Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Культурология arrow Модели мировой художественной культуры



реклама:




Модели мировой художественной культуры
Автор: Э. Б. Ершова

Культурология и дисциплина по выбору «Инновации и модели мировой художественной культуры» в ГУУ

Происходящие в последние годы изменения парадигмы российского образования требует очень вдумчивого анализа всего того, что у нас было в высшем образовании, чего не хватало, и что необходимо было бы сделать или что было бы необходимо ввести в структуру подготовки специалистов самых разных направлений. Встречи со своими российскими выпускниками за рубежом в самых разных странах Европы, в США, там, где они смогли найти себе работу еще с периода распада СССР, позволяют однозначно сказать, что наша система образования была в мире одной из лучших, т. к. давала очень широкий спектр знаний, позволявших нашим специалистам спокойно находить свою нишу в том, внероссийском, мире. 

Ребята мне говорили, что при снятии идеологических наслоений в нашем образовании, необходимо было только насыщать его новыми данными, открытиями в технологиях, и т. д., то есть проводить нормальное совершенствование учебных программ и самого процесса. Многолетнее утверждение руководства Минобразования в том, что принятие Болонского процесса необходимо для признания на Западе дипломов наших вузов, не что иное кА «фиговый листок», т. к. по опыту нашего университета могу сказать. Что наш диплом был признан в мире одним из первых. Помню, как много над этим работал наш ректор Анатолий Георгиевич Поршнев, сколько сил он потратил на то, чтобы найти общие точки соприкосновения с западными вузами, фирмами, где потом работали и работают наши выпускники. На мой взгляд, введение Болонской системы образования ведет к узости специалиста, как в США. Такие специалисты, а мне приходилось там бывать и беседовать с ними, очень глубоко знают свое направление на рабочем месте, но совершенно не ориентируются в любом другом вопросе, не в пример нашим выпускникам. Сужение в вузе гуманитарных предметов также способствует лишь превращению их в техническое приложение к той машине, которой руководят другие люди. Введение бакалавриата фактически превращает наши университеты в средне-специальные учебные заведения, откуда выходят специалисты технически узкого профиля. Фактически, если говорить с большой буквы, то это идет развал нашей системы образования в угоду Западным ценностям, лишая Россию того запаса талантов, которыми она всегда славилась. С этой точки зрения, как говорится в песне «чтоб не пропасть поодиночке», необходимо сохранять любым способом те основы гуманитарного образования даже в любом техническом, экономическом вузе, и в том числе культурологию, дающую понимание философии красоты наследия, накопленного всем человечеством. Включение культурологии в перечень научных дисциплин с начала 90-х годов ХХ века обусловило наличие самых разных точек зрения на её сущностные и содержательные характеристики, методологию и методы исследования. За это десятилетие в стране появилось несколько культурологических школ, как, например, школа диалога культур, исходящая из творчества М. Бахтина, или концепции В. Библера, М. Кагана, А. Гуревича, семиотическая школа, возглавляемая Ю. Лотманом, школа исторической культурологии, получившая свое развитие в стенах Российского института культурологии Министерства культуры Российской Федерации. Наиболее верный подход к определению научного направления, с нашей точки зрения, формируется в результате сопоставления с другими, более сходными с ними по своей природе предметами и явлениями. В плане изучения исторической культурологии представляется целесообразным её сопоставление с такими отраслями знаний как история и теория культуры, философия культуры, и в некоторой степени социология культуры. При это нельзя не видеть, что историческая культурология является более обширной отраслью знания, так как фактически включает в себя компоненты всех этих отраслей. Главным же в этой науке является качественная характеристика, а не масштаб, широта и объем данных. Поэтому историческая культурология представляет собой знание другого, более высокого уровня, глубины и организации мышления в целом. Очень важно уяснить, что это направление науки имеет свой понятийно- категориальный аппарат, с помощью которого исследуется сущность и функции исторического процесса развития культуры, её место и роль в обществе и истории человечества, закономерность и принципы её действия. Безусловно, кто-то из ученых скажет, что эти задачи совпадают в определенной степени с целями теории и истории культуры, но при этом забывают, что по своей сути они гораздо более объемны в исторической культурологии, так как в раскрытии явлений культуры историческая культурология опирается еще и на философию и социологию культуры. Однако, на наш взгляд, в структуре курса общей культурологи большое и важное место в обучении студентов должны занимать проблемы исторической культурологии и культурного наследия. Необходимо, чтобы будущие поколения понимали, что разрушение, слом зданий, имеющих как исторически-временное, так и личностное значение (имеется в виду авторство архитекторов, скульпторов, художников и т. д.), ведет к потере исторической памяти, к утрате бесценного культурного наследия, в котором, как в капле воды, отражена история развития человеческой мысли, вкуса, технологии, всех составных частей бытия людей, умеющих ценить красоту. Историческая культурология, как одно из современных научных направлений, сформировалась в не столь давние времена. Однако в короткие сроки она завоевала признание, нашла своих сторонников. В тоже время по поводу этого научного направления не смолкают дискуссии, в которых сталкиваются её сторонники и противники. Происходит это, на наш взгляд, по недопониманию многих понятий, определений самой исторической культурологии, её содержания, предмета и объекта исследования, которые чаще всего идентифицируют с понятиями других отраслей науки. И это, в целом, понятно. Во многих исследованиях культурного наследия рассматриваются глубинные процессы развития культуры и необходимости сохранения исторических памятников не только письменных, архитектурных, живописи, скульптуры, но и человеческой памяти; показ жизни человека в этой среде, осознание им значимости того, что его окружает. С этой точки зрения в структуре исторической культурологии имеет важное значение решение проблем сохранения культурного наследия не только в мире в целом, но и в России, каждом из её регионов, в частности. Это связано с тем, что культурное наследие наших регионов настолько своеобразно, неповторимо, что их нельзя сравнивать друг с другом, а необходимо рассматривать лишь как калейдоскоп различных и оригинальных по своему виду, содержанию явлений. Как вывод по данному вопросу, считаем, что важнейшей частью вузовского курса должно быть развитие исторической культурологи и сохранение культурного наследия. Именно поэтому в ГУУ была введена дисциплина по выбору «Инновации и модели мировой художественной культуры». Она изучается уже несколько лет, и, по отзывам студентов, для них важна и интересна, расширяет кругозор, позволяет по иному видеть окружающий мир. Опираясь на изученный ими уже к этому времени курс культурологии, эта дисциплина по выбору не повторяет того, что они уже освоили, а показывает мир с иных позиций — инновационного процесса движения культуры человечества вперед. Подготовка к такому восприятию происходит у них еще на 1-м курсе, где они изучают дисциплину по выбору «Россия и мир: тенденции традиционализма и модернизации в их развитии». Логически оба курса между собой перекликаются: в дисциплине «Россия и мир» студенты усваивают исторический опыт развития человеческой цивилизации разных регионов в ракурсе традиционализма и модернизации, причин сложностей взаимоотношений стран и народов между собой, понимания необходимости эволюционного развития всего мирового сообщества без войн и потрясений; курс «Инновации и модели мировой художественной культуры» позволяет студентам, будущим специалистам менеджмента увидеть развитие человеческой культуры, таких ее видов как архитектура, литература, живопись, музыка, театр, кино по вертикали — от древнейших времен до наших дней с точки зрения появления в творческой деятельности человека новаций. Это усвоение не просто достижений во всех формах и направлениях культуры, а именно того, что нового появлялось в ней на том или другом континенте, у того или иного народа, в те или иные периоды исторического развития. Для более ясного представления логики курса назовем основные темы: В 1-й теме «Инновации в развитии архитектуры в истории человечества» рассматриваются вопросы развития архитектуры и скульптуры с древности до наших дней. От простейших форм строительства храмовых зданий Востока к пирамидам Египта и храмовым ансамблям Древней Греции и Древнего Рима. Затем — новые архитектурные формы в мировой культуре новой эры: романский и готический стили, особенности строительства храмов Древней Руси, Ближнего Востока, Китая и Японии — от средних веков до нашего времени. Имена ведущих архитекторов мира. 2-я тема посвящена Мировому изобразительному искусству от настенных росписей до множества видов и жанров современной живописи, в которой мы рассматриваем модели, направления и инновации мирового изобразительного искусства; этапы его развития в древности, в эпохи первого христианства, Возрождения, живописи в XVII–XX вв. Стили и направления в живописи нового и новейшего времени. Исторические судьбы художественной интеллигенции стран и народов мира. Развитию мировой литературы с древности до XXI века посвящена тема 3. Модели мировой литературы: от устного народного творчества к высоким образцам современной литературы: летописи, древние сказания, поэзия и драматургия различных стран мира. Стили и жанры мировой литературы, как формы отражения жизни человечества: проза — повести, романы, детективы, литературная критика, драматургия и т. д.; поэзия — лирическая, патриотическая, бытовая, народно-юмористическая, поговорки и пословицы, как выражения разных сторон жизни человека, его духовного развития. Роль музыки в жизни человечества, ее развитие от простейших форм до высокой классики, многообразия современных музыкальных направлений рассматривается в 4-й теме. Человечество и музыкальное развитие от простейших музыкальных форм к выражению в музыке национального характера народов мира, от хоровых народных песен к духовной церковной музыке, к оперному творчеству, различным видам музыкальной культуры симфониям: романсам, танцевальной музыке и т. д. Развитие музыкальных инструментов. Известные имена композиторов мирового музыкального искусства. История театра и его влияние на самосовершенствование человека с древних времен до наших дней дается в 5-й теме. Основными вопросами разговора о театре являются такие, как развитие театрального искусства человечества с древнейших времен до наших дней; от театра скоморохов до профессионального театра XVII-XIX вв., его влияние на культуру человека; история западноевропейского и русского театра; великие драматурги, режиссеры и актеры в истории театра; стили и жанры театральных постановок. В этом разделе нельзя обойти молчанием особенности системы Станиславского и ее влияния на мировой театр; а также и проблемы театра в ХХI в. Синтетическому искусству Кино как новационной форме искусства XIX– XXI вв. посвящена тема 6-я. Научно-технический прогресс в сфере культуры — создание кино как синтетической формы объединения всех видов и моделей искусства. От линотипии к фотографии, от фотографии к кино: документальному, художественному, анимационному, фантастике, фильмам ужасов, и т. д. Особенности кинопроизводства стран Востока и Запада. Развитие кинокритики и кинопродюсерства. Великие имена немого и звукового кино различных стран. Кинопремии и перспективы развития мирового киноискусства. Эта тема идет как Заключение по курсу дисциплины по выбору. Исходя из важности такого направления, как историческая культурология и сохранение культурного наследия именно России, в каждой лекции обязательно показано развитие русской культуры с древних времен до наших дней. И вновь с позиций новшеств, появлявшихся во всех ее направлениях, формах, видах, и жанрах повременного развития российского государства. Так, например, в 1-й теме говорится об архитектуре русского государства (IX–XVII вв.), обо всех особенностях развития храмового искусства Древней и средневековой Руси, о появлении гражданских сооружений, об их особенностях в эпоху XIV–XIX вв. Даны имена самых известных архитекторов и показаны особенности построенных ими зданий в различных городах России. Дворянские усадьбы России как культурные центры с точки зрения комплексности их применения: центров литературных, музыкальных, художественных собраний искусства, крепостных театров, и т. д. В ХХ веке в архитектуре проявился модернизм, с одной стороны, и функционализм, что привело к созданию новых форм, а разработка новых строительных материалов также способствовала их воплощению. Во второй теме на фоне мировой живописи показаны особенности формирования древнерусской живописи — от икон до парсуны XVI–XVII веков. Особо обращено внимание на создание канонов написания образов Божьей Матери, величие творчества Андрея Рублева и других знаменитых русских иконописцев. В ХVII веке возникло искусство живописного портрета. Именно здесь реалистические тенденции русского искусства эпохи обнаружились с наибольшей силой. Живопись XVIII–XX веков дана в плане развития жанров: портретного, пейзажного, маринистического, натюрмортного, военных баталий и т. д.; стилей: романтизма, классики, импрессионизма и неоимпрессионизма, символизма, авангардизма, модернизма, постмодернизма. В каждом из этих жанров и стилей, появлявшихся с течением времени даны имена художников, их судьбы. Раскрывая особенности развития мировой литературы в 3-ей теме, нельзя обойти молчанием многовариантность и многоуровневость русской литературы, начиная с устных сказаний, первых летописей, жизнеописаний святых и видных деятелей Древней Руси, Московского государства, и до писателей, поэтов XVIII–XX вв., особенностей их произведений. Развитие жанров в литературе России, отличие стилей в литературных произведениях разных исторических эпох позволяют студентам увидеть все богатство российской культуры. Также по вертикали мы рассматриваем в теме 4 «Музыка в жизни человечества» развитие музыкального искусства — от народных речитативов языческой Древней Руси, затем религиозного песнопения вплоть до XVIII в. до появления классической музыки в лице М. И. Глинки, А. Даргомыжского в XIX в. В лекции звучат имена композиторов XVIII в. М. Березовского, И. Хандошкина, Е. Фомина и Д. Бортнянского. Музыкальная культура второй половины XIX в. связана с именами композиторов «Могучей кучки». ХХ век дал миру множество известных имен композиторов: Прокофьева, Шостаковича, Дунаевского, Свиридова, Щедрина, Петрова и других, работавших во всех жанрах — оперном, симфоническом, балетном, песенном, камерной музыки и т. д., а также мировые имена исполнителей фортепьянной и скрипичной музыки. Уделяется внимание жанру мюзикла. В теме 5-й, посвященной истории и инновациям мирового театра, дано развитие русского театрального искусства, истоками которого были в древности ярмарочные балаганы, праздничные хороводы и розыгрыши. Показ развития русского театра от первой сценической игры при Алексее Михайловиче, затем к театру Волкова и развитию театрального искусства в XIX–XX веках. Особенности театра, как правило, связаны с именами известных драматургов, режиссеров и актеров. Важнейшим шагом в развитии театра стала созданная К. Станиславским его система преображения актера в образ его героя. Последней темой данной дисциплины по выбору стала тема «Кино — инновационная форма синтетического искусства XIX-XXI вв.», в которой отражены многие аспекты истории киноискусства в России XIX–XXI веков, в том числе первые немые кинофильмы, затем появление звукового кино, кинофестивалей, роль кино в различные периоды жизни страны (в дореволюционные годы, годы Великой Отечественной войны, послевоенный период, конца ХХ и начале XXI в.), создание у нас такой профессии как кинопродюсерство и многое другое. В Заключении дан важный, на наш взгляд, вывод: среди современных искусствоведов нет единства по вопросу о том, как должна развиваться дальше культура, так как деятели искусства работают в самых различных жанрах, видах и направлениях. И каждый из них имеет своих поклонников, своих слушателей и зрителей. Будут ли создаваться новые направления в искусстве — покажет будущее, но в одном выводе можно быть уверенным — человечество не может остановиться в своем развитии и потому новации и более совершенные модели искусства, в целом всей культуры, будут созданы ее талантливыми представителями. Включение в данный курс рассказа об особенностях художественной культуры России с древнейших времен очень показателен на фоне раскрытия особенностей всего мирового искусства, что способствует развитию высокого интеллекта будущих специалистов Российского государства. Такая структура курса — по вертикали один из видов искусства — позволяет видеть целостную картину его развития и поступательность по спирали — от низших форм к высшим, от простейшего к сложному выражению алгоритма самого создателя-художника, каким бы видом искусства он не занимался. Думается, что в дисциплине по выбору «Инновации и модели мировой художественной культуры» нашли свое отражение и культурология в целом, и историческая культурология, и проблемы сохранения культурного наследия не только России, но и всего мира.
 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >