Pravmisl.ru







Болонский процесс в России

Об одной из проблем болонского процесса в России

Автор: А. И. Демченко   

Прежде стоит напомнить о некоторых базовых установках того, что мы с некоторых пор определяем словосочетанием Болонский процесс. Болонский — по имени небольшого города в Северной Италии, где в XI веке был основан первый в Европе университет. И, конечно же, не случайно этот город был избран в качестве эпицентра нового витка развития вузовского образования. Это движение началось два десятилетия назад как раз в дни празднования юбилея Болонского университета, которому тогда исполнилось девять столетий. 

Именно в те дни ректоры ведущих европейских университетов приняли «Болонскую декларацию», в которой были провозглашены четыре принципа:

1) университеты должны обладать академической свободой, быть морально и интеллектуально независимыми от политических властей;

2) учебный процесс должен находиться в тесном контакте с исследовательской деятельностью;

3) университеты должны поддерживать оперативное реагирование творческой инициативы преподавателей и студентов на актуальные запросы современности;

Объявление:

4) университеты должны стремиться к взаимному признанию академических степеней и научных званий.

Примерно с тех пор слово Болонский почти неизбежно выступает в сопряжении с понятием процесс. Как же он протекал? Через некоторое время после названного юбилея в опоре на «Болонскую декларацию» была принята «Европейская конвенция», согласно которой главной целью ближайших десятилетий заявлено формирование на континенте единого образовательного пространства. Это стремление было подтверждено в самом конце 1990-х годов «Декларацией о европейском пространстве высшего образования», и поскольку она была подписана министрами образования почти всех европейских стран опять-таки в Болонье, постольку ее нередко именуют «Болонской декларацией».

Как следует из исходного названия этого документа, речь идет уже не только об университетах, но и любых других учреждениях, дающих высшее образование. Реальна и постепенно набирает силу перспектива территориального расширения вплоть до всемирных масштабов. Одна из вех на этом пути — присоединение России к Болонской конвенции, что произошло в 2003 г. на саммите министров образования в Берлине. На нынешний день можно говорить о двух наиболее значимых конкретных моментах Болонского процесса. Его конечной целью объявлено безусловное признание документов о высшем образовании, где бы оно ни было получено, и о безусловном признании любого учебного курса, прослушанного студентом в любом вузе, входящем в зону действия данного соглашения. Второе же состоит в следующем: принята двухуровневая система подготовки специалистов (высшее образование и послевузовское образование) и трехступенчатая система квалификационных сертификатов (бакалавр — магистр — доктор).

Вряд ли имеет смысл обсуждать множество дискуссионных вопросов, сомнений и возражений, всевозможных «да» и «нет», возникших в связи с вхождением нашей страны в Болонский процесс. Предпочтительнее принять к сведению тот факт, что в соответствии с «Законом об образовании» все российские вузы должны перейти на общеевропейские стандарты с 1 сентября 2010 г. Следовательно, государственные структуры, исходя из определенных стратегических соображений, считают переход на эти стандарты обязательным и необратимым. Таким образом, педагогической и студенческой среде остается подчиниться и «примениться» с минимальными потерями и с максимальной пользой для себя. Но если для вузовского образования ситуация постепенно проясняется, то учреждения среднего профессионального образования пока что, можно сказать, брошены на произвол судьбы.

Всем известно, какая разветвленная, жизненно необходимая сеть училищ и техникумов сложилась еще в советские времена. Сейчас лучшие из них успешно перепрофилируются в колледжи. Именно на этом пути и видится оптимальное решение проблемы выживания и развития средних профессиональных образовательных учреждений, по крайней мере — наиболее перспективных из них. Колледжи в обиходе порой воспринимают как дающие некое «полувысшее» образование. Представляется, что подобную тенденцию следует самым активным образом продвигать и с той целью, чтобы они могли подготавливать специалистов с квалификацией бакалавр. Само собой разумеется, что это требует определенного реформирования и реструктурализации среднего специального профессионального образования, обязывает к существенной корректировке учебных планов и к переориентации педагогических кадров, а затем на повестку дня неизбежно выдвигается процедура соответствующей аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Однако нет сомнений в том, что все это преодолимо и в качестве позитивного итога обеспечивает адекватность стандартам общеевропейского образования, а также возможность трудоустройства выпускников отечественных колледжей в любой точке земного шара. Предлагаемый проект хотелось бы завершить несколько специфическим штрихом. Имеется в виду подготовка специалистов среднего звена в сфере музыкального искусства. В России в данном отношении сложились чрезвычайно плодотворные традиции и накоплено подлинно драгоценное достояние. Не случайно профессиональные музыканты, подготовленные у нас, так котируются во всем мире. Дело в том, что они, как правило, в течение семи и более лет проходят предварительную базовую подготовку в музыкальных школах или школах искусств, а затем обретают законченный профессионализм в училищах и колледжах.

Этот заключительный этап длится четыре года, то есть ровно столько, сколько предполагается обучать бакалавров в вузах. Следовательно, если образовательный процесс в музыкальном колледже поставить на должную высоту, это будет вполне отвечать задачам и уровню подготовки бакалавра, подвизающегося на ниве музыкального искусства.


Новости по теме:
 
< Предыдущая