Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Геоинформационные технологии





Геоинформационные технологии

К вопросу об изучении геоинформационных технологий в общеобразовательной школе

Автор: Л. Е. Гуторова

Характерной чертой развития человечества на протяжении последних десятилетий является переход от индустриального общества к постиндустриальному. Отмеченное обстоятельство определяет необходимость подготовки школьников к вступлению в общество, любая профессиональная деятельность в котором будет связана с информатикой и информационными технологиями (ИТ). Это нашло отражение в требованиях к содержанию школьного информационного образования адекватность состоянию современного общества, возможность знакомства учащихся с современными информационными технологиями для применения их в будущей профессиональной деятельности. Вопросу изучения ИТ в современной школе с целью предпрофессиональной подготовки посвящается большое количество работ, публикаций и выступлений на различных совещаниях, конференциях, форумах.

Однако почти без внимания остается такой вид информационных технологий как геоинформационные технологии (ГИТ), которые позволяют решать множество задач в различных областях человеческой деятельности, например, в таких, как лесное хозяйство и охрана природных ресурсов, нефтегазовая промышленность и геологоразведочная деятельность, инженерные коммуникации и муниципальное управление, бизнес и маркетинг. Увеличивается спрос на специалистов, владеющих общими теоретическими и общими практическими сторонами геоинформационных технологий.

Проблемы профессионального геоинформационного образования активно обсуждаются с начала 90х годов. Им посвящаются специальные конференции, разделы журналов, статьи. Обсуждаются как общие проблемы, возникающие при обучении ГИТ, так и конкретные учебные курсы. В России идею геоинформационного образования первыми подхватили факультеты наук о Земле высших учебных заведений. Теперь к ним присоединяются педагогические и технические вузы.

Начало процесса внедрения геоинформационных технологий в профессиональное образование связано с именами И. К. Лурье, А. В. Симонова, Е. Г. Капралова, Ю. Ф. Книжникова, А. В. Кошкарева, С. Н. Сербенюка, А. М. Берлянта, В. С. Тикунова и других исследователей. Разрабатываются концепции геоинформационного образования [1], учебные программы, учебные пособия, методическое и программное обеспечение для обучения географов, экологов, экономистов, юристов, ботаников, военных, железнодорожников, социологов и т. д.

Необходимо отметить, что процесс изучения ГИТ происходит в основном на уровне профессионального образования. Это касается обучения как студентов, так и школьников. Однако все существующие школьные курсы по изучению геоинформационных технологий преподаются только учащимся специализированных геоэкологических классов гимназий и лицеев. При этом основной упор делается на прикладную направленность. С неизбежностью полностью либо частично опускаются общесоциальные аспекты геоинформатики, ее значение для формирования информационной культуры современного человека. В то же время задачей школьного информационного образования является формирование информационной культуры, которое уже сейчас невозможно без изучения ГИТ. Это предъявляет качественно новые требования к школьному информационному образованию.

Объявление:

Однако, как показывает анализ научных публикаций, докладов и выступлений на конференциях, психологопедагогические аспекты внедрения геоинформационных технологий в систему общего образования мало изучены. (Отметим, что отдельная секция «ГИСтехнологии в школьном образовании» появилась в 1998 г. на Второй Всероссийской конференции «Геоинформатика и образование». Хотя проблема определения места ГИТ в школьном образовании была поставлена Институтом средств обучения РАО совместно с центром прикладной геоинформатики еще в 1993 г.). Здесь наиболее актуальными являются следующие вопросы: определение места геоинформационных технологий в школьном образовании, выбор базовых тем и концепций ГИТ в школе и т. д., остающиеся пока без ответа.

Следует отметить, что сегодня разработано несколько различных по глубине и целевым установкам школьных геоинформационных курсов для специализированных геоэкологических классов лицеев и гимназий (Шайтура С. В. [2; 3], Пролеткин И. В. [4]). Однако эти курсы нуждаются в совершенствовании в связи с динамичным развитием программных средств, расширения областей использования геоинформационных технологий, наконец, меняющимися требованиями к теоретической и практической подготовке учащихся в областях их профессиональной деятельности. При этом тезис о преобладающей технологизации геоинформационного образования продолжает подтверждаться и укрепляться среди специалистов [5]. К сожалению, до сих пор без должного внимания остаются проблемы содержательного плана и подготовка учащихся неспециализированных классов в области ГИТ. Данные обстоятельства определяют актуальность построения школьного курса по изучению элементов геоинформационных технологий, содержащего общекультурные, общетеоретические и общепрактические вопросы геоинформатики и применения ГИТ, рассчитанного на неспециализированные классы общеобразовательной школы.

Анализ литературы и материалов конференций позволяет сделать вывод о том, насколько не разработанным является вопрос изучения геоинформационных технологий в рамках общеобразовательной школы и выделить основные подходы к решению этой проблемы:

1. Разрабатываются подходы к созданию профильного курса геоинформатики для общеобразовательной школы [6].
2. Предлагается поэтапное изучение ГИТ учениками профильноориентированных старших классов в рамках образовательной области «Информационные технологии» и в рамках прикладных дисциплин [4].

В заключение заметим, что в области геоинформационной подготовки до сих пор преобладает самообразование. Ситуация в геоинформационном образовании в пределах нашей страны различна. Связано это в основном с тем, что комплекс теоретических основ геоинформационных технологий (называемый также геоинформатикой) был сформирован большей частью уже после становления технологий, на стыке нескольких отраслей знаний: географии, картографии, общей информатики [7]. Это и привело к некоторой неопределенности в определении предмета исследования геоинформатики как науки, а, следовательно, и к неопределенности в составе изучаемых вопросов базовых учебных курсов по геоинформатике в учебных заведениях различной отраслевой направленности.

Анализ содержания вышеперечисленных подходов позволяет утверждать, что проблема неопределенности содержания изучения ГИТ в школе аналогична вузовской.

Литература

1. Лурье И. К. Геоинформатика. Учебные геоинформационные системы: Учебнометодич. пособие. М.: Издво МГК, 1997.
2. Шайтура С. В. Перечень мероприятий, необходимых для создания школьного геоинформационного гиперпространства // Информационный бюллетень ГИСАссоциации. 1998. № 3 (15). С. 86.
3. Шайтура С. В., Ковальчук А. К., Богомолов А. Ю. Опыт обучения студентов, учителей и школьников по специальности геоинформатика (Материалы Третьей конференции ГИСАссоциации «Геоинформатика и образование», Москва, 2?5 июня 1999 г.). М., 1999.
4. Пролеткин И. В. ГИС и средняя школа // ГИСОбозрение. 1996. Осень–зима. С. 26?27.
5. Берлянт А. М. Геоинформационное картографирование. М: Астрея, 1997.
6. Разумовская Н. В. Подходы к разработке профильного курса геоинформатики для общеобразовательной школы (Материалы Второй Всероссийской конференции «Геоинформатика и образование», Москва, 25?26 марта 1998 г.). М., 1998.
7. Кошкарев А. В. История геоинформатики в России. Краткий курс // Информационный бюллетень ГИСАссоциации. 1999. № 4 (21). С. 67.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >