Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Моделирование решений





Моделирование решений

Моделирование принятия решений

Автор: О. Н. Попова

В условиях перехода к правовому государству, демократическому обществу, рыночной экономике возникли специфические проблемы, связанные со сменой ценностей и социальных ориентиров, а также с экономическими трудностями данного периода. В этих условиях образованию предъявляются принципиально новые духовнонравственные и социальноэкономические требования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социальное и экономическое процветание.

 

Образовательная политика отражает общенациональные интересы в сфере образования и, вместе с тем, учитывает общие тенденции мирового развития. Среди таких современных тенденций можно выделить:

- «ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору»  [1. С. 3].

Однако в настоящий момент отсутствует система подготовки личности, способной самостоятельно принимать оптимальные решения.

В качестве одного из возможных путей решения указанной проблемы предлагается профильный курс информатики «Моделирование процессов оптимального управления и принятия решений». Профильный курс разработан для старших классов общеобразовательных школ, опирается на знания и умения, приобретенные учениками в базовом курсе информатики.
В соответствии с принципом научности в содержание профильного курса включены ряд направлений, по определению Российской Академией наук, предлагаемые в состав предмета «Информатика». Это математическое моделирование, искусственный интеллект и принятие решений, обработка оптимизации, исследование операций и оптимальное управление, т. е. основы таких наук, как теория управления, теория принятия решений и исследование операций.

Объявление:

Содержание курса представлено совокупностью взаимосвязанных и взаимно обусловленных модулей (тем), решающих поставленные цели.

Следует отметить, что при работе над концепцией профильного курса пришлось столкнуться со сложной проблемой выбора. Из огромного по объему и весьма сложного по содержанию материала были выделены базовые понятия, которые давали бы представление о сути процессов управления и принятия оптимальных решений и, в тоже время, доступные для понимания данной возрастной категории. Связующим звеном всех рассматриваемых содержательных модулей является понятие «принятие решения» в ситуации выбора, рассматриваемое как системообразующее понятие профильного курса.

В профильном курсе внимание уделяется, прежде всего, задачам, которые могут быть отнесены к хорошо структурированным проблемам. Для их решения используются методы исследования операций. Введение в «технологическую цепочку» процесса поиска решения новых информационных технологий (НИТ) на этапе моделирования позволяет успешно рассматривать и решать эти задачи (проблемы).

В профильном курсе рассматриваются такие вопросы, как:

- понятие проблемы;
- элементы теории управления;
- моделирование процессов оптимального управления;
- оптимизационные задачи линейного планирования;
- динамические задачи оптимального управления;
- статистическое моделирование случайных процессов;
- элементы теории массового обслуживания;
- системный подход и общесистемные закономерности как средства переноса знаний в решении слабоструктурированных проблем;
- элементы теории принятия решений.

Возникшая необходимость в формировании способностей быстро анализировать информацию, структурировать ее, выбирать между важной и несущественной является велением времени.
Следует отметить, что возможности принятия оптимальных решений с использованием информационных технологий значительно увеличиваются, увеличивается и сама скорость принятия решений и в связи с этим возрастает потребность в применении научных подходов.

Безусловно, пока принимаются решения (а в жизни без них не обойтись), неизбежно будут совершаться и ошибки. Задача состоит в том, чтобы с помощью тщательной подготовки решения свести эти ошибки к минимуму.

 Литература

1. Образовательная политика на современном этапе // Официальные документы в образовании. 2002. № 2 (173). С. 2–49.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >