Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Современные средства оценивания результатов обучения





Современные средства оценивания результатов обучения

Содержание и организация лабораторных работ по курсу «современные средства оценивания результатов обучения»

Авторы: Перевощикова Е.Н., Клюева Е.Ю.

Актуальность проблемы качества подготовки будущего учителя, владеющего теоретико-методологическими основами тестирования, имеющего представления о современных средствах оценивания результатов обучения, о способах педагогических измерений учебных достижений обучаемых с помощью математической обработки результатов тестирования обусловлена наметившейся тенденцией к широкому использованию тестов в школьной и вузовской практике, внедрением единого государственного экзамена, сложностью и многогранностью проблем оценивания в сфере образования.

Отсутствие однозначного механизма оценивания результатов обучения на основе традиционных средств контроля приводит к субъективизму, несопоставимости оценок и, как следствие, к их девальвации. Принципиальные изменения сложившейся практики оценивания возможны только на основе перехода от субъективного оценивания к объективному измерению знаний обучаемых, к обработке результатов с помощью математических методов с последующим определением характеристик точности и надежности полученных результатов. Реализация такого подхода связана с ответами на вопросы: что, чем и как измерять, с помощью каких инструментов, как оценить точность измерения и т.п. Дать ответы на эти и другие, связанные с ними вопросы, призвана новая дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» (далее ССОРО), включенная с 2005 года в государственные образовательные стандарты по всем педагогическим специальностям.

Курс ССОРО включен в блок общепрофессиональной подготовки будущего учителя и содержательно опирается на дисциплины психолого-педагогической и методической подготовки специалиста. Такие понятия курса как – педагогический тест, тестовое задание, педагогическое тестирование, нормальное распределение эмпирических данных и стандартизация полученных результатов – содержательно связаны с дисциплинами предметной подготовки выпускников, с курсами математики и информатики, входящими в блок естественно научных дисциплин. Таким образом, дидактические единицы содержания нового курса должны анализироваться как с точки зрения психолого-педагогических теорий и предметной подготовки специалиста, так и с новых для студентов позиций –  статистической и, собственно, тестологической.

Организационно изучение этого курса предполагает использование принятых в вузе форм: лекционных и практических занятий. Однако, практико-ориентированная направленность этого курса предполагает новую для дисциплин этого цикла форму в виде лабораторных работ. Необходимость лабораторных занятий по этому курсу диктуется спецификой изучаемого материала. Сюда относятся вопросы разработки тестовых занятий, статистической проверки их качества, обработки и интерпретации результатов тестирования. Для их рассмотрения необходимо использовать существующие программные средства. Вместе с тем, будущий учитель должен знать сущность определяемых компьютером характеристик, уметь формулировать тестовое задание и ставить расчетные задачи. Поэтому знакомство с различными программными средствами на лабораторных занятиях должно предваряться лекционными и практическими занятиями, на которых раскрывается смысл всех необходимых операций, которые заложены в соответствующих компьютерных программах.

Опыт чтения этого курса показывает, что после двух практических занятий, на которых студенты учатся работать с матрицей ответов, вычисляют некоторые статистические показатели (индекс трудности, коэффициент дифференцирующей способности задания, стандартное отклонение и коэффициент корреляции) по формулам, приведенным на лекциях, необходимо проведение лабораторных занятий в компьютерном классе. На первом лабораторном занятии студенты фактически работают с той же матрицей результатов тестирования, что и на практическом занятии, вычисляют те же статистические показатели, строят геометрический образ задания, но всю эту работу выполняют на ПК с использованием программных средств Microsoft Excel. Понятно, что с учетом уровня различной подготовки студентов по информатике, в содержании лабораторных занятий должны быть отражены все последовательные этапы работы с компьютерной программой: от ввода данных до построения гистограмм распределения результатов и формы представления обработанных результатов. На втором лабораторном занятии студенты получают возможность не только обрабатывать эмпирические данные на основе статистических пакетов Statistica, SPSS, но и сравнивать результаты тестирования двух групп учащихся, используя возможности программы по стандартизации результатов.

Объявление:

Таким образом, описанный выше подход к построению практических и лабораторных занятий по курсу ССОРО, обеспечивает:

-    во-первых, формирование положительной мотивации студентов к работе на компьютере;
-    во-вторых, создание условий для осознанного использования вычислительных процедур, выполняемых на основе компьютерных программ;
-    в-третьих, знакомство студентов с возможностями специализированных программ в области тестологии и для обработки результатов педагогического эксперимента;
-    в-четвертых, расширение кругозора студентов в области новых информационных технологий, вооружая будущего учителя новыми способами обработки и представления информации.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >