Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Клиническое образование





Клиническое образование

Клиническое образование в академическом правовом институте: итоги десятилетия

Автор: И. Н. Лукьянова 

В статье рассматривается роль клинического обучения в юридическом образовании, которое должно включать в себя умение творчески применять правовые знания. Выдвигается тезис, согласно которому негосударственные вузы, обладающие значительной свободой и мобильностью в организации учебного процесса, могут и должны стать своеобразной лабораторией, в которой изобретаются и опробуются новые методы преподавания юридических (и не только) знаний и навыков. Обосновывается необходимость применения в клиническом обучении интерактивных приемов, излагается опыт их применения в юридической клинике АПИ и в преподавании академических дисциплин на примере курса гражданского процесса. Приводятся основные шаги по организации деятельности юридической клиники на примере АПИ. 

Методика преподавания курса правовой дисциплины в юридическом вузе, как правило, состоит из курса лекций, чередующихся с семинарскими занятиями, на которых студенты решают задачи из практикума на заданную тему. Часть дисциплин на старших курсах представляет собой лекционные курсы. В результате студенты, усердно занимавшиеся и успешно выдержавшие экзамен или зачет, получают набор знаний об основных институтах изучаемых отраслей права, но далеко не всегда понимают их суть, взаимосвязь, практическое значение. В результате выпускники юридических вузов редко готовы применять полученные знания в практической деятельности. В то же время работодатели не спешат принимать на работу дипломированных юристов, не готовых к самостоятельной работе должного качества.

Негосударственные вузы, обладающие значительной свободой и мобильностью в организации учебного процесса, могут и должны стать своеобразной лабораторией, в которой изобретаются и опробуются новые методы преподавания юридических (и не только) знаний и навыков. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда обусловливается качеством их подготовки к профессиональной практической деятельности. Очень быстро успехи выпускников становятся фактором конкурентоспособности самого вуза.

В педагогике принято выделять три уровня усвоения знаний и способов познавательной деятельности: осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведению учебного материала; на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Методы обучения должны обеспечивать все уровни усвоения.

Применяемые в юридических вузах методы обучения позволяют, как правило, достигнуть первые два уровня познания: осознанного восприятия и запоминания и применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации. Знания на уровне их творческого применения часто остаются недоусвоенными.

Объявление:

В 2000 году, ректор Академического правового университета при Институте государства и права РАН (ныне — ННОУВЧПО Академический правовой институт), академик Борис Николаевич Топорнин, принял решение об организации юридической клиники в качестве подразделения вуза. Цель создания юридической клиники была определена как создание реальной возможности студентам приобрести практические навыки юридической профессии, научиться использовать получаемые теоретические знания в области права.

Выбор клинической формы обучения не был случайным. Очевидно, что привычные формы «производственной» практики в юридических вузах, как правило, не позволяют студентам не только приобрести первичные профессиональные навыки, но даже понять, чем именно они будут заниматься, получив диплом. Отсутствие осознаваемой связи между получаемыми знаниями и будущей деятельностью нередко является причиной отсутствия интереса студентов к процессу обучения. Замкнутый круг: отсутствие связи между учебным курсом и практической деятельностью — отсутствие интереса к учебному материалу — не достаточный уровень получаемых знаний, — успешно может быть разорван внедрением клинической формы обучения.

Благодаря клинической форме обучения в АПИ студенты приобретают навыки практической профессиональной деятельности, в том числе в ходе работы с настоящими клиентами. Студенты клиники работают с малообеспеченными гражданами и некоммерческими организациями. Это позволяет сотрудничать с адвокатами и юридическими компаниями, которые предоставляют своих юристов в качестве преподавателей.

Для клинической формы обучения не подходят привычные методы и приемы преподавания. Первый этап клинического курса обучения представляет собой учебный курс (сентябрь-ноябрь), в рамках которого студенты должны освоить базовые навыки проведения первой встречи с клиентом, анализа юридической ситуации, работы с доказательствами, поиска правовой информации, составления юридических документов, предоставления устной консультации клиенту. Традиционно в клинический курс включаются занятия, посвященные вопросам профессиональной этики юриста. На втором этапе (ноябрь-май) студенты под контролем преподавателей осуществляют консультирование малообеспеченных жителей, не имеющих возможности получить платные консультации у адвокатов.

Ни лекции, ни традиционные семинарские занятия не позволяют студенту с необходимой скоростью усвоить значительный объем новой информации о практических навыках и научиться применять новые знания.

Обычные занятия предполагают активность либо преподавателя (лекции), либо студента (самостоятельные занятия и семинары). Значительно увеличивает степень усвоения студентами учебного материала применение интерактивных приемов преподавания. Интерактивные приемы предполагают в процессе обучения взаимодействие преподавателя с группой студентов и студентов между собой.

Результаты исследования Национального тренингового центра (США, штат Мэриленд), согласно которым обучение путем чтения лекций позволяет усвоить слушателям только 5% новых знаний, а самостоятельное чтение учебной литературы — всего лишь 10%. Обучение через демонстрацию, дискуссию, практическое применение знаний увеличивает «сухой остаток» усвоенных сведений до 30, 50 и 75%, соответственно.

Как видно, в итоге всех усилий преподавателя студенты запоминают 5-10% полученной информации, полученной на лекциях. До уровня творческого применения знания усваиваются лишь по отдельным узким вопросам, разбираемым студентом самостоятельно, а затем в ходе обсуждения на семинаре. Такой результат, несомненно, является недостаточным для начала работы с клиентом и неприемлемым для клинического курса обучения.

В клиническом преподавании активно используются такие интерактивные приемы, как «круглый стол», «активное включение» (метод Донахью), «мозговой штурм», деловая игра, «демонстрация», «экспертная оценка», «сократовский метод», «группы звонка», «анализ проблемной ситуации» и другие.

На занятиях учебного клинического курса студенты, объединив свои знания и усилия, под руководством преподавателя успешно усваивают учебный материал и затем оперируют им во время работы с клиентами.

На первом этапе клинического обучения значительное внимание уделяется приемам обучения, требующим от студентов взаимодействия между собой, усвоения знаний через их практическое применение в деловых играх, ситуациях, имитирующих работу с настоящим клиентом.

Особое значение в клиническом обучении имеет второй этап: работа студента с настоящим клиентом. Студент работает над делом клиента самостоятельно, но в тесном взаимодействии с преподавателем, курирующим весь процесс его работы от первой встречи до предоставления консультации. Без одобрения преподавателя студент не может предоставить консультацию клиенту, передать ему составленные проекты юридических документов.

Задача преподавателя на этом этапе обучения состоит в том, чтобы позволить студенту самостоятельно найти решение комплексной задачи, лежащей в основании предстоящей консультации. Преподаватель не должен давать студенту готовое решение. Студент находит решение сам, а преподаватель лишь помогает ему определить верное направление поиска, указывает на ошибки, контролирует готовность к консультированию по конкретному делу.

Десятилетний опыт преподавания в юридической клинике показывает, что клиническая форма обучения, как правило, пробуждает интерес студента к профессии и получаемым академическим знаниям, повышает их успеваемость по основным дисциплинам учебного плана. Проконсультировав хотя бы трех клиентов, студент демонстрирует тот уровень усвоения знаний, на котором проявляется умение творчески их применять.

Интерактивные приемы в АПИ используются также в преподавании академических правовых дисциплин. Традиционно в рамках изучения курса гражданского процессуального права в Академическом правовом институте проводится деловая игра, которая представляет собой заседание суда первой инстанции, в котором все роли распределены между студентами. Студенты получают возможность попробовать применить получаемые знания в обстановке, максимально приближенной к практической действительности.

Существенно повышает результативность такой деловой игры сочетание курса клинического обучения с общим учебным планом. Во время учебного клинического курса проводятся занятия, на которых преподаватель демонстрирует студентам, как следует заявлять ходатайство в судебном заседании, как обращаться к судье, как работать с доказательствами, выступать в прениях. Студенты пробуют самостоятельно выполнить такие действия.

Опыт клинического образования востребован в современной России. По данным сайта «Клиническое юридическое образование», в Российской Федерации действует более ста юридических клиник. Большинство из них составляют вузовские юридические клиники.

Преподаватели и студенты клиник объединены в юридическое клиническое движение, интерес к деятельности которого проявляется уже на государственном уровне. В подготовленном Министерством юстиции РФ проекте федерального закона «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» деятельности юридических клиник посвящена статья «Правовые клиники».

Предполагается, что высшие учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию, смогут участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи путем создания правовых клиник.

Создание юридических клиник в вузах сопряжено с определенными трудностями. Однако, негосударственным вузам, с организационной точки зрения, открыть юридическую клинику значительно проще, чем государственным вузам.

Опыт создания и деятельности клиники в АПИ показывает, что такая форма юридического обучения вполне доступна даже небольшому вузу и не требует больших затрат.
Юридическая клиника АПИ была открыта в 2000 году, когда было выделено небольшое помещение для занятий в клинике и приемов клиентов и был найден преподаватель, готовый заниматься организацией занятий в клинике. Хотя никакой офисной техники в распоряжении клиники тогда не было, студенты могли пользоваться компьютерным классом АПМ и кодификационным бюро Института государства и права РАН. Очень быстро удалось договориться с компаниями «ГАРАНТ» и «Консультант Плюс» о бесплатном предоставлении юридических баз данных для работы в компьютерном классе. Провести первые занятия, посвященные практическим навыкам юридической профессии, согласились юристы, работающие в международных юридических компаниях в Москве. Значительная информационная помощь московского офиса Американской Ассоциации Юристов (ABA CEELI) существенно ускорила процесс организации клиники и поиск единомышленников.

Отсутствие опыта в организации клинического обучения и преподавании в клинике в первые годы компенсировалось поддержкой ряда некоммерческих организаций, предоставлявших информацию о правовом регулировании по знакомым им направлениям деятельности и принявших студентов на стажировку на условиях клинического преподавания (КАФ, «Десница мира», «Право матери») либо помогавших преподавателям клиники получить знания и навыки, необходимые для преподавания в клинике (Институт права им. Принца Ольденбургского, г. С.Петербург, юридические клиники Тверского государственного университета и Северо-Кавказского технического университета).

Юридическая клиника всегда находила поддержку у руководства и сотрудников Института государства и права РАН, к которым студенты всегда могут обратиться за помощью в разрешении сложных вопросов, возникающих при подготовке консультаций.

В результате такой поддержки уже в первый год своей деятельности юридическая клиника открыла прием для малообеспеченных граждан Москвы. Хотя основной целью своей деятельности юридическая клиника считает обучение студентов практическим навыкам юридической профессии, за прошедшие годы юридическую помощь в клинике получили более 350 граждан.

В юридическую клинику студенты принимаются на добровольной основе, так как именно им предстоит работать с клиентами, что невозможно делать под принуждением. В работе клиники принимают участие студенты 4 и 5 курса.

Работа в клинике строится таким образом, чтобы студент тратил не более 10 часов в неделю на клинические занятия и подготовку консультации, так как обучение в юридической клинике не должно мешать успешному обучению по академическим дисциплинам. Прием граждан не ведется во время сессий. Все занятия в клинике проводятся только после окончания основных лекций и семинаров.

По окончании клинического курса обучения каждый студент получает сертификат и рекомендательное письмо. Кроме того, работа в юридической клинике засчитывается студентам как производственная и (или) преддипломная практика.

Особое внимание в деятельности юридической клиники АПИ уделяется качеству предоставляемых юридических консультаций. В соответствии с правилами клиники студенты не могут предоставлять консультации клиентам в день первой встречи, даже если им кажется, что они абсолютно уверены в том, что знают правильный ответ. Начинающие работать в клинике студенты дают консультацию через две недели после первой встречи. Так как клиенты в начале встречи предупреждаются об этом правиле, они сразу могут решить, подходит ли им это условие.

Чтобы осуществлять действенный контроль над качеством работы студентов по каждому делу, один преподаватель не должен курировать более семи-восьми студентов одновременно. Каждый студент не должен работать более чем по трем делам одновременно. Сегодня в юридической клинике работают два преподавателя. В клинике одновременно обучаются 10-15 студентов.

Следует отметить, что клиника является отличным «полигоном» для молодых преподавателей. Из числа студентов клиники иногда выделяются ребята, которые стремятся к научной и преподавательской работе. До защиты кандидатской диссертации, по правилам АПИ, они не допускаются к чтению лекций по академическим дисциплинам. Однако они успешно вовлекаются в преподавательскую деятельность в клинике и к моменту получения научной степени получают навыки проведения не только практических занятий, но и лекционных.
Юридическую клинику АПИ неоднократно посещали гости из российских и зарубежных клиник или вузов, готовящихся открыть клинику. Уникальность опыта АПИ в области клинического юридического образования состоит в том, что при небольших затратах вузу удалось организовать юридическую клинику и поддерживать ее непрерывную деятельность на протяжении десяти лет.

Очевидным условием стабильной деятельности клиники является полная поддержка руководством Академического правового университета такой формы обучения, высоко оценивающим ее значение для студентов, а в итоге — для самого юридического вуза.

Список литературы: 

1) Программы клинического юридического обучения. (2004) Саратов: Научная книга.
2) Профессиональные навыки юриста. Опыт практического обучения.». (2001). М.: Дело.
3) Российская педагогическая энциклопедия. (1993) Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия.
4) Юридическая клиника: опыт практического обучения. (1999) СПб.: «Равена».


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >