Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Мультимедиа в обучении





Мультимедиа в обучении

Мультимедиа в обучении русскому языку как иностранному

Автор: Новикова Т.С.

Одним из эффективных направлений совершенствования и развития методов преподавания русского языка как иностранного (РКИ), позволяющих интенсифицировать процесс обучения,  является использование достижений в области мультимедиа технологий, открывающих широкие возможности обработки текстовой, звуковой и графической информации. Последние годы характеризуются все возрастающим интересом лингвистов к созданию и использованию в практике преподавания языков компьютерных обучающих программ. Одной из наиболее актуальных задач в этой области, безусловно, является создание автоматизированных систем, позволяющих овладеть навыками грамотного русского письма.

Новые возможности компьютерного обучения ставят многочисленные проблемы перед создателями компьютерных программ. Среди них выделяют следующие: оптимальное сочетание учебного (практического) и справочного (теоретического) материала, объем как всего курса, так и отдельных учебных модулей, проблема обратной связи в компьютерных обучающих программах, моделирование процесса получения экспертной оценки, возможность сочетания обучающей и тестирующей направленности в курсе.

При выборе учебного комплекса по русскому языку для изучения как иностранного следует полагаться на следующие принципы построения курса:

1.    Коммуникативный принцип обучения как основа учебника и компьютерного курса русского языка для начинающих.
2.    Лингвостатистический анализ русского языка как база для отбора лексического, грамматического и тематико-ситуативного минимумов учебника и программы.
3.    Основные качества учебника и программы: информативность, наглядность, сочетание системности с коммуникативной направленностью в предъявлении и закреплении языкового материала.
4.    Системность в подборе  упражнений.

При отборе компьютерных средств обучения (КСО) изучаются возможности мультимедиа, проблемы методической целесообразности их использования в соответствии с поставленными задачами.

Объявление:

Преподаватель должен знать способы управления работой обучаемого в гипертекстовой учебной среде, умело пользоваться  методическим аппаратом на базе гипертекста. Для успешного применения КСО в своей профессиональной деятельности не обойтись без выработки критерия оценки результатов обучения, средства контроля освоения учебного материала и процедур их применения. Занятие с применением компьютерных обучающих материалов должно быть с методической стороны проработано, и в процессе обучения использоваться различные типы его проведения: лекция-презентация, формирование практических навыков, диагностическое тестирование, домашнее задание, контроль.

Одна из закономерностей методики обучения иностранному языку  гласит: изучение его должно основываться на развитии у обучающихся слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений и по возможности в индивидуальном режиме (И.В.Рахманов). При обучении аудированию каждый обучаемый должен получить возможность слушать иностранную речь. В соответствии с этим целесообразно использование всех функций мультимедиа проигрывателя (воспроизведение звука, запись собственной речи, замедленное вещание и т.д.).

В качестве примера: программа «СПиЧ» («соотнеси письмо и чтение!») устанавливает соотношение между текстовым и звуковым файлами и реализует две функции:

-    прослушивание произвольно выделяемого на экране компьютера фрагмента текста,
-    установка временных меток для соотнесения письменного и звучащего текста.

Возможность применения в расшифровке звуковых записей, постановке экспериментов по аудированию, презентации материалов, связанных со звучащей речью. Программа работает с текстовыми файлами в формате RTF и звуковыми файлами в форматах, воспринимаемых стандартным проигрывателем Windows Media Player.

Преподавателю стоит отбирать и технологически прорабатывать те компьютерные программы, которые могли бы обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня обученности, интересов, склонностей. Другими словами, речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении ИЯ с использованием учебного комплекса по русскому языку для начинающих. Существует курс «Русский с самого начала», основанный на методике изучения русского языка, разработанной в Центре Международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Данная методика позволяет выбрать удобный для обучающегося вариант обучения.  Курс отличается высоким уровнем интерактивности. На всех этапах помогают компьютерные персонажи. Курс содержит 5 разделов: Фонетика, Грамматика, Ситуации общения, Аудирование и Чтение, а также знакомит пользователя с основными параметрами русской языковой системы. Средствами мультимедиа реализованы этапы тренинга, тестирования и контроля с комментариями на русском, английском, немецком или французском языках по выбору пользователя.

Мультимедийное лингвострановедческое руководство "How to Survive in Russia" (компания «МедиаЛингва») может использоваться в качестве учебного электронного пособия в изучении русского языка. В пособии рассматриваются вопросы повседневной жизни в России и общения на русском языке, приведены типовые ситуации и живая разговорная речь. Изложение материала сопровождается большим количеством красочных иллюстраций, богатой справочной информацией.

Для обеспечения дистанционного обучения электронный учебник должен предусматривать:

-    гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучаемого с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу;
-    оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем (тьютором) курса;
-    индивидуальную и групповую работу по типу обучения в сотрудничестве при использовании всего многообразия проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы [3].

Литература:

1.    Овсиенко Ю. Г. http:// www.rudn.ru/fpkp / programs / program0112. html;
2.    Руденко-Моргун О. И.  Компьютерные технологии как новая форма обучения РКИ. http: // www.rudn.ru / fpkp / programs / program0112.html;
3.    Левина Т.Ф. Использование ИТ (дистанционного обучения) в преподавании иностранных языков. http: // gcon.pstu.ac.ru / pedsovet2001 /s/s2-3-1.htm;
4.    Кедрова Г.Е., Дедова О.В. Принципы создания компьютерной обучающей программы по орфографии и критерии оценки ее эффективности. “Вестник ЦМО МГУ”, 1998 г., №1
5.    Андронов А. В., Иванов В. А.  Прикладная лингвистика в поиске новых путей. http://www.megaling.crimea.edu/thesis/andronov.rtf
6.    http://www.museum.ru/CPIK_katalog_CD-ROM
7.    Андронов А.В., Иванов В.А. Программа «Спич» для разработки мультимедийных фонетических курсов» //  http://www.megaling.crimea.edu/program/Andronov.htm
8.    http://www.museum.ru/CPIK_katalog_CD-ROM/cd.asp?UID=64


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >