Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Подход в преподавании информатики





Подход в преподавании информатики

Интегрированный подход в преподавании информатики и алгебры

Авторы: П. П. Дьячук, П. П. Дьячук (мл)

В совершенствовании содержания образования особую роль играют те компоненты, которые способствуют развитию творческого потенциала личности современного школьника, развитию умений самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в стремительном потоке научной и технической информации. Важное значение приобретают такие компоненты содержания образования, которые отражают тенденции интеграции научного знания. Их значимость определяется ролью интеграционных процессов науки в формировании современного стиля научного мышления и мировоззрения человека. В создании теории содержания общего среднего образования важным этапом является выявление дидактических эквивалентов, соответствующих процессу интеграции современной науки.

Ю. К. Бабанский заметил, что «…многопредметность усложняет учебный процесс, разрывает научные связи, ведет к дублированию материала, не способствует у учащихся восприятию целостной картины мира. Жизнь требует искать пути рациональной интеграции учебных предметов. Этот путь носит интенсивный, а не экстенсивный характер» [1].

Особый интерес представляет интеграция на уровне дидактического синтеза. Интеграция учебных предметов на данном уровне осуществляется на базе одного из них. При этом каждый из взаимодействующих предметов в то же время сохраняет свой статус и свои концептуальные основания.

Как отмечает М. Н. Берулава, [2] интеграция содержания образования на уровне дидактического синтеза осуществляется на основе следующих дидактических принципов:

- принципа субординации функций, выражающегося в координации отдельных учебных дисциплин, в сохранении их собственного предмета исследования;
- принципа субстратности, в основе которого лежит целостное системное изучение того или иного технического объекта;
- принципа комплиментарности, реализующего интегративную взаимодополняемость методов и средств, соответствующих содержанию естественнонаучного и профессионального материала, которые при этом составляют не механическую сумму, но новое качество, полученное на основе их взаимодействия;
- принципа временной концентрации, предполагающего, что изучение учебного материала, связываемого друг с другом посредством интеграционных процессов, сконцентрировано во времени до рамок единицы учебного процесса (интегративного урока, семинара и т. п.);
- принципа доминанты, означающего, что взаимосвязь конкретного естественнонаучного материала с содержанием конкретных профессиональных предметов на данном уровне может быть установлена только единожды.

Объявление:

Существенной особенностью уровня дидактического синтеза является то, что определенный материал не просто актуализируется или обобщается, как это имеет место на уровне межпредметных связей, а впервые изучается в рамках данной дисциплины. В связи с этим в интеграции содержания образования особую роль играют принципы системности, научности и доступности обучения.

Предлагаемый интегрированный курс «Программирование + алгебра» соответствует уровню дидактического синтеза и основан на идеологии деятельностного подхода в преподавании. Он направлен на развитие внутреннего диалога между абстрактным (логическим) и образным мышлением. Такой стиль мышления (способность всякому абстрактному понятию создавать или находить соответствующий образ) отвечает высокому уровню развития творческого мышления. Материализованная форма действий, осуществляемая учащимися, закрепляется событийным подходом в решении алгебраических задач на компьютере. В качестве языка программирования используется ТурбоБейсик.

В основание интеграции программирования и школьного курса алгебры заложены алгоритмы, изучаемые в курсе программирования и используемые при решении алгебраических задач.
В интегрированном учебном курсе решаются две задачи: первая – средствами информатики создать «мир» образов математических объектов и понятий, понять правила, законы и свойства этого «мира»; вторая задача – освоить основные структуры программирования и правила составления алгоритмов.

Курс алгебры в средней школе посвящен изучению свойств одномерных и двумерных математических объектов – неравенств, функций и числовых последовательностей. Начиная с введения числовой оси и геометрического образа числа – точки на числовой оси, в курсе алгебры проводится параллель между абстрактными алгебраическими понятиями (число, неравенство, функция, и т. д.) и их геометрическими образами. Эта особенность курса алгебры позволяет реализовать идею создания компьютерного «мира» математических объектов в виде их геометрических образов. Параллельно с этой работой учащиеся изучают основные алгоритмы и структуры программирования. Причем последовательность введения новых математических образов и их свойств органично сочетается с логикой введения новых понятий, алгоритмов и структур программирования.

В начале курса решается задача создания образа координатной плоскости. Здесь учащиеся знакомятся с линейными программами (координатная плоскость представляет сетку из небольшого числа вертикальных и горизонтальных линий). Определенные циклы органично вводятся при создании координатной сетки из большого числа вертикальных и горизонтальных линий. Учащиеся решают проблему выбора масштаба и рассматривают вложенные циклы. При этом создается виртуальное пространство, в котором будет наблюдаться и изучаться «мир» математических объектов. Всего в интегрированном курсе рассмотрено шесть тем.

В первой теме изучаются функции, образы которых выводятся на координатную сетку. Графики функций представляют собой последовательности точек, каждая из которых получается применением операторов circle и paint. При этом используются определенные циклы. Кроме обычных функций, рассматриваются функции, заданные таблицами, при этом используются операторы read/date. Образы кусочных функций строятся при помощи оператора def fn/end def.

Ветвления и различные условные структуры программирования наполняются предметным содержанием при рассмотрении таких вопросов, как решение уравнений и систем уравнений (тема 2), неравенств и систем неравенств (тема 3). Логические условия совершенно естественно иллюстрируются при решении систем уравнений и неравенств.

В четвертой теме рассматриваются свойства числовых последовательностей, арифметические и геометрические прогрессии. На примерах этой темы изучаются массивы и методы обработки массивов. При этом событийный подход реализуется в создании пифограмм и фонограмм числовых последовательностей. Так, например, операция инвертирования элементов массива следующей последовательностью событий. Создается массив чисел 1, 2, 3,…, 15. С каждым числом соотноситься квадрат, окрашенный в цвет соответствующего номера, например: 1 – синий, 4 – красный и т. п. Кроме цветового образа, каждому элементу массива ставится в соответствие звук определенной частоты.

При запуске программы на экран компьютера выводится последовательность цветных квадратиков с проигрышем мелодии, напоминающей гамму с возрастающим тоном звука. После этого совершается операция инвертирования и на экран выводится обратная последовательность цветных квадратиков со звуковым сопровождением, напоминающим гамму с понижающимся тоном звука. Такое наглядное представление свойств числовых последовательностей и операций над массивами чисел в сочетании с логикой изучения математики позволяет получить неплохие результаты в понимании абстрактного материала информатики и математики.

Одной из важных особенностей предлагаемого интегрированного курса «Программирование + алгебра» является введение операторов и алгоритмов управления программным потоком событий. По мере усложнения математической природы изучаемых объектов вводятся элементы управления математическими образами с помощью клавиатуры (по нажатию «горячей клавиши и т. п.). Так, при изучении свойств четности или нечетности функций (Тема 5) предлагается разработать программу, позволяющую с помощью управляющих клавиш перемещать образы точек, соединенных отрезком, с координатами (x, f(x)), (–x, f(x)) по графику функции. При этом осевая и центральная симметрия соответствующих функций проявляется в особенно наглядном виде. В качестве второго примера можно привести компьютерный тригонометрический круг, радиус–вектор которого можно вращать (Тема 6: «Тригонометрические функции»). При этом сектор угла поворота радиуса по часовой стрелке закрашивается в красный цвет, а против часовой – в синий.

На протяжении всего курса реализуется полимодальный подход к воздействию на эмоциональную сферу учащихся. Он включает в себя широкое применение «языка» цветов, звуковых и зрительных эффектов и т. д.. Например, при решении задач на определение интервалов знакопостоянства функции предлагается график функции окрашивать в красный цвет для ее положительных значений и в синий цвет – для отрицательных. Интересными примерами такого подхода являются задания по составлению программ по озвучиванию положительно определенных функций.

С целью активизации мыслительной деятельности учащихся в некоторых листингах приведенных программ присутствуют ошибки, которые учащиеся должны найти и исправить. В конце каждой темы учащимся предлагается контрольная работа по алгебре, которую они выполняют в компьютерном варианте.

Описанный интегрированный подход прошел апробирование в школе № 15 г. Красноярска и на факультете физики, информатики и ВТ Красноярского педагогического университета.

 Литература

1. Бабанский Ю. К. Интеграция процесса обучения. М.: Просвещение, 1982.
2. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. М.: Совершенство, 1998.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >