Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Особенности дистанционного обучения





Особенности дистанционного обучения

Особенности дистанционного обучения для студентов экономических специальностей

Авторы: Фомина Т.А., Коваленко М.И.

Развитие науки и производства приводит к необходимости повышения требований к профессиональной подготовке будущего специалиста экономического профиля. Это связано с тем, что переход экономики страны на более высокий уровень, налаживание экономических связей с зарубежными странами невозможно без сформированности у субъектов этих процессов определенного уровня экономической культуры. Таким образом, социально-экономические преобразования в современном обществе ставят новые задачи перед системой образования. 

Система дистанционного образования в настоящее время направлена на решение задач профессионально-личностного становления обучающегося, специфики видов его деятельности и постоянно изменяющегося круга функциональных обязанностей.

Глобальной целью функционирования открытого дистанционного образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества. Вследствие чего, следует отметить актуальность развития данного направления в ходе подготовки специалистов экономического профиля.

Предполагается, что процесс дистанционного обучения (ДО) студентов экономических специальностей вуза будет более эффективным, если будет реализована совокупность определенных педагогических условий: подготовка студентов экономических специальностей включает формирование стремления к повышению уровня их компьютерной культуры; знания, умения и навыки, получаемые студентами, актуализируются при решении личностных и профессиональных задач; развитие соответствующих умений и навыков более эффективно, если включать в инновационные элементы и поисковое, развивающее обучение, а также творческие элементы.

Изучение ряда дисциплин в процессе ДО предполагает развитие интеллектуальных процессов и мыслительной деятельности, направленных на решение личностных и профессиональных задач, на ликвидацию компьютерного когнитивного диссонанса (личностного конфликта, возникающего в результате необходимости использования компьютера в своей деятельности и отсутствием знаний, необходимых для этого), формирование и развитие определенных знаний, умений, навыков.

Объявление:

При ДО должна развиваться и культура личности в целом, поэтому не следует забывать о воспитании у студентов способности мыслить, анализировать, о формировании готовности к самостоятельному поиску решения проблем, к оригинальному, нестандартному видению предметов и явлений, к творческому преобразованию действительности. Это обеспечивает выпускникам экономических специальностей более эффективную адаптацию на рынке труда в новых социально-экономических условиях и становится одним из самых действенных способов избежать обезличивания, стандартизации подходов, оно ориентирует на создание активной позиции обучающего.

В процессе использования дистанционных технологий профессионального образования основная часть учебного времени отводится к самостоятельной работе студентов. Следовательно, необходимо создать определенные условия обучения, а именно: наличие электронных учебников; электронных образовательных баз данных; учебно-методических пособий; методических рекомендации по выполнению конкретных действий по той или иной проблеме решения познавательных задач.

При разработке учебно-методического комплекса (УМК) для ДО студентов экономических специальностей, следует учитывать какие шаги должен осуществлять студент при выполнении задания:

1. Студент должен точно уяснить цель задания.
2. При выполнении подготовительного компонента задания: в случае неуспеха - использование доступных средств и повторное выполнение задания.
3. При выполнении основного познавательного компонента задания:

-    провести мысленный анализ объекта изучения;
-    определить возможную последовательность действий. При необходимости построить модель, таблицу, схему и др.;
-    исходя из поставленной цели и вариативного алгоритма действий, заложенного в задании, выполнить необходимые действия и получить результат. При необходимости воспользоваться разъяснением к заданию, банком информационной поддержки и помощи или программными средствами, обеспечивающими дистанционную связь с преподавателем;

-    сформулировать вывод в словесной, знаковой или графической форме;
-    провести анализ результатов.

При решении поставленной задачи студенты должны учесть все возможные варианты решения проблемной задачи, изучить теорию и технологию представления новой информации. Давая студентам самостоятельное задание, направленное на разрешение реальной ситуации, мы вовлекаем их в процесс синтеза субъективно нового знания. Это способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению знаний, а не только запоминанию полученной информации.

Использование УМК при ДО, позволяет решать задачи, не доступные из-за трудоёмкости при традиционных формах обучения. К ним можно отнести задания исследовательского типа, например, по анализу производственных ситуаций. Трудность их воплощения в обычной учебной деятельности состоит в том, что преподавателю практически невозможно предвидеть поведение того или иного объекта в постоянно изменяющихся условиях. Информационные технологии такую возможность предоставляют. Такие задачи являются наиболее приближенным вариантом к реальным производственным и научным ситуациям.

Так, например, можно попробовать создать и показать экономические аспекты деятельности виртуального промышленного предприятия. Тем самым детально на примере этого виртуального производства провести экономическую экспертизу (основные показатели производительной деятельности производства, его экономическую эффективность). Охарактеризовать наглядно и практически в рамках виртуальной среды такое понятие как: экономический риск (деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда имеется возможность оценить вероятность достижения желаемого результата, неудач и отклонений от цели на основе количественного и качественного анализа систем и операций в каждом из рассматриваемых вариантов). Для повышения эффективности процесса усвояемости материала в этой искусственно созданной среде необходимо показать взаимосвязь экономики с другими науками.

Таким образом, ДО позволяет использовать современные технические возможности, создавать нужные для обучения мультимедийные комплексы, программы, моделирующие образовательную среду и создающие условия виртуального обучения, что повышает эффективность усвоения экономических понятий, овладение исследовательскими умениями, обеспечивает повышение самостоятельной активности обучающихся за счет индивидуализации процесса обучения под руководством автоматизированной обучающей системы, а также обеспечивается образное представление информации, что существенно повышает эффективность процесса обучения.

Использование информационных технологий для обучения студентов экономических специальностей обеспечивает более глубокое восприятие знаний, позволяет индивидуализировать, дифференцировать объем и последовательность подачи их.

Информационная обучающая среда делает студента активным участником процесса обучения, способствует вовлечению его в творческий процесс сотрудничества, создает условия для самостоятельного извлечения знаний, их эффективного усвоения посредством автоматизированного процесса контроля.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >