Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Филология arrow Вики-энциклопедия «Филология»





Вики-энциклопедия «Филология»

Проект студенческой электронной энциклопедии: вики-энциклопедия «Филология»

Автор: С. Г. Биченко 

Студенты филологического факультета Московского педагогического государственного педагогического университета решили внести свой вклад в повышение уровня образования по филологическим дисциплинам как у студентов, так и у школьников. Но надо было выбрать такую область методики, в которой мы были бы уже достаточно сильны, а может быть, и в чем-то опережали преподавателей. Такой сферой, несомненно, является интернет, используемый лишь немногими преподавателями, но хорошо освоенный студентами, причем почти всеми. Так возникла идея электронной Вики-энциклопедии «Филология», рассматриваемой нами как научно-образовательный проект. 

Научная актуальность проекта обусловлена тремя основными факторами. Первый из них — малое присутствие филологии в интернете. Мы нашли менее десяти сайтов лингвистической направленности, которые обновляются примерно раз в тришесть месяцев; их основное содержание — отсканированные научные статьи. Литературоведение представлено официальными сайтами нескольких журналов, где перепечатываются статьи из соответствующих изданий, а также крупной библиотекой ФЭБ. Объем всех этих сайтов (за исключением ФЭБ) очень невелик, особенно учитывая огромную массу филологических знаний, которыми располагает современная наука. Дизайн сайтов, посвященных филологии, часто только затрудняет поиск информации, и без того сложный ввиду отсутствия единой базы знаний. Кроме того, все эти сайты почти не используют возможности, которые предоставляют инновационные интернеттехнологии, в том числе вики. Таким образом, можно говорить о том, что современное интернетпространство филологией освоено явно недостаточно.

Второй фактор, который уже был упомянут выше, — это огромный объем знаний, накопленных современной филологической наукой, как отечественной, так и зарубежной. Нет ни энциклопедии, ни учебного пособия, ни интернетсайта, где эти знания были бы представлены достаточно полно, структурировано и доступно — хотя современные технологии это позволяют.
Третий фактор связан со спецификой филологии как гуманитарной науки. В этом — ее важное отличие от точных и естественных дисциплин, где единицей научного знания может быть научный факт. В филологии часто речь идет не столько о факте, сколько о мнении, причем не только в литературоведении, но и в лингвистике. Обладать филологическим знанием — значит видеть его как систему мнений и быть способным в ней ориентироваться. Учебные пособия и энциклопедии часто стремятся реализовать этот принцип, однако эти попытки обречены в лучшем случае лишь на частичный успех. Ведь объем знаний огромен и стремительно растет с каждым годом; он — явление динамичное, а книга — статичное. Однако с использованием современных интернеттехнологий становится возможным охватить информацию любого объема и при этом успевать за его ростом.

Уже сейчас есть возможность создать тезаурус современной филологии, при этом минимизировав затраты и попутно решив некоторые другие проблемы. Технология «вики» позволяет создавать интернетэнциклопедии по принципу Веб2.0, давая пользователю возможность не только читать статьи, но и свободно пополнять их. Наиболее ярким примером такого проекта является «Википедия», где содержится более 10 миллионов статей на более чем ста языках мира. Викиэнциклопедия на сегодняшний является наиболее рациональным способом представления больших объемов знаний, и именно поэтому эта технология лежит в основе предлагаемого проекта. Однако прежде чем перейти к описанию принципов его работы, хотелось бы обратить внимание на другие проблемы, решению которых может поспособствовать студенческая викиэнциклопедия.

Предлагаемый проект, сам по себе являясь перспективным научным ресурсом, также актуален и для методики преподавания филологических дисциплин (в вузах, в первую очередь). При изучении лингвистики и литературоведения студенты сталкиваются с двумя проблемами: большим объемом знаний, которые необходимо усвоить, и большим числом разных, нередко противоположных точек зрения на один и тот же вопрос. При этом в учебных пособиях и лекциях часто даются далеко не все точки зрения, имеющие место в современной науке (ввиду ограничений в объеме и времени). Подчас оказывается, что достать нужные статьи или монографии просто невозможно, так как их издают гораздо реже, чем того хотелось бы. Студенту часто очень тяжело ориентироваться в этой массе филологических знаний, так как у него обычно нет возможности увидеть их «сверху» (ведь в учебниках и лекциях информация подается неизбежно субъективно). Необходимо не только дать возможность увидеть науку как систему мнений, но и предоставить инструменты для навигации в этом пространстве.

Объявление:

Наконец, существует и педагогический аспект актуальности этого проекта. Достаточно опросить с два десятка студентов (что было нами проделано), чтобы сделать и без того явный вывод: немногие интересуются филологией как наукой, а те, кто интересуется, не находят возможности этот интерес реализовать. Одна из причин этого явления видится в отсутствии научного сообщества среди студентов — не регламентированной организации, а именно свободной общности людей, объединенных интересом к науке. Отсутствует объединяющая сила, которая могла бы сплотить этих людей, познакомить их, наконец. Коллективная работа над научным проектом вполне может стать такой силой, особенно если этот труд будет добровольным и осознанным, а полученные результаты студенты смогут справедливо назвать плодом своих усилий.

Из вышесказанного становится ясно, что при осуществлении проекта должны быть поставлены следующие цели:
1. Научная: создать динамический тезаурус филологической науки с использованием современных интернеттехнологий.
2. Методическая: дать студентам возможность увидеть науку как систему мнений и предоставить инструменты для навигации в этом пространстве.
3. Педагогическая: сплотить студентов, интересующихся филологией, с помощью коллективной работы над научным проектом.
Создание студенческой викиэнциклопедии позволит достичь всех трех поставленных целей.

Каждая из описанных в начале проблем может быть решена с помощью этого проекта. Викиэнциклопедия может вместить практически неограниченный объем информации, а также дает возможность структурировать ее наиболее подходящим для каждого случая образом. Эта информация может быть представлена любым способом, в том числе и как система мнений. Так как работа над викиэнциклопедией должна быть коллективной, она может стать тем проектом, труд над которым будет способствовать формированию студенческого научного сообщества.
Однако для начала полноценной работы над этим проектом следует решить несколько задач.

Первая из задач, которую следует решить при работе над любым интернетпроектом, основанном на коллективном труде, — привлечение достаточного числа людей. Эффективность, информативность и достоверность вики прямо пропорциональны количеству активных участников. Поэтому англоязычный раздел Википедии, над которым работают миллионы добровольцев, по достоверности не уступает энциклопедии «Британника». Масштабы филологической вики гораздо меньше, но и ей требуется немалое число активных пользователей. Возникает закономерный вопрос: как привлечь к работе над проектом достаточное количество пользователей?

Увы, на данном этапе развития информационного общества в России нельзя говорить о существовании культуры «information sharing». Любая деятельность, не приносящая прямого дохода и не являющаяся общепринятой формой досуга, оказывается как бы «вне поля зрения» — это же касается и распространенной на Западе практики «information sharing», когда человек пополняет интернетресурсы (викиэнциклопедии, сайты по типу «вопросответ», специализированные сообщества) просто из желания делиться знанием. Эта практика закреплена в западной культуре ярким образом: если у меня есть два яблока и я дам тебе одно из них, у нас у каждого будет по одному яблоку; но если у меня есть две «информации», и я сообщу тебе их, то у нас у каждого окажется по две «информации» — я отдаю, ничего не теряя. В современной России культура «information sharing» развита мало, что можно проследить, например, на низком уровне российской Википедии (за исклюением некоторых удачных разделов) относительно англоязычной, а также по количеству викиэнциклопедий в Рунете вообще.

Поэтому наиболее разумным представляется интегрировать работу над филологической викиэнциклопедией в учебный процесс. Здесь существуют два пути, которые радикально друг от друга отличаются.

Первый путь этой интеграции — на добровольной основе, через факультативные задания. Так, преподаватель может предложить студентам совместно написать по пройденной теме статью или даже несколько статей. Возможно создание спецкурсов, частично направленных на работу над викиэнциклопедией. При этом не следует делать эту работу обязательной — как только студенты почувствуют, что их принуждают, мнение о проекте может резко измениться в отрицательную сторону. Считается, что создание викиэнциклопедии — занятие увлекательное и способно привлечь интересующихся наукой студентов само по себе. Такой путь позволяет привлечь к проекту наиболее заинтересованных, «идейных» студентов, но количество их будет, естественно, крайне мало. И скорее всего — недостаточно для функционирования викиэнциклопедии.

Второй путь — интеграция работы над викиэнциклопедии в учебный процесс на обязательной основе. Главное средство такой интеграции — спецкурсы, которые не предусматривают написание курсовой работы. Чаще всего условием получения зачета по этому предмету является посещение лекций; реже преподаватель проводит зачет по билетам или с условием выполнения какойлибо практической работы — реферата, доклада. Наиболее желательным является внедрение работы над викиэнциклопедией как необходимого условия получения зачета именно по такому спецкурсу, и этому есть несколько оснований. Увеличение учебной нагрузки студентов незначительно — написать хорошую статью в викиэнциклопедию можно за одиндва дня. В отличие от рефератов, которые в наше время чаще всего скачиваются из интернета, а затем забываются и студентами, и преподавателями, работа над статьей в викиэнциклопедии является продуктивным видом деятельности, результаты которой останутся «на века» в форме правок (или создания основы) какойлибо статьи. Все правки можно легко и очень быстро отследить и проверить на аутентичность (чтобы избежать простого копирования со стороннего сайта), что может сделать сам преподаватель либо ктото из администрации сайта. Такая работа несет и индивидуальную (методическую), и общественную (научную) пользу: студент приобретает знания в ходе создания или редактирования статьи, а викиэнциклопедия пополняется новой информацией. При поддержке крупного филологического факультета это обеспечит достаточное для нормального функционирования количество участников викиэнциклопедии. Но такая работа не является добровольной, а потому с меньшим энтузиазмом будет воспринята студентами.

Наиболее разумным представляется совмещение этих двух способов интеграции, но все же с упором на второй. Основная масса студентов будет обеспечивать функционирование викиэнциклопедии и пополнять ее информационную базу в ходе сдачи зачетов по спецкурсам. Те же, кого эта работа заинтересует особенно, могут быть включены в состав администрации ресурса, то есть тех, кто выполняет контролирующую функцию. Обычно администраторы также занимаются какимто одним узким разделом викиэнциклопедии, пополняя его и проверяя на предмет фактических неточностей и ошибок. Такой подход поспособствует достижению первой и третьей из поставленных выше целей: будет обеспечена информационная основа ресурса (научный аспект), а также естественным образом (на добровольной основе) сформируется коллектив студентов, объединенных совместной работой над научным проектом.
Другая задача заключается в структурировании викиэнциклопедии. Эта проблема стоит значительно менее остро, чем предыдущая, и может быть решена в процессе работы. Более того, опыт создания викиресурсов подсказывает, что на начальных этапах разработки структуру следует делать как можно более гибкой, она выстроится сама естественным путем в процессе работы над проектом.

Актуальность третьей задачи на ранних этапах невелика. Вначале викиэнциклопедия требует совсем немного технических ресурсов, которые можно обеспечить хостингом средней руки (6–7$ в месяц). Однако со временем нагрузка на сервер возрастет, и может понадобиться усовершенствование технической базы проекта. Впрочем, такая нагрузка будет лучшим свидетельством успешности проекта, так как ее причиной может быть только большой поток посетителей. Вторая графа расходов связана с техническим обслуживанием викиэнциклопедии. Несмотря на то, что «движок» сайта очень надежен и прост в обращении, работа с ним требует хотя бы минимальных технических знаний. В наше время среди студентов наверняка найдется тот, кто ими обладает. Однако для решения более сложных задач, требующих более глубоких технических и математических знаний (таких, как усовершенствование визуального редактора, функции поиска; автоформатирование статей), может возникнуть необходимость в привлечении специалистов со стороны. К счастью, их услуги совсем не дороги. Главное же финансовое преимущество викиэцниклопедии в том, что основная работа не требует никаких финансовых вложений.

Взявшись за реализацию данного проекта, его инициаторы — студенты филологического факультета МПГУ — обратились к руководству факультета и нашли поддержку. В результате такая энциклопедия уже разрабатывается студентами.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >