Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Инновационные процессы в образовании

Инновационные процессы в инженерно-техническом образовании

Автор: Е. В. Бодрова 

Современная Россия решает весьма сложные социальноэкономические задачи на путях создания национальной инновационной системы (НИС) с учетом мирового опыта и своих экономических, политических, социально-культурных и духовных особенностей и традиций.

Стержневой проблемой является построение конкурентоспособной экономики, которая, с учетом мировых тенденций и логикой собственного развития, принципиально и, что немаловажно, стремительно становится иной даже по сравнению с относительно недалеким прошлым. «Сегодня преимущество в конкурентной борьбе определяется не размерами страны, не уровнем запасов природных ресурсов, не даже мощью финансового капитала. 

Совершенно очевидно, что в ближайшие годы будут процветать те государства, которые обеспечат наиболее полное проявление профессиональных способностей и талантов своих граждан, сумеют превзойти других в освоении новых знаний и практических достижений, трансформируя их в самые современные технологии и продукцию».

Выступая на ежегодном собрании американской Национальной академии наук «Наука нужна как никогда раньше» 27 апреля 2009 года Президент США Барак Обама заявил: «Полстолетия назад наша страна приняла решение стать мировым лидером в научно-технических инновациях; инвестировать в образование, исследования, инженерное дело; она поставила цель выйти в космос и увлечь каждого своего гражданина этой исторической миссией. То было время крупнейших инвестиций Америки в исследования и разработки… Для нас пришло время снова стать лидерами. Поэтому сегодня я здесь, чтобы поставить такую цель: мы будем выделять более 3 процентов ВВП на исследования и разработки. Мы не просто достигнем, мы превысим уровень времен космической гонки, вкладывая средства в фундаментальные и прикладные исследования, создавая новые стимулы для частных инноваций, поддерживая прорывы в энергетике и медицине, и улучшая математическое и естественнонаучное образование. Это — крупнейшее вложение в научные исследования и инновации в американской истории».
По мнению многих экспертов, специалистов, ученых Российской академии наук, единственно возможным базовым вариантом может быть вариант инновационного, но не инерционного развития страны. Может ли Россия осуществить инновационный прорыв, исходя из того сложного кризисного состояния, в котором пребывает высокотехнологичный комплекс? Прогноз, который по указанию Президента РФ выполнила к 1 декабря 2008 г. Российская академия наук, позволил сделать вывод, что у нас, действительно есть, результаты мирового и выше мирового уровня. В России есть прорывные исследования и разработки в области критических технологий практически по всем направлениям шестого технологического уклада. Необходимо сосредоточить именно на этих приоритетах кадровый, финансовый, организационный ресурсы, чтобы не тратить силы на развитие тех направлений, по которым другие страны ушли уже слишком далеко относительно нашего уровня, и нам придется заимствовать мировые достижения.

Большую организационно-содержательную и идеологическую роль в создании и развитии национальной инновационной системы призвана сыграть государственная политика, в рамках которой свое особое место занимает система образования и, прежде всего, высшее инженерно-техническое образование во взаимосвязанной цепочке «наукаобразование-производство». В последней, с учетом рыночной ориентации экономической модели, понятие «производство» все чаще замещается понятием «бизнес».

Для выбора наилучших решений проблемы интеграции науки, образования и производства необходимо учитывать традиции, оценить, сложившиеся механизмы интеграции и достигнутые результаты. Причем, если модернизация высшего образования 70-х годов может быть охарактеризована как научно-технологическая, а процессы преобразований конца 80-х и 90-х годов можно назвать организационно-управленческими, то «современный этап модернизации российского высшего образования следовало бы назвать социальнотехнологическим».

Основные направления модернизации образовательной деятельности отражены в ряде основополагающих документов: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года11; Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы; Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.»; Федеральная программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года; Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года13; Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.»14 и др. В этих документах отмечается отсутствие координации деятельности системы образования с рынком труда. Указывается, что система образования по-прежнему стремится давать фундаментальные знания, хотя рынок требует от работников в первую очередь компетенций (суммы знаний и навыков), а не абстрактных, пусть и фундаментальных знаний. В масштабах страны отсутствует обоснованный прогноз развития рынка труда, вследствие чего Минобрнауки России в целом и Рособразование принимают решения об утверждении контрольных цифр подготовки специалистов только на основании собственного анализа ситуации. Объемы финансирования из федерального бюджета под контрольные цифры приема абитуриентов в вузы и средние специальные учебные заведения устанавливаются с учетом показателей, достигнутых за прошлый период. Отмечается необходимость максимального приближения образовательных учреждений всех уровней к потребностям рынка труда для избегания перепроизводства много знающих, но мало умеющих людей с дипломами.

Отсутствие обоснованной стратегии развития и размещения производительных сил, механизмов учета потребности рынка труда при подготовке кадров замедляет формирование государственной системы подготовки специалистов и не позволяет адаптировать ее к рыночным условиям. Не созданы региональные и межрегиональные банки вакантных должностей. Отсутствуют методические рекомендации для комплексной оценки состояния кадрового потенциала по отраслям народного хозяйства и по субъектам РФ. Учреждения профессионального образования не имеют устойчивой связи с работодателями, не привлекают их к разработке профессиональных образовательных программ, участию в работе попечительских (наблюдательных) советов образовательных учреждений, формированию систем корпоративной подготовки кадров и т. д.

Таким образом, если характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества — построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний, то место России в мировых инновационных процессах пока не адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. В ряду причин: невостребован высокий кадровый потенциал вузовской науки; объем финансирования научных исследований в вузах, выделяемый им из федерального бюджета в виде ассигнований на содержание подведомственных учреждений, определяется до сих пор исходя из штатной численности научных работников в секторе высшего образования; фундаментальная наука как базовый компонент развития национальной инновационной системы финансируется явно недостаточно; произошел разрыв междисциплинарных связей и цикла «фундаментальные исследования-прикладные исследованияпромышленное производство»; отсутствует связь между наукой и образованием, как следствие не реализуется синергетический эффект от научно-образовательной деятельности.

Повышение качества и инновационный характер образования будут обеспечиваться путем внедрения новых образовательных технологий, развития интерактивных форм обучения, широкого использования проектных методов и методов, позволяющих имитировать реальные ситуации, а также современных обучающих программ.

Современный этап развития системы инженерного образования позволяет констатировать тот факт, что вузы находятся на разных этапах нововведений. Существуют различия интенсивности перехода от «старого» состояния к как правило, возникают затруднения в реализации нового. обновленному. Неравномерно распределяются инновации и по различным направлениям поиска. Все эти процессы тесно связаны с обновлением управленческой структуры вузов. Сегодня роль флагманов в инновационной инфраструктуре России принадлежит университетам: МГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Московскому государственному энергетическому институту электронной техники (МИЭТ), Томскому политехническому, Санкт-Петербургским государственным политехническому, и электротехническому, ЮжноРоссийскому государственному техническому, Южно-Уральскому государственному, Уральскому политехническому и др. Именно в этих университетах «обкатываются» вузовские формы взаимодействия с властью и бизнесом, которые затем могут быть использованы и используются во многих университетах и институтах научно-исследовательской направленности.

Опыт модернизации этих высших учебных заведений, позволяет сформулировать вывод о том, что важнейшей задачей в процессе интеграции науки и образования является создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику. Реализация государственной политики в сфере взаимодействия «наука — образование — производство» позволит создать:

• сбалансированный, устойчиво развивающийся сектор исследований и разработок, имеющий оптимальную институциональную структуру, обеспечивающий расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.
• эффективную инновационную систему, встроенную в глобальную инновационную систему, обеспечивающую взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующую по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.

В настоящее время, на наш взгляд, в управлении инновационными процессами в сфере инженерно-технического образования требуется сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях: всесторонне изучение международного опыта модернизации инженерного образования и осмысление последствий присоединения России к Болонскому процессу; усиление общекультурной и гуманитарной направленности образования, его универсализация, преодоление его технократического характера; дальнейшая реорганизация многоканальной системы финансирования, которая нуждается для достижения большей эффективности и результативности; концептуальное обоснование и совершенствование кадровой политики: реорганизация системы подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, при опоре в ней на концепцию непрерывного профессионального образования, направленную на формирование личности преподавателя с достижительным типом мотивации, привлечение ведущих специалистов, создание достойных материальных и иных условий для высокорезультативного педагогического и научного труда; маркетинговые исследования спроса на предоставляемые вузом образовательные и другие услуги; координация усилий всех звеньев системы инженерного образования по совершенствованию структуры и содержания многоуровневой подготовки, в процессе разработки и внедрения стандартов третьего поколения, обновления содержания высшего технического образования, ориентация его на фундаментализацию, с учетом международного и отечественного опыта; гуманитаризация образовательного процесса, ориентация на познание и осознание общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к истории отечества и патриотизма, коммуникативную подготовку, формирование высококультурной личности, ответственной за последствия принятия профессиональных решений; усиление социально-экономической подготовки, формирование личности специалиста с рыночными социально-психологическими установками, способной к честному предпринимательству, деловой активности, работе в коллективе; обеспечение оптимального соотношения различных видов подготовки; разработка инновационных методов обучения, совершенствование системы преподавания, формирование личных образовательных траекторий обучаемы; развитие системы послевузовского образования, повышения квалификации, дополнительного, параллельного, дистанционного образования; внедрение в учебный процесс новых информационных технологий; совершенствование научно-исследовательской деятельности вузов; укрепление связей технических университетов с академической наукой, располагающей развитой исследовательской базой и высококвалифицированными кадрами; высококачественная фундаментальная и специальная, теоретическая и практическая подготовка, внедрение новых информационных технологий, продуктивная научная и опытно-конструкторская работа предполагают повышения качества и достижение максимально возможного в современных условиях уровня материально-технического обеспечения учебного — научного процесса в инженерных вузах.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >