формирования этой компетентности определяет мотивационный, когнитивный, оперативный компонент.

Автор исследует коммуникативную компетенцию в дискурсе преподавания английского языка как иностранного. При этом он отмечает, что данный термин рассматривается в контексте грамматической, языковой, предметной, профессиональной, страновед-ческой, лингвострановедческой и культурологической, прагмати-ческой, стратегической, поведенческой и других компетенций как составляющих коммуникативную компетенцию.

Объявление:

Заслуживает внимания тот факт, что исследователь выделяет сферы деятельности студентов по формированию коммуникативной компетенции и выделяет «сферу масс-медиа», включающую: чтение газет и журналов общественно-политического характера, слушание и просмотр новостей и других программ общественно-политиче-ского характера по радио и телевидению, обсуждение актуальных вопросов международной жизни и др.

К сожалению, автор не обращается к информационным ресурсам Интернет, как одного из средств развития коммуникативной компетентности студентов.
Стоит отметить, что в исследованиях коммуникативной компетентности в рамках изучения иностранного языка (или родного) уделяется внимание компетенциям, способствующим формированию языковой культуры, а в работах посвященных педагогической деятельности или профессиональной деятельности «человек-человек» (педагог, менеджер и др.) — проблемам взаимодействия или взаимопонимания в ходе совместной деятельности, профессионального или межличностного общения; вопросам эффективного речевого воздействия и риторическим приемам. В научных исследованиях этого феномена в рамках профессий инженер, программист и др. коммуникативная компетентность изучается с «технической», «производственной» точки зрения коммуникативного процесса передачи информации.

Профессия «журналист», как и другие профессии, имеет свою специфику. Журналист работает с особым типом информации, преобразовывая ее в новый информационный продукт. На всех этапах своей профессиональной деятельности он работает с языком как лингвист; взаимодействует с разными членами общества как педагог, менеджер; строит эффективную речь как оратор (устную или письменную), пользуется современными информационными технологиями и т. д.

Оригинальной представляется диссертационная работа Л. Н. Гридяевой «Развитие коммуникабельности подростков на музыкальных занятиях в школе-интернате». Автор определяет коммуникабельность как способность решать задачи общего развития речевыми средствами с демонстрацией инициативы контакта, адекватности речевых реакций, продуктивности общения, независимости индивидуальных суждений, аргументированности и контраргументированности, межличностной поддержки, диалогичности в общении. По мнению Гридяевой, на коммуникабельность личности влияют внешние и внутренние условия. «Таким образом, коммуникативная сфера как основной компонент управления межличностными отношениями определяет характер и способы взаимодействия с окружающими».

В диссертационном исследовании «Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях» В. В. Охотникова подчеркивает, что развитие высокодеятельностной, профессиональной компетентной личности в условиях преобразования общества, интеграции в международное сообщество, делает проблему развития коммуникативной компетентности наиболее актуальной. Эта компетентность не формируется стихийно. Нужна специальная организация образовательной деятельности с учетом многообразия и многогранности квалифицированного труда в современном сообществе, а также сложности культур  Специфика развития риторической компетентности у студентов нефилологических факультетов педагогического вуза исследуется Л. В. Тукмачевой, в работе которой рассматриваются теоретикометодологические основы формирования риторической компетентности как базового компонента профессионально-педагогической компетентности, технологии формирования риторической компетентности. Теоретическая модель формирования риторической компетентности включает в себя целевой, содержательный, технологический, контрольно-оценочный и результативные компоненты в их системном взаимодействии. Основной вывод автора: формирование риторической компетентности студентов нефилологических факультетов — процесс управляемый, зависит от организационных, психолого-педагогических и методических условий.

Диссертационное исследование Н. Ю. Мамонтовой «Формирование коммуникативной компетентности студентов технического вуза» поднимает проблему профессионального развития личности студентов технического вуза. На защиту выносятся следующие положения: коммуникативная компетентность студентов — способность будущего специалиста к профессиональной деятельности в различных социальноэкономических условиях и с представителями разных культур, формируемая в техническом вузе на основе социокультурных, социолингвистических знаний, умений и качеств, и определяющая профессиональный потенциал личностного и управленческого развития специалиста. Деловой иностранный язык в процессе обучения студентов технического вуза приобретает новую функцию: он представляет собой средство приобретения коммуникативной компетентности, является одним из инструментов эффективной профессиональной деятельности и др.

В диссертационном исследовании А. В. Шевкун коммуникативная компетентность рассматривается как средство социальной адаптации студентов первого курса. Автор в своем исследовании обращается к определению коммуникативной компетентности А. В. Хуторского, согласно которому такую компетентность следует рассматривать как «овладение личностью коммуникативными качествами, связанными с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе или коллективе».

При этом коммуникативную компетентность рассматривается не только в контексте межличностного общения, но и коммуникативной деятельности, которая обладает, как и любая деятельность, сложной, поэтапной структурой. Автор ссылается на следующие составляющие коммуникативной компетентности:

— поведенческую, эффективную, когнитивную (Я. Л. Коломенский);
— регулятивную, эффективную, информационную (Б. Ф. Ломов);
— поведенческую, аффективную, гностическую (А. А. Бодалев).

На наш взгляд, стоит различать коммуникативную деятельность и коммуникативную компетентность. Как и любая деятельность коммуникативная содержит в себе мотивационный, когнитивный и регулятивный или рефлексивный компонент, определяется целью и содержанием деятельности. Условием осуществления коммуникативной деятельности (например, профессиональной коммуникативной деятельности журналиста) становятся знания, умения, навыки, компетенции, которые определяют компетентность и результативность его деятельности. Безусловно, качества и свойства личности: когнитивные, морально-нравственные и эмоционально-волевые — влияют на развитие индивида, в том, числе и на профессиональную деятельность.

Компетенции, в том числе и коммуникативные, являются также свойством, качеством личности (способность, готовность), а не процессом, элементом деятельности. Компетенции являются условием компетентности, которая проявляется как результат деятельности.

В этом мы разделяем взгляды А. К. Марковой, А. А. Леонтьева об оценке компетентности по результатам деятельности, анализе общения как вида деятельности.
Интересен культурологический подход О. А. Захаровой38 в рассмотрении информационно-коммуникативной компетентности личности как части социокультурной компетентности человека, позволяющей существовать в мире культуры — мире символов и знаков, социальных кодов, паттернов общения и поведения.

Информационно-коммуникативная компетентность индивида представляется О. А. Захаровой, как возможность человека, с одной стороны, ориентироваться в динамичной социокультурной среде, взаимодействовать в пространстве разных культур, а с другой, — наращивать объемы информации и знаний, выстраивать собственный стиль коммуникаций, отличающийся повышенной личностной активностью, новыми принципами взаимодействия в условиях современных социокультурных трансформаций, учиться действовать в информационнотехнической среде.

По мнению автора А. В. Гоферберг, компетентность связана со способностью человека разрешать проблемы. Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его личностного роста.

Информационная компетентность учителя является частью профессиональной компетентности, включает в себя следующие слагаемые профессиональной деятельности:

— теоретические знания об основных понятиях и методах информатики как научной дисциплины;
— знание способов представления, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютера;
— умение и навыки работы на персональном компьютере на основе использования операционных систем и операционных оболочек;
— умение представить информацию в Интернет;
— умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
— навыки использования телекоммуникационных по конкретному предмету, с учетом его специфики.

Особый интерес для нас представляет диссертационное исследование Аль-Эт Авадалла «Эффективность коммуникаций в журналистской деятельности и их влияние на журналистский текст».

Актуальность исследования коммуникаций в журналистской деятельности заключается в том, что в последние десятилетия во многих странах интенсивно развиваются такие направления коммуникативной деятельности, как реклама и PR. Эти сферы коммуникационной деятельности конкурируют с журналистикой, выполняют также и коммуникационные функции. Как отмечает автор исследования, тема функций коммуникации в журналистской деятельности в современной науке исследована фрагментарно. Исследования эффективности коммуникаций в журналистской деятельности во многом важны потому, что на современном этапе развития журналистика теряет свою популярность в обществе, вытесняются рекламой и PR.

Это происходит и потому, что специалисты в этих областях более эффективно используют идеологическую, пропагандистскую, суггестивную и другие функции коммуникации, уделяют особое внимание исследованиям эффективности своей деятельности. В этих условиях журналистам приходится искать новые эффективные способы воздействия на читателей и слушателей.

Как отмечает Авадалла, цель коммуникации в журналистике должна ориентироваться на результат коммуникации, а не на ее средства. Эффективность коммуникации можно повысить за счет ее большей целеориентированности при условии, что предполагаемая цель отвечает таким требованиям, как: однонаправленность; точное описание желаемого результата; определение одной или нескольких целевых аудиторий; измеряемость; ориентация на желаемый результат, а не на средства коммуникации; временные сроки достижения намеченной цели; реалистичность; перспективность.

По оценкам Аль-Эт Авадаллы, в XXI в. смогут выжить только те СМИ, которые сумеют путем использования новых информационных технологий качественно, а не количественно повысить свои информационные сообщения, а также смогут их донести до достаточно однородной целевой аудитории.

Анализ и внедрение опыта высшего журналистского образования, медиаобразование студентов и школьников способствует формированию научно-методической базы по проблеме развития коммуникативной компетентности будущих профессионалов, пониманию сущности этого феномена. Специалисты медиаиндустрии, журналисты являются главными участниками процесса массовой коммуникации, обмена информацией. От их профессионализма, компетентности во многом зависит и вектор развития общественного сознания, культуры.

Вместе с тем качество журналистского образования определяется уровнем компетентности выпускников, набором коммуникативных компетенций, способствующих выполнению профессиональной деятельности в современных условиях, в условиях конвергенции СМИ, появления новых средств массовой коммуникации и демассовизации аудитории.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >