Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Филология arrow Гуманитарная миссия





Гуманитарная миссия

Гуманитарная миссия естествознания

Автор: Б. К. Новосадов 

Естествознание революционизировало современный мир не только в экономической, но и в общественной и политической жизни народов. Впечатляющие достижения науки о природе нашли применение во всех сферах человеческих интересов: в промышленности, сельском хозяйст ве, в медицине, в культуре, в образовании. Появление термина «полит технологии» также свидетельствует о формализации и технологизации рассуждений, принятых в естественных и прикладных науках. Однако думы и чаяния человека, исследуемые гуманитарной наукой, не поддаются ни голливудской, ни мосфильмовской технологизации; рассужде ния о смысле бытия остаются актуальными и в усовершенствованных интерьерах, в которых человек проводит свою жизнь. Страхи и опасения за свою жизнь и жизнь близких людей не уменьшаются с внедрением технических удобств жизни. Тревога, исходящая от знания, порой по давляет человека сокрушающей силой возможностей влиять на окру жающую среду. 

Этика социальных взаимоотношений преобразуется под действием новых знаний о природе, под влиянием развитых информаци онных технологий и многократного убыстрения обработки информации, добываемой с несравненной продуктивностью.
Высшее образование в мире становится столь же необходимым, как профессиональная подготовка рабочих полвека назад. Оно как бы переходит в разряд профессиональнотехнического образования населе ния, поскольку многие методы высшей школы естественнонаучного на правления целесообразно вошли в учебные планы профтехучилищ, на зываемых ныне лицеями, колледжами и т. п. Изменилась градация сложности преподаваемых предметов подрастающему поколению. В школьные программы вошли элементы программ высшего образования, такие как начала высшей математики, экономики, химической техноло гии и пр. Гуманитарии вынуждены изучать общенаучные разделы физи ки, химии, биологии, экономики, математики. Таким образом, естест венные науки непосредственно оказывают влияние на методологию ис следований в области наук о человеке, о взаимоотношениях людей, об общественном поведении человека, о факторах развития общества и во обще исследований по взаимодействию групп людей и влиянию отдель ных представителей человеческого общества на поведение людских масс. Многие закономерности психологии могут быть выведены из за кономерностей естественнонаучных дисциплин. Вводя формальные при знаки притяжения и отталкивания индивидуумов и групп людей между собой, можно моделировать общественные проявления системы многих индивидуумов в полной аналогии со статистическим анализом системы многих частиц в физике, причем совсем не обязательно предполагать взаимодействие индивидуумов. Законы идеального газа и понятие тем пературы системы, состоящей из большого числа людей, удивительным образом приложимы и к общественным движениям. В этом заключается как единство природы, так и смысл изучения методологии естественных наук людьми, обобщающими опыт развития человеческой системы. За коны природы одинаково проявляются во всех средах: от микро до мак ромасштаба вплоть до объектов Вселенной. Процессы ассоциации час тей и диссоциации целого на части имеют общий характер и, вероятно, могут быть поняты с помощью одинаковых формальных моделей. Клю чевым словом здесь может быть «взаимодействие». В конце концов по ведение человека связано с внутриклеточными биохимическими процес сами. Законы подобия в гидродинамике могут быть использованы для моделирования поведения социума. Незнание естественнонаучных зако нов не освобождает исследователей или законодателей от ответственно сти за их нарушение, приводящее к драматическим последствиям для жизни людей в обществе.

Значение и непреходящая ценность законов естествознания за ключается в том, что они установлены и проверены опытным путем, а не в порядке умозрительного процесса, зачастую характерного для гумани тарных исследований. В то же время следует иметь в виду, что натурные эксперименты в гуманитарной области, не опирающиеся на твердо уста новленные и повторяющиеся закономерности, могут приводить к траги ческим результатам, поскольку касаются жизни людей. Опытный харак тер получения знания в естественных науках гарантирует безопасные для человека технологии, в то время как в гуманитарной области «техника безопасности» не является принятой нормой деятельности в усло виях эксперимента, экономического, например, что приводит к психо генным реакциям, к войнам между общественными группами и государ ствами. Борьба за прибыль капитала любым путем есть процесс хаоти зации взаимодействия групп людей, и задача гуманитарного сектора науки об обществе и его развитии состоит в том, чтобы упорядочить наши опытные знания об обществе с целью внедрения в сознание руко водителей государств и сообществ принцип гуманитарного управления с позиций науки, а не выходящих за рамки осмысленных фактов действий, ничего кроме хаоса не сулящих жизни людей. Примером тому могут служить кризисы — свидетельства экспериментирования в области про мышленной и финансовой деятельности человечества. Маркс был прав, призывая к научному осмыслению экономической деятельности госу дарств, однако ход истории ХХ века показал, что односторонние экспе рименты без гибкого регулирования потоков человеческих интересов приводят к кризисным ситуациям в жизни человечества, к волюнтариз му правящих кругов и гибельным последствиям для народов. Войны, в том числе и холодные, экономические, финансовые являются свиде тельствами ненаучного анализа событий и проявлениями животных ин стинктов владельцев капитала.

Война как бифуркация политикоэкономического порядка в слож но организованной системе отношений есть проявление эгоизма правя щих кругов, подстрекаемых ложно понятой концепцией прибыли. Не исключено, что военные амбиции происходят из образовательной док трины государств, когда студентам внушается идеал превосходства над слабым. В этом смысле система высшего образования нуждается в большей социализации, в обучении стремления творить благо, а не раз рушать другие культуры, настоятельно демонстрирующие свою само бытность. Здесь как раз именно гуманитарные отрасли знания могут на править достижения естественнонаучных отраслей к целям сохранения жизни на планете, объясняя приоритет духовной составляющей челове ческого бытия над ограниченноматериальной фазой жизни. Великая мировая литература неоднократно ставила данную проблему и интуитивно показывала путь решения трудной задачи миролюбивого взаимо действия людей и их сообществ. Разрушение устроенной жизни всегда есть сиюминутная прихоть властителей, которым вручены полномочия целых народов. Это также закономерность общественного развития, проявляющаяся при ослабленном контроле руководимых над действия ми руководителей.

Удивительно, но хаос поражает общество незаметно, едва проявляющиеся симптомы разрушительной тенденции сперва вос принимаются как неудачи рыночной экономики, неуправляемыми воз действиями якобы случайных факторов в финансовой сфере, неизбеж ными конфликтами в различных районах земного шара, как вдруг в не сколько месяцев образуется мощный клубок кризиса, подобного нынеш нему мировому экономическому кризису, приводящий к разрушитель ным неэкономическим действиям государств. Как будто нет и не было науки управления, кибернетики, а лучше сказать политической киберне тики, когда границы устойчивости экономического мира известны и стоит повсеместными мерами корректировать состояние всей экономи ческой системы. В такое время люди как будто забывают, что существу ет наука, которой необходимо пользоваться для управления, а не дейст вовать хаотически, бессистемно. Но для этого нужна коллективная воля согласования действий. Нужно осознание того, что в современном мире разрозненные действия групп людей приводят к хаосу. Естественные науки дают метод безошибочного действия, а гуманитарные науки иг рают организующую роль, оказывающую влияние на сознание не только отдельных людей, но и сообществ и государств.

Объявление:

Можно задаться вопросом, каким образом зарождается хаос во взаимодействии сообществ, как определить момент корректирующего регулирования нестабильного хода общественных процессов. Не лежит ли причина плохой регулируемости политикоэкономического комплек са в системе образования поколений? Какова роль среднего образования в этом процессе? Последнее является фундаментом к более специально му высшему образованию, которое помимо обучения профессиональ ным навыкам дает продвинутую системную подготовку специалистов будущего управленческого комплекса. Возможен ли хаос в образова нии? Психологам полагается ответить на этот казалось бы риторический вопрос. Можем ли мы с прогнозируемой определенностью утверждать, что вообще кризисы в общественных отношениях зарождаются в систе ме образования, как высшего, так и в первую очередь среднего. И не ис ключено, что ведущее положение здесь занимают именно гуманитарные дисциплины, слабо согласующие свои концепции с естественнонаучны ми выводами. На это обстоятельство указывал, например, доктор физико-математических наук, профессор Л. А. Грибов. Тем не менее обна деживающим обстоятельством в этой дискуссии может служить стрем ление представителей научнообразовательного сообщества учесть ис торический опыт общественной жизни людей с точки зрения знания ме ханизма неустойчивости социальной системы и возможности предсказа ния и устранения точек роста неустойчивости средствами продуманной системы высшего образования, использующего мощь диалектики и взаимодействия естественных и гуманитарных наук.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >