Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Социология arrow Массовая беллетристика





Массовая беллетристика

Массовая беллетристика как дизайн

Авторы: Т. Ф. Кузнецова, Вл. А. Луков, М. В. Луков 

В вузовских курсах гуманитарного профиля, таких, как литерату роведение, культурология, социология и др., все чаще фигурируют ма териалы, связанные с массовой беллетристикой. В самом деле, не заме чать ее нельзя. Массовая беллетристика, составляющая в ХХ веке ос новной объем литературной продукции, развивается в рамках системы специфических для нее жанров: детектив, шпионский роман, фэнтези, приключения, триллер, женский роман и др. При этом жанровые грани цы становятся жесткими, жанровые модификации дробными: не роман, а «женский роман», «полицейский роман» и т. д. Массовая беллетристи ка имеет особые формы функционирования: бестселлер (наиболее про даваемая литература), дайджест («выжимка», краткое изложение произ ведения, в том числе и классики), комикс (перевод текста в серию кар тинок), покетбук (карманное издание, которое удобно читать в транс порте) и др. 

Здесь коммерческий принцип проявляется в наиболее от кровенной форме. Характерная черта литературы «массового спроса» — связь со средствами массовой информации и компьютеризацией обще ства, с рекламой.

Парадокс оценки массовой беллетристики заключается в следую щем. Массовая беллетристика в своей совокупности оценивается лите ратуроведами, культурологами, шире — общественным мнением крайне низко. Обычно при этом от нее отделяется своего рода классика (А. Дю ма, А. КонанДойл, А. Кристи, Ж. Сименон, М. Митчелл, Дж. Р. Р. Тол киен и др.), и тогда оставшаяся часть оценивается еще ниже. Сами авто ры обычно невысоко ценят свое слово, превращая работу над произве дениями в подобие комбината, нередко скрывая свое имя за различными псевдонимами. Так, в США синдикат Ника Картера (Дж. Р. Кориелл, Т. К. Харбоу, Ф. В. Р. Дей) с 1889 по 1915 г. выпустил в свет более 1260 историй отдельными выпусками. Кэтлин Линдсей (1903–1973) из Южной Африки опубликовала 904 романа под фамилиями двух своих мужей и восемью псевдонимами. Бабоорао Алнаркар (р. 1907) из Индии опубликовал свыше 1000 детективных романов. Английский новеллист Джон Кризи (1908–1973) опубликовал 564 книги под своим именем и псевдонимами.

В то же время эту литературу читают миллионы людей, она поль зуется самым высоким спросом. Произведений Агаты Кристи (1890–1976) еще при ее жизни и за последующее десятилетие были переведены на 103 языка и проданы тиражом в полмиллиарда экземпляров. Вплот ную приближаются к ней Барбара Картленд (автор 450 произведений), Эрл Стенли Гарднер и некоторые другие авторы. Читатели становятся настоящими «фанатами» этой литературы. На Бейкерстрит, в дом, куда Конан Дойл поселил Шерлока Холмса, до сих пор со всего света идут письма, даже с просьбой о проведении частного расследования. В 1975 г. Колорадский университет присвоил Шерлоку Холмсу звание по четного доктора. Жюлю Мегрэ, герою детективных романов Ж. Симе нона, в 1966 г. поставлен памятник в Делфзее (Нидерланды). Получили массовое распространения организации толкинистов. Невероятных мас штабов достигло увлечение детской аудитории Гарри Поттером (первый роман — «Гарри Поттер и философский камень» — вышел в 1997 г.). Автор романов об одиннадцатилетнем мальчикеволшебнике скромная английская учительница Джоан Кэтлин Ролинг (р. 1965) в настоящее время — одна из богатейших женщин Земли (ее гонорары еще до выхо да пятой книги о Гарри Поттере превысили полмиллиарда долларов).

Среди поклонников детективов можно назвать множество пред ставителей политической и интеллектуальной элиты мира. Это прези денты США А. Линкольн, Т. Вильсон, Ф. Рузвельт, английская королева Елизавета II (которая возвела Агату Кристи в рыцарское достоинство, читает все романы Дика Френсиса). Это такие интеллектуалы, как лау реаты Нобелевской премии английский поэт Т. С. Элиот, ирландский поэт У. Б. Йитс, французский писатель А. Жид. По свидетельствам близких, крупнейший немецкий драматург Бертольт Брехт в последние месяцы жизни, борясь с сильными болями, прочитал гору детективов.

Объявление:

И это не единичные факты. Неожиданные данные опубликовал американский Институт Гэллапа в 1986 г.: в США 60% мужчин и 64% женщин регулярно читают детективную литературу, а среди людей с высшим образованием (а ведь именно эта аудитория определяет нега тивную оценку массовой беллетристики) число любителей жанра про цент значительно выше — 74%.
Отмеченный парадокс научно разрешим только в рамках культу рологического осмысления массовой беллетристики. До сих пор она рассматривается как часть литературы, которая, в свою очередь, опреде ляется как часть духовной и художественной культуры человечества. Предъявляя массовой беллетристике требования «духовности» и «худо жественности», мы неизбежно придем к низкой оценке этого рода лите ратурной продукции. Между тем, массовую беллетристику следует рас сматривать как часть современной обыденной культуры (применительно к западной цивилизации примерно совпадающей с тем, что принято на зывать «массовой культурой», но без вкладываемого в это понятие нега тивного или апологетического оттенка) и искать в ней воплощение черт именно этой культуры. Дифференцируя культурологические понятия, следует отметить, что если сферой обыденной культуры является быт и постоянная профессиональная деятельность, отражение реального мира в обыденном сознании, то «массовая культура» касается более широких сфер, выходящих за рамки, очерченные обыденной культурой, но вос принимаемых через стереотипы массового сознания. Но это, тем не ме нее, родственные сферы культурной жизнедеятельности человека.
Массовая культура, как и обыденная культура, выросла из народ ной культуры и, вероятно, связана с этими корнями наиболее основа тельно. Она также в своей установке общедоступна и общепонятна. Правда, есть и принципиальное отличие: она, в отличие от народной культуры, (1) имеет тенденцию к космополитичности и (2) сосредоточена на обслуживании нижних ступеней «пирамиды тезау руса»39, а не всех ее ступеней, как народная культура.

Если самая нижняя ступень (выживание) касается всех (и домохозяйки, и академика), всегда и в первую очередь, как и вторая (в которую следует включить и вопросы обеспеченности семьи, т. е. имущество и деньги), то самая верхняя ступень (вера, сверхсозна ние) носит первоочередной характер для очень немногих.

Обыденная культура сосредоточена на трех нижних ступенях те зауруса, немного затрагивает четвертую и лишь в самой незначительной степени верхние три ступени. При этом если гуманитарная, художест венная культура устремлена на постижение всей сложности бытия, то массовая культура, касаясь даже самых сложных проблем (диалектики чувств, способов высказывания, постижения законов Вселенной, веры) идет по пути упрощения (сведения к мифам, привычным стереотипам, готовым формулам), так как решает вопросы не познания, а повседнев ной ориентации в действительности. Это ни «хорошо», ни «плохо», а со ставляет специфику массовой культуры, ее функцию в системе культур.

Являясь частью массовой культуры, массовая беллетристика вы полняет в ней функцию, сопоставимую с функцией фольклора (устного народного творчества) в народной культуре. Как и в фольклоре, в ней затушевано авторское начало, произведение подчинено требованиям жанра, на уровне содержания решающую роль играют мифы, на уровне формы — импровизация по готовым клише («формульность»).

На первом месте по значимости и популярности стоит детектив ный жанр. Повествуя, как правило, об убийстве и его расследовании, он касается общезначимой для всех людей нижней ступени «пирамиды те зауруса», касающейся жизни и смерти, страха, выживания. К детективу в этом отношении примыкают хоррор (литература ужасов), шпионский роман и т. д.
Огромное место в массовой беллетристике занимает эротический роман и — шире — эротическая проблематика вообще. Не менее значи ма тема семьи, детей (законных и незаконных, брошенных, найденных). Она сплетается с темой богатства, денег, наследства. Все это находит живейший отклик у читателей, так как связано с практически столь же общезначимой, как первая, второй ступенью «пирамиды тезауруса».

Тема успеха, продвижения к власти, признанию соответствует третьей ступени «пирамиды тезауруса». Самое страшное слово для геро ев — «неудачник».
Своего рода вершиной в этом движении вверх оказывается жен ский «любовный роман», сосредоточенный на проблемах четвертой сту пени (сферы чувств), однако сохраняющий общее для обыденной куль туры стремление к стереотипам и, кроме того, постоянно соскальзы вающий к нижним ступеням (власть, деньги, секс, страх, смерть).

Названные темы составляют материал и классической литературы. Но ее функции иные, и поэтому одно и то же событие (например, убий ство) будет поразному представлено. Так, многие считают, что «Пре ступление и наказание» Ф. М. Достоевского — это своего рода детектив. Но Достоевского интересует не убийство, а нравственное самонаказание Раскольникова. С этой точки зрения, нельзя отнести к массовой беллет ристике и «Убийство на улице Морг» Э. А. По, новеллу, которая счита ется первым образцом детективной литературы. В основе этого произве дения — тайна, но не убийства, а сверхспособностей Огюста Дюпона, его раскрывшего. Точно также на грани между литературой и массовой беллетристикой стоят произведения Конан Дойла о Шерлоке Холмсе и Честертона о патере Брауне, так как основное внимание в них обращено на логику и интуицию детективов, а не на интригу, связанную с фактом убийства. Напротив, в массовой беллетристике основной интерес дер жится на расследовании. Не случайно в английском языке появилось но вое слово, выражающее суть детектива: «Whodonit» — сжатое до преде ла выражение из четырех слов: «Who has done it?» — «Кто это сделал?» (т. е. «Кто убил?»). Существенным для понимания массовой беллетристики как части обыденной культуры становится наблюдение над формой ее презента ции. Формат издания соответствует быту: одежде («pocketbook», деше вые карманные издания, предназначенные для чтения в дороге и выбра сываемые в урну по прочтении), дизайну интерьера (формат, вмещаю щийся на типовую полку, в роскошном переплете с суперобложкой, вписывающейся в дизайн с дорогими обоями, эксклюзивной мебелью). Даже у самых дешевых изданий яркая обложка, как правило, серийная (именно она привлекает внимание читателя, идущего вдоль прилавков магазина или по улице мимо киосков), в книгу включена реклама и сама она становится объектом рекламы.

Итак, в массовой беллетристике читатель (а не действительность и не автор) оказывается в центре внимания, нижние ступени читатель ского тезауруса, его повседневные, сиюминутные потребности опреде ляют как содержание, так и стиль произведений. Сыграв свою роль по удовлетворению обыденных потребностей, эти книги выбрасываются, подобно другим предметам быта, а главное — тут же забываются, не оказывая глубокого воздействия на духовный мир человека, но и не пре тендуя на это воздействие. Однако если это верно применительно к от дельной книге, вся в целом массовая беллетристика формирует и удер живает в сознании человека, общества обыденную картину мира.

В настоящее время в гуманитарных науках разрабатывается новое осмысление понятия «дизайн». Культурологическая интерпретация ди зайна строится на его отнесении к особой разновидности культуры — к обыденной культуре, перерастающей в компьютернотелевизионную эру в культуру повседневности41. Это положение — своего рода ключ к пониманию природы, структуры, характерных особенностей, форм ди зайна и его новейшей разновидности — компьютерного дизайна. При таком его понимании подчеркивается, что дизайн имеет установку не на авторское самовыражение или следование неким «объективным» эсте тическим законам, а на те законы, которые устанавливает публика, зако ны, диктуемые потребителями обыденной культуры, следовательно, их уровнем развитости вкуса, характером ожиданий и предпочтений, их амбициями, степенью их внушаемости и т. д.

Дизайн — это профессиональное моделирование, позиционирова ние внешней стороны (облика, звучания и т. д.) реальных и виртуальных объектов и субъектов обыденной (для современности — шире — повсе дневной) культуры, создание (в настоящее время нередко с помощью компьютера) модного силуэта с целью повышения успеха презентации феноменов этой культуры без прямой связи с их функцией, содержанием и семиотическим значением, но в связи с интересами, вкусами, стерео типами реципиента дизайна, на учете которых строится его эстетическое и социальное воздействие. Из этого определения вытекает явная соотне сенность массовой беллетристики с дизайном. Иначе говоря, массовая беллетристика относится не собственно к искусству, а к дизайну, следо вательно, оценивать массовую беллетристику нужно не по законам ис кусства, а по законам хотя и близкой, но все же иной сферы культурной деятельности — дизайна. Именно на этом пути можно будет разрешить парадокс развития массовой беллетристики.

Нам представляется, что в этом ракурсе массовая беллетристика может быть представлена в вузовских курсах гуманитарных дисциплин.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >