Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Культурология arrow Вопросы культурологии





Вопросы культурологии
Автор: С. С. Гасанова

Актуальные вопросы культурологии в контексте педагогической теории и практики в условиях поликультурного региона

Проблема культурологизации образования считается одной из приоритетных в современной педагогике. В сложные критические периоды жизни общества возрастает потребность в изменении социальной, духовной сфер жизни человека, способного самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности, генерировать собственные идеи, быть субъектом культурно-образованного пространства. На пороге XXI века все более «актуальной становится проблема повышения культуры социального мышления и поведения людей» (Пидкасисткий, 2007: 75). Многонациональный состав людей в различных государствах, регионах планеты, интенсификация экономических, политических, культурных отношений народов протекает в поликультурной среде, усиливая связи людей разных культур, национальностей и конфессий.

При этом возникает острая социальная потребность в культурологическом образовании, особенно в регионах с многонациональным составом населения. В связи с этим необходимо внесение «элементов культурологического знания во все уровни обучения и воспитания, во все образовательные области и профили» (Мосолова, 2006: 6). Исходя из фундаментального тезиса об образовании и воспитании как «процесса формирования человека культуры», культурология совместно с философией культуры, теорией и историей культуры приобретает статус общей методологической парадигмы, использование которой позволяет по- новому не только интерпретировать целый ряд педагогических явлений и процессов, но и прогнозировать стратегию развития образования на перспективу в контексте развития культуры. Становление сегодня нового подхода в образовании — культурологического, отвечает потребности образования обрести свою суть, осмыслить существование, сформулировать цели, подходы и методы для реализации общественных потребностей. Целью образования, в таком случае, становится обретение способа видения действительности на основе ценностей родной культуры и признание существования множественности картин мира. Культурологическое образование крайне необходимо в многонациональных и поликонфессиональных странах, каковой является и Россия. Здесь проживают более двухсот различных народов и этнических групп. У них свой язык, самобытная культура, вероисповедание. При этом все народности и конфессии требуют благоприятных условий для свободной самореализации и развития, продуктивного общения друг с другом. В этих условиях необходимо учесть культурные традиции каждого народа, не отрывая его от родной почвы, истории, обычаев, воспитания. Помочь в достижении данной цели может культурологическое образование. Знание особенностей национальных культур, восприятие всех культур как равноценных и уникальных является наиболее адекватным средством гармонизации этнокультурных отношений, что позволяет предупреждать межнациональные и межконфессиональные конфликты. Культурологическое образование существенно для достижения духовной зрелости личности, атмосферы глубокого уважения, как к памятникам своей культуры, так и к культурам других народов, для воспитания каждым человеком чувства ответственности за судьбу непреходящих культурных ценностей. Культурологические основания современного образования в вузе представляются важнейшим базисом для формирования самосознания личности. Не вызывает сомнения важность гуманитарной составляющей образования, и культурологии в частности, для формирования культурной и национальной идентичности. Культурология при этом «призвана изучать  наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации» (Садохин, 2005: 12). Для устойчивого развития общества необходимо не только максимальное воспроизводство культуры в процессе обучения и воспитания, но и ее модернизация в соответствии с внутренними закономерностями развития. Этот процесс должен осуществляться наряду с обогащением национального обучения и воспитания инновационно — технологическими компонентами, педагогическим инструментарием, перспективными средствами и методами обучения. Реализуя на практике принципы культурологического подхода в образовании, необходимо так организовать учебно-воспитательную работу, чтобы она носила постоянный характер, но не была навязчивой; интегрировала в себе свойства учебного предмета; создавала необходимые условия для самореализации студентов и преподавателей; оставляла свободу выбора тематики и проблематики занятий. Введение предметов культурологического цикла позволяет корректировать учебные программы исходя из требования нынешнего образования. Они сочетают в себе важнейшие принципы современного образования — гуманизация, свободное развитие человека, целью которых является формирование свободного, творческого человека, интеллектуально, духовно, физически развитого, обладающего планетарным мышлением, целостным видением окружающего мира и социума, своих собственных жизненных задач. Организация в вузе лекционных и семинарских занятий по этим дисциплинам способствует умению решать жизненные задачи, применять и приумножать полученные знания, умения, навыки; развитию гибкости мышления, творческого подхода, находчивости в быстро меняющихся ситуациях; воспитанию ответственности за результаты собственной деятельности и ориентации на эффективное самообразование (Загвязинский, 2001: 145). К примеру, семинары по теме «Межкультурная коммуникация» на занятиях по курсу «Культурология» не только активизируют студентов, но и дают возможность рассуждать, выявлять причины данной проблематики, предлагать свои пути решения актуальных на их взгляд вопросов относительно аккультурации как освоении чужой культуры (ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция), стереотипов и предрассудков в межкультурной коммуникации, межкультурных конфликтах и путях их преодоления, результатах межкультурной коммуникации. В условиях поликультурного региона такая тематика помогает воспитанию толерантности, взаимоуважения, взаимопонимания, диалога культур.  
Не менее познавательны семинары по теме «Ювенальная культура». Дилеммы молодежи, проблема «отцов и детей», связь времен являются актуальными вопросами современной молодежной культуры. Важными элементами семинара при этом выступают как дискуссия, которая позволяет студентам высказывать свое мнение, по-новому посмотреть на ту или иную идею, проблему, сделать выводы, так и анализ конкретных ситуаций. Культурологическое образование в вузе призвано помочь студентам приобрести необходимый минимум теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, закономерностях и основных исторических типах культуры; выработать способность к творческому, критически осознанному восприятию различных социокультурных, культурно-национальных, этноконфессиональных и других платформ, ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе, музыке и т. д., воспринимать культуру как сферу подлинной свободы личности, решения ею вечных вопросов бытия человека; выработать понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека невозможна вне культуры.

Список литературы
Загвязинский, В. И. (2001) Теория обучения. Современная интерпретация. М.: ACADEMA Культурологические основы современного образования (2006) СПб. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого (2007) М. Садохин, А. П. (2005) Культурология. Теория и история культуры. М.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >