Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Компьютерные игры в обучении





Компьютерные игры в обучении

Проблемы и перспективы использования компьютерных игр при обучении младших подростков на уроках информатики

Автор: Гришина А.В.

Изучение вопросов, связанных с методической разработкой уроков, на которых применяются компьютерные игры в учебных целях, является одним из актуальных направлений в исследовании компьютерного обучения. Особое внимание к компьютерным играм связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, использование компьютера является качественно новым этапом применения игры в учебном процессе, которая традиционно занимала важное место наряду с другими организационными формами учебной деятельности. Во-вторых, становление и развитие компьютерных игр во многом связано с их огромной популярностью и широким распространением. В настоящее время компьютерные игры считаются «полноправным элементом культуры в эпоху научно-технической революции».  

Игра является сложным социально-психологическим явлением, при достаточно осознанном отношении она становится средством стрессового контроля, самообновления, самосовершенствования, преодоления внутреннего конфликта, а также стимулирования приподнятого настроения. Значение игры в социализации личности ребенка определяется тем, что игра рассматривается как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра, возникающая на такой ступени развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нем ребенка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной деятельности и жизни с взрослым.

Значение компьютерных игр для развития способностей школьников младшего подросткового периода очень велико. Применение компьютеров на уроке создает эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии учащихся. При этом компьютер вследствие строгости действия загружаемых в него программ постоянно предъявляет к работающему с ним ребенку достаточно жесткие требования, без соблюдения которых работа не будет реализована. В этом случае компьютер играет роль весьма серьезного дисциплинирующего фактора в общей схеме учебного процесса.

Интерес к компьютерным играм принадлежит к числу интересов, характерных для младших подростков. Ребенок любит проводить время за компьютерными играми, которые привлекают его разнообразностью сюжетов, яркими реалистичными изображениями, звуковым сопровождением. Учащиеся пятых классов (период младшего подросткового возраста) знают названия многих десятков компьютерных игрушек, делятся своими достижениями и результатами со своими сверстниками. Почти у каждого подростка есть свои любимые компьютерные игрушки, успехи и неудачи в которых он глубоко переживает.

Введение компьютеров наряду с пользой порождает и ряд проблем, одна из которых – негативные последствия взаимодействия ребенка с компьютером. Психологи и психотерапевты все чаще сталкиваются с отрицательными побочными эффектами применения информационных технологий - технострессы, компьютерофобия, компьютерная игровая зависимость, сужение круга интересов, некоммуникабельность и аутизм. Если умеренное проявление заинтересованности к компьютерным играм является естественной потребностью младшего подростка к игре, то доминирование зависимых тенденций, оказывает отрицательное влияние на его личностное развитие.

Объявление:

Чрезмерное увлечение компьютерными играми имеет свои теневые стороны. Во-первых, оно может захватить ребенка настолько, что все другие дела (учеба, занятия в спортивной секции, прогулки, общение с друзьями, чтение книг и т.д.) отодвигаются на задний план. Во-вторых, многочасовое сидение за компьютером нарушает режим ребенка и вредно отражается на его здоровье.

Стремление младшего подростка пройти на более высокий уровень в игре или достичь более высоких результатов иногда настолько высоко, что он не может абстрагировать свое внимание ни на какие другие формы деятельности. В этом случае можно предположить, что ребенок находится на начальной стадии игровой компьютерной зависимости.

Ребенок, у которого наблюдается патологическое стремление компьютерной игре, отличается излишней раздражительностью, вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью в поведении. Все это - свидетельство если не нарушений, то отклонений в эмоциональной сфере личности, выражающихся в изменении психического состояния: снижении настроения, активности, ухудшении самочувствия, дисфории вплоть до депрессии.

Исследования, связанные с пристрастием к компьютерным играм ведутся сравнительно недавно, при этом взгляды авторов на данную проблему носят достаточно противоречивый характер. Важной задачей является выявление причин высокой значимости компьютерных игр среди младших подростков.

Игровая компьютерная зависимость представляет собой новую форму зависимости, качественно отличающейся от других нехимических форм зависимостей выходом на безграничные возможности виртуального мира.

Данная проблема компьютеризации образования нуждается в необходимости глубокой научной проработки всех аспектов. Необходимо провести: фундаментальные исследования самой физиологии данного трудового процесса (длительная работа за ПК); разработки новых санитарно-гигиенических норм для занятий с компьютером в условиях школы; профилактические мероприятия для детей младшего подросткового возраста, которые смогли бы предубедить формирование игровой компьютерной зависимости; методические разработки консультационных бесед с родителями.

Литература:
1.    Изучение мотивации поведения детей и подростков/ под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной – М.: Просвещение, 1972, 352 с.
2.    Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М.: Знание, 1979, 96 с.
3.    Кие М. Психология подростка: психология развития. – М.: Педагогика, 1991 – 176 с.
4.    Киселева З.А. Зависимость успеваемости школьников (подростков) от ведущих жизненных потребностей: на примере российских и зарубежных школьников. СПт, 1999.
5.    Краковский А.П. Трудный возраст – М.: Просвещение,1966,160с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >