Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Этика науки

Этика науки и проблема социальной ответственности  ученых

Автор: Оксана Александровна

В науке, как и в других областях человеческой деятельности, ученые подчиняются определенной системе моральных норм. Это табу, общечеловеческие нравственные требования и запреты, такие как «не укради», «не лги».

В науке плагиат оценивается как кража, когда человек выдает чужие научные результаты и идеи за свои. Ложью, считается преднамеренное искажение данных эксперимента, исследования. Целью ученого должен быть поиск истины, нового достоверного знания, а не соображения личной выгоды, славы и др. Ученый должен мужественно отстаивать свои убеждения, а также обладать мужеством отказаться от них, если станет очевидной их ошибочность.

В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся взаимоотношений науки и ученого с обществом, вопросы социальной ответственности ученого. Речь идет о том, как будут использованы достижения науки, не обернутся ли знания против человека. Развитие генной инженерии, биотехнологий, медицины открыли возможности направленного воздействия на наследственность организмов, вплоть до создания организмов с заранее заданными свойствами. Человек может сконструировать новую форму жизни, резко отличающуюся от всего нам известного, но он не сможет вернуть ее назад, в небытие. Возникла опасность появления организмов-мутантов. Широко обсуждается проблема клонирования людей, ибо она затрагивает не только интересы и амбиции ученых, но и все человечество.

Ученый должен предвидеть возможные неблагоприятные последствия его исследований. Только те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать социально и морально оправданными.

Проблема социальной ответственности ученых состоит в том, что власть над природой, над социально-экономическими и политическими процессами, которой располагают человеческие сообщества, сочетается с беспомощностью в понимании внутреннего мира отдельного человека и в бессилии влиять на него. Уже созданы эффективные технологии манипулирования сознанием людей, подчинения их поведения чужой воле. Но так и не удалось создать общественные институты и механизмы, способствующие возвышению моральных достоинств человека и противостоящие злу. У человечества были альтернативы, но оно поступалось ими не только в силу тех или иных материальных причин и побуждений. Немалую – а, может быть, и решающую – роль сыграл кризис европейской, а в дальнейшем и всей западной культуры, обнаружившийся еще в XIX веке, а в следующем столетии ставший доминантой духовной жизни Запада и всей цивилизации в целом.

Бесспорно, что в моральной истории человечества философия всегда занимала достойнейшее и даже центральное место. Столь же бесспорно, что образцовая моральность невозможна без философии (нравственность без философии – это нонсенс, бессмыслица). Но не менее бесспорно и то, что как философия в целом, так и особенно ее моральная часть, этика, остаются в значительной степени невостребованными. Невостребованность философии – это самый настоящий отказ от образцовой моральности. Почему она случается и может ли быть преодолена?
Факт невостребованности философии и этики не удивляет: люди – странные существа, как часто они подобно воронам устремляются к блестящим безделушкам, не замечая при этом под ногами подлинные сокровища. Удивляет другое: почему-то даже после более чем двухтысячелетней истории философии и философской этики человечество к ней слабовосприимчиво. Можно объяснить этот факт в первую очередь следующими причинами. Во-первых, искусная и умная философия трудна для понимания, многим она просто-напросто недоступна.

Во-вторых, разделение наук привело к выделению философии в самостоятельную область знания, за ее пределами стали считать, что можно вполне обойтись и без философии. В-третьих, философы не побеспокоились о том, чтобы представить свое любимое детище в адаптированном для нефилософов виде. В-четвертых, успехи моральной философии не столь масштабны, как бы хотелось. Довольно часто даже в воззрениях выдающихся философов, авторов философских направлений, с большим трудом удается выделить моральный аспект, извлечь его из общефилософской оболочки. Даже в начале XXI века в морали очень часто довольствуются поверхностными представлениями, далекими от высоких научных стандартов.

Итак, невостребованность моральной философии – это не результат злого умысла каких-либо лиц. Это – результат того, что делается в моральной области, где ощущается острая потребность в интенсификации, как этических исследований, так и междисциплинарных связей между философами и нефилософами.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >