Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Культурология arrow Стратегия культуры





Стратегия культуры
Автор: О. А. Жукова

Инновационный ресурс образования: гуманитарная стратегия культуры

Четырехчленная формула, заявленная президентом Д. Медведевым, — «институты, инновации, инфраструктура, инвестиции», — раскрывает модернизационный смысл преобразований, происходящих в современной России. Образовательный ресурс в этом процессе видится, по существу, безальтернативным путем развития в целях самосохранения государства и общества. Возникает вопрос: почему образовательная система, вроде бы активно обновляемая, не отвечает современным запросам общества, количество проблем в ней не уменьшается, а качество образования падает, сопровождаемое нарастанием институционального хаоса? Без ответа на этот вопрос невозможно определить ожидаемый результат действий — увидеть «на выходе» плоды реформаторских усилий. 

В противном случае мы должны будем признать, что на концептуальном уровне изложенные цели, задачи, модели и методология модернизации образования ошибочны, а по форме реализации — неудовлетворительны. Имеет смысл, как нам представляется, соотнести российский опыт модернизации образования с европейскими и общемировыми тенденциями в данной сфере. Весьма опасно предаваться иллюзиям, уповая на былую мощь советской образовательной системы. В то же время, не забывая отечественные традиции, нужно осознать, что масштаб цивилизационных процессов современности требует иных концептуальных подходов и технологий, иной управленческой и организационной культуры. Становится понятным, почему проблема образования стала приоритетным направлением в деятельности международных организаций. Так, международная комиссия по образованию сформулировала основные цели, которые определяют контент развития образовательной области для мирового сообщества. Среди них следует выделить гуманитарные и культурологические концепты, реализуемые через систему образования, такие как: понимание основополагающего единства человечества; демонстрация окружающим богатства разнообразных культур; обретение базового междисциплинарного знания о мировых проблемах и проблемах интернационального сотрудничества и путях его разрешения. Знаковым документом является доклад международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», представленный Жаком Делором. Изложенные в нем четыре принципа современного образование сводятся к формуле личностного саморазвития и общественного сосуществования: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Идеи настоящего программного доклада вписываются в основную проблематику международных институтов, таких, как ООН и ЮНЕСКО, выступая в качестве основы развития новой этики — этики культурного взаимодействия. Ее положения изложены в ряде международных документов: во Всемирной декларации о культурном разнообразии, принятой в ноябре 2001 г. Генеральной Конференцией ЮНЕСКО на 21 сессии; резолюции «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями» и «Права человека и культурное разнообразие» (2001); резолюции «Культура и развитие» (2002). Анализ международно-правовых документов и программных докладов показывает, что образовательная область на международном уровне рассматривается в широком контексте проблем культуры. Все чаще важнейшая функция образования — передача социального опыта — рассматривается с точки зрения диалога культур. В своих выступлениях руководитель ЮНЕСКО Коитиро Мацууро подчеркивает значение диалога культур не только как гарантии мира, в противоположность теории неизбежности конфликтов, но и как генеральный способ передачи социального опыта. Образование видится тем механизмом, который обеспечивает сохранение культурного разнообразия во имя диалога и развития. Более того, само образование содержательно и институционально представляет собой принципы разнообразия, диалога и развития. Реализация данных принципов рассматривается в качестве основных механизмов оптимизации культурных ресурсов человечества, становясь фундаментом и политических отношений. В этом контексте следует обратиться к теории и практике разрабатываемого в европейской системе образования компетентностного подхода. При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу компетентностно-ориентированное образование (competence-based education — CBE) призвано отвечать возрастающей потребности экономической и социальной системы в таких специалистах, которые способны конкурировать не только в знаниях, умениях и навыках, но, в первую очередь, в творческих идеях. Современность высоко ценит способности к самообучению, поскольку плотность информации все возрастает, а технологические революции продолжаются. Становится важным принимать решения на основе анализа быстро меняющейся ситуации и достигать результата через продуктивное общение в коллективной работе. Компетентностный подход здесь является связующим звеном между результатом образования и рынком труда, определяемым экономической конъюнктурой и конкретными интересами работодателей. Характерно, что многие ведущие компании и государственные ведомства формулируют свои требования к персоналу на языке компетенций. Разработка и внедрение так называемых «профилей (или моделей) компетенций», описывающих требования к отдельным категориям сотрудников (высшим руководителям, линейным менеджерам, административному персоналу и др.), является неотъемлемой частью управления качеством и эффективностью многих российских и международных компаний. Однако интегрированные модели профессиональных компетенций не могут рассматриваться вне аспекта личностных смыслов профессиональных достижений. Здесь можно выделить три основных способа-стратегии достижения социокультурных и личностных целей, значимых для современного типа культуры. Стратегия диалога предполагает не только межличностную и межкультурную коммуникацию, но и понимает бытие как общение. Стратегия творчества актуализирует акмеологические смыслы самореализации и трактует креативность как способ личностного и профессионального совершенствования. Стратегия знания включает в себя не только освоение языка и словаря культуры — его тезауруса, но и обеспечивает процедуру культурной идентичности в исторической преемственности социального опыта. Если не понимать компетентность в таком ключе, то настоящие концептуальные модели могут оказаться формализованным критерием, предъявляемым к качеству образования, но не затрагивающим целе-ценностную структуру личности. В то время как именно личность выступает тем центром социальной и интеллектуальнотворческой активности, преобразующей реальность в новое качество жизни индивида и общества, согласно идеи Ж. Делора. С этой точки зрения культура и образование должны рассматриваться в качестве взаимосвязанных смысловых и структурных элементов социальной жизни, реализуя гуманитарную стратегию культуры и образования через ценности диалога, творчества и знания. Только в этом случае, по нашему мнению, общественные ожидания от модернизации образования могут оправдаться, отвечая на вызовы современности. Другими словами, если компетентностный подход будет увязан с личностными смыслами профессиональных достижений, то он приобретет реальное значение новой образовательной парадигмы. В обратном случае он останется очередной плохо понимаемой и чуждой российскому менталитету идеологемой. В перспективе такой подход должен строиться на модели непрерывного образования, связанного уже не столько с квалификационными требованиями как показателем качества подготовленного специалиста, который может свою квалификацию в период трудовой деятельности повысить, а с переподготовкой и постоянным самообучением человека, обладающего рядом ключевых компетенций — профессиональных и коммуникативных. Все это позволяет продумывать дальше идею трансформации традиционной системы высшего профессионального образования в содержательном и институциональном аспекте в систему инновационно-образовательных центров, осуществляющих принцип непрерывного образования с результирующим качеством образовательного продукта в виде набора (или интегрированной модели) профессиональных компетенций выпускника, который будет интересен для работодателей и будет востребован на рынке труда. Суть инновационного подхода образно выражается фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». Его модель ориентирована не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем — по мере необходимости — приобретать знания самостоятельно. Следовательно, инновационное образование связано с практикой более тесно, чем традиционное, а сам инновационный подход предстает в иной образовательной парадигме — компетентностной. Как представляется, причину неэффективности сложившейся системы высшего профессионального образования следует искать в разрыве, существующем между результатом образования и новыми требованиями рынка к профессиональным кадрам. Традиционные квалификационные требования к специалистам, выражаемые через набор знаний — умений — навыков, не вполне удовлетворяют динамике социокультурных и экономикотехнологических изменений. Потому одна из составляющих этой важнейшей проблемы — необходимость перевода системы оценивания качества образования на язык профессиональных компетенций. Другая — недостаточная интеграция науки и производства. Поскольку инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний — за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства с учетом меняющейся конъюнктуры рынка, то следующим этапом становится создание модели инновационного вуза. Система образования в инновационном вузе предполагает принципиальную открытость и взаимосвязь научных исследований и современной экономики. Ведущими формами обучения здесь становятся проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях, а учебный процесс неразрывно связан с новейшими информационно-коммуникативными технологиями. В практике российских вузов данные требования реализуются в следующих формах: студенты принимают участие в реальных проектах в различных секторах экономики; вуз проводит исследования фундаментального и прикладного характера; используются образовательные технологии, обеспечивающие студентам возможности выбора учебных курсов; осуществляется принцип фундаментального образования, который обеспечивает подъем вузовской науки в ее связи с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры; реализуется многоуровневая система подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности; на базе вуза развивается центр трансфера технологий. Обращает на себя внимание критерии оценок эффективности образовательных институтов в связи с инновационными задачами развития экономики и общества. Во-первых, оценивается качество и результативность инновационной образовательной программы, которая должна вести к качественному изменению уровня образования, научных разработок и эффективности их внедрения. Во-вторых, оцениваются эффективность организационной и финансовой поддержки программы внешними партнерами вуза и ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах. Это, на наш взгляд, ставит результат образования в непосредственную зависимость от потребностей экономической модернизации. Что касается других критериев, то они адресованы инновационному потенциалу самого вуза, эффективности его научной и инновационной деятельности, интеллектуальному потенциалу, обеспеченности материальной и информационной базой. Вступая в конкуренцию на рынке образовательных услуг, вузы избирают своей основной стратегией развития повышение привлекательности. В нее входит целый комплекс мероприятий и задач, нацеленных на завоевание конкурентных преимуществ, что позволяет повысить спрос на выпускников данного учебного заведения на рынке труда и привлечь потенциальных покупателей своих образовательных услуг, партнеров, новых квалифицированных сотрудников, возможных инвесторов. Составляющими элементами конкурентной стратегией на рынке образования в целях повышения качества образования и, как следствие, рыночной стоимости выпускаемых специалистов являются: непрерывное повышение качества образования, при котором динамика развития вуза рассматривается с точки зрения интенсивности введения новых образовательных программ, подкрепленных инновационно-образовательным продуктом. Например, в бизнес-образовании сегодня наиболее востребованы программы корпоративного управления, управления проектами, управления международным бизнесом со специализацией по странам; предоставление полного цикла образовательных услуг: первое, второе высшее, бакалавриат, магистратура, МВА, аспирантура, докторантура, программы профессиональной переподготовки, практически-ориентированные программы повышения квалификации (тренинги и семинары); наличие взаимодействий вуза с отраслями специализацией, присутствие преподавателей практики из этих отраслей, установленное партнерство с ведущими предприятиями отраслей, а также взаимосвязь и сотрудничество с поддерживающими вуз компаниями; возможность профессиональной сертификации по системе европейских и международных квалификационных экзаменов (при приеме на работу молодого специалиста для многих компаний нередко сертификат имеет большее значение, чем диплом вуза); рейтинговые показатели вуза у работодателей; проведение ярмарок вакансий на базе вуза и дальнейшее трудоустройство выпускников; участие вуза в инновационных государственных проектах, таких как конкурсы инновационных образовательных программ; создание социальнотворческой среды обучения, предоставляющей возможности для интеллектуально-творческого развития личности студента и преподавателя, плодотворного общения в группах по интересам, научных, художественных, спортивных достижений; высокая корпоративная культура, предполагающая ответственное отношение к делу, трудовую и учебную дисциплину, сложение, сохранение и творческого переосмысление традиций вуза; позитивный имидж вуза среди различных целевых аудиторий — студентов, преподавателей и сотрудников, партнеров, инвесторов, акционеров, общественных организаций, государственных структур, работодателей. Примером конкурентных стратегий в рамках идеологии инновационного образования могут служить инновационные образовательные программы ведущих российских вузов, базирующиеся на компетентностном подходе. Среди них: «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» ГУ ВШЭ, «Формирование системы компетенций для профессиональной деятельности в международной среде в интересах укрепления позиций России» МГИМО (У) и др. Отметим, что методология программы МГИМО ориентируется на принятые в международной системе стандарты управления, квалификаций и компетентностного подхода. В качестве вывода сформулируем некоторые важные, на наш взгляд, положения: критерием оценки эффективности образования выступает его качество, определяемое потребностями развивающейся социальнополитической и экономической системы России, а также задачей сохранения ее культурной идентичности в процессе интеграции в глобальное сообщество цивилизаций; решение данной проблемы лежит в плоскости инновационных моделей образования, сочетающих классические формы и целевые установки российской образовательной традиции и практически мотивированную подготовку выпускника вуза в широком спектре специализаций, при условии, когда субъектом образовательного процесса оказывается интеллектуально, социально, этически и профессионально развивающаяся личность; результативность инновационной образовательной программы зависит от перевода квалификационных требований в систему профессиональных компетенций. Это позволяет универсализировать получаемые знания, умения и навыки, применяя их в социальноэкономической и научно-исследовательской сферах деятельности с максимальным интеллектуально-творческим эффектом; инновационная инфраструктура образовательного пространства может быть представлена в виде инновационно-образовательного комплекса, включающего центры довузовской подготовки, профориентационного и психологического тестирования, планирования карьеры, институты дистанционного образования, учебно-научные центры. Именно в таком ключе система образования становится инновационным ресурсом развития современного российского общества, выступая в качестве гуманитарной стратегии и технологии культуры.

Нас поддерживают: подбор съемного жилья

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >