Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Педагогика arrow Социально-психологическая подготовка к обучению





Социально-психологическая подготовка к обучению

Социально-психологическая подготовка к профессиональному обучению первокурсников как фактор повышения качества образования в высшей школе

Авторы: Т.А. Болдырева, Н.В. Васина, М.В. Капранова  

В статье обсуждаются результаты изучения мотивов и характеристик отношения к учебе студентов младших и старших курсов. Показана динамика мотивационных тенденций и их влияние на качество обучения. Предлагаются пути преодоления состояния психологической неготовности у студентов первого курса. Среди определенных и необходимых условий повышения качества образования (таких как уровень преподавательского состава, качество учебных программы, материальная база учебного заведения и т.п.), отбор студентов играет не маловажную роль. Социально-политические преобразования в России, связанные с демократизацией общества и построением его своеобразного экономического типа, вызвали к жизни новые тенденции в образовании.

Наличие государственных и негосударственных вузов, «бюджетных» и «внебюджетных» мест, финансовых проблем самих вузов,снизили до минимума планку отбора студентов в вуз. Вместе с тем, как показывает практика, к 3 курсу заметна определенная динамика улучшения «качества студенческой аудитории». Ранее незаинтересованные в учебе первокурсники превращаются в качественно новую категорию студентов.

С чем же это связано и как изменить ситуацию на первом курсе? Мы провели опрос и беседу с первокурсниками и студентами третьего курса. Нам были интересны мотивы и характеристики отношения к учебе студентов младших и старших курсов, их сравнительные характеристики и определение направления работы со студентами для повышения качества образовательного процесса в вузе. Опрос проводился среди студентов КИУЭС, первого и третьего курса в период с 2006-2009 учебных годов. Количество студентов по группам -400 человек — 1 курс, 400 человек 3 курс. Всего опрошенных студентов — 800 чел. По половому признаку они разбивались 37%: 63%., по специальности — «психологи», «управленцы», «экономисты». Возраст от 17 до 20 лет. Все студенты учатся на дневном отделении. Первое, что удалось выяснить, это то, что мотивация и отношение к учебе, не зависят от формы обучения платная/бесплатная.

Многие студенты 1 и 3 курса (34% и 56% соответственно) отмечали, что дополнительная работа (как средство к существованию и оплата обучения) мешает учебе, так как приоритеты отдаются работе и приходится пропускать занятия. Мешают занятиям и являются причинами пропусков — «участие во внеучебной работе института». Так по количеству желающих или привлеченных к «внеучебной жизни института» студентов 1 курса — 60% , а 3 курса -15%. Студенты 3 курса жалеют, что «поддались» агитации и пропускали базовые предметы 1 курса из-за поездок, репетиций и замещения напряженной учебы веселым времяпровождением. На 3 курсе «недовольных» таким положением вещей было 48%.

Исследование мотивов поступления в вуз и решение вопросов профессионального роста также показывают определенную динамику. Так если поступление в вуз у 45% студентов 1 курса связано с получением диплома, а у 17% с получением специальности и профессии, то у студентов 3 курса картина меняется: 15% все еще хотят получить диплом, «а дальше будет видно», а уже 56% думают о будущей специальности и месте работы. Студенты обеих возрастных групп (26%) отмечают, что образование — ступень к взрослению и самосовершенствованию. Удовлетворенность организацией учебного процесса и преподавателями была выражена в следующих величинах: 1 курс — 63%, 3 курс -35%. Можно отметить, что тенденция повышения качественного показателя успеваемости — оценок — к 3 курсу меняются в сторону улучшения. «Хорошо» и «отлично»оценки, которые чаще встречаются в зачетках студентов 3 курса, чем первого. Что же является причиной выявленной тенденции и возможно ли изменить положение вещей?

Объявление:

Прежде всего, оказалось, что студенты первокурсники психологически не готовы к обучению в вузе, к пониманию своей новой социальной роли и не ориентированы в системе горизонтальных и вертикальных связей в вузе. Уровень социальной зрелости и собственной ответственности формируется, как показал опрос, лишь к середине учебного периода (к 3 курсу). А к этому времени упущенных возможностей гораздо больше. Коммуникативные трудности, низкая познавательная активность, особенности развития мышления, самостоятельности и ответственности, которые выявляются у студентов 1 курса, значительно влияют на качество обучения и быстроту социализации и социальной зрелости, которые являются необходимым условием развития профессиональной компетентности и конкурентоспособности на рынке труда.

Избежать подобные проблемы можно в том случае, если наряду с подготовкой абитуриентов к экзаменам по предметам будет проводиться специальная психологическая работа по формированию и обучению старшеклассников выполнению новой социальной роли — роли студента вуза. Такая форма работы может стать совместной для школьного психолога и заинтересованных представителей ВУЗа, кафедра Прикладной психологии КИУЭС готова разработать программу и при поддержке Комитета Образования провести обучение данной категории персонала, а также рекомендовать эту работу в рамках подготовительных курсов для абитуриентов. Сегодня — это конкурентное преимущество ВУЗа, выпускника — именно этого требует сама жизнь и скорости развития новых технологий в образовании.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >