Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Качество преподавания информатики





Качество преподавания информатики

Резервы качества в преподавании информатики

Авторы: О. В. Рогожникова,  В. Н. Сыромятников, И.Е. Подчиненов

Более чем 15летний опыт преподавания информатики с момента появления в России персональных компьютеров показывает, что проблема качества подготовки специалистов, владеющих информационными технологиями на уровне требований рынка труда, остается острой.

Конкретизируем вопрос обсуждения. Проблему качества будем понимать следующим образом. Отслеживая судьбу выпускников нескольких вузов (педагогического, экономического и инженерного) в первые годы  работы, мы видим, что знания и навыки в области информационных технологий, полученные ими в вузе, оказываются недостаточными. Особенно ясно это видно при прохождении преддипломной практики. Именно в этом аспекте мы и будем понимать в данной работе проблему качества преподавания информатики в вузе.

Попытки структурировать эту проблему приводят к достаточно сложной схеме причин и следствий, обсуждение которой может составить отдельную монографию. Одной из причин этой сложности является отношение студентов к предметам, связанным с информационными технологиями. Сегодня можно выделить две группы студентов по их отношению к информационным технологиям. 

К первой группе можно отнести студентов, имеющих внутреннюю, положительную установку  к освоению информационных технологий. Типичный портрет такого студента или молодого специалиста можно составить по материалам многочисленных форумов в Интернете (а также по личным контактам преподавателя со студентами). Как правило, это уже работающие студенты. Подбор материала для изучения, собственно освоение материала они осуществляют в значительной мере самостоятельно. Потребность в преподавателе у них возникает в процессе решения конкретных проблем. Если такие студенты присутствуют в стандартной студенческой группе, изучающей информатику, то скорость и качество их учебы в разы превышает основной контингент.

Второю группу представляет основная масса студентов, пассивно относящихся к информатике. Сегодня персональный компьютер доступен семье среднего достатка и постепенно превращается в элемент привычного интерьера. У представителей этой группы студентов отношение к освоению информационных технологий пассивное и базируется на формальном выполнении требований учебного процесса. Для представителей этой категории студентов характерно неуменье и нежелание работать на практических занятиях с учебнометодическим материалом. Это проявляется в типичном вопросе «А что мы сегодня делаем», хотя цель и задачи занятия расположены на экране компьютера. Для них характерно потребительское отношение к занятию. Преподаватель должен им показать учебные примеры.

Один из резервов повышения качества подготовки студентов в области информационных технологий мы видим в преодолении пассивного отношения к дисциплине, другими словами, в переводе студентов из второй категории в первую. Сделать это можно всего двумя путями.

Объявление:

Первый – преломление мотивации студента из пассивной в заинтересованную путем подбора материала, разъяснения практической значимости каждого занятия по дисциплине и т.д.
Второй подход можно назвать «административным». Его суть состоит в том, чтобы попытаться так организовать учебный процесс, чтобы студент автоматически прошел заданную траекторию обучения, в ходе которой он должен получить запланированный объем знаний и навыков. Вторая задача этого подхода преобразовать технологию взаимодействия студента с преподавателем, а именно перейти от технологии «диктанта» на занятиях, связанных с изучением информационных технологий, к технологии, в которой преподаватель выступает в качестве консультанта. Именно такая форма наиболее адекватна в области освоения информационных технологий. Это связано с тем, что информационные технологии очень быстро развиваются, и в практической деятельности не удается продолжительное время пользоваться готовыми приемами. Приходится постоянно осваивать новое. Развитие информационных технологий неразрывно связано с усложнением и появлением новых практических задач в реальной практической деятельности. Это обстоятельство также неизбежно выводит на первое место потребность в постоянном самообразовании, в непрерывном образовании и т.д.

Один из способов решения такой задачи мы видим в определенной организации учебного процесса с использование элементов автоматизированного управления учебным процессом.
Суть этого подхода состоит в следующем:

1.    В начале каждого занятия студент регистрируется в базе данных и выбирает текущую методическую разработку.
2.    Учебнометодический материал является достаточно подробной инструкцией по выполнению запланированного объема работ на данное занятие. Преподаватель имеет установку на роль консультанта, побуждая студента самостоятельно решать текущие проблемы и консультируя в наиболее сложных случаях.  Этот фактор мы считаем одним из ключевых. Здесь заложен потенциал решения целого ряда технических и организационных проблем, связанных с процессом обучения в вузе со всеми его проблемами.
3.    В конце каждого занятия студент должен пройти специализированный тест. Итоги теста автоматически передаются в базу и выстраивается текущий рейтинг студента. Здесь мы ставим задачу не столько на проверку знаний посредством этого теста,  сколько на проверку того, что студент в ходе самостоятельного выполнения заданий прошел некие обязательные контрольные точки. Задача теста  научить студентов внимательно относиться к определениям, справкам, теоремам. Вторая задача  автоматически проверить, действительно ли в ходе занятий были проведены запланированные вычисления, написаны необходимые программы и др. Третья задача  выработать уменье и навыки работать с информацией, уменье видеть ошибки в программном коде, в вычислениях и т.д.
4.    По окончанию учебного курса система автоматически составляет список претензий к студенту по пропущенным занятиям, по заработанному рейтингу и решается вопрос о допуске к сессии.

В этой технологии заложен большой потенциал:

1.    Реализация индивидуальной формы обучения в зависимости от «скорости» прохождения материала.
2.    Возможность дистанционного обучения, если студент болен или пропустил занятие по уважительной причине.
3.    Попытка замены технологии «диктанта» на технологию консультирования в ходе занятия.
4.    Система прозрачности учебного процесса, поскольку любое заинтересованное лицо в режиме реального времени может получить информацию по любому показателю учебного процесса в данной группе.

Немаловажно, что в режиме консультирования преподаватель может одновременно вести занятия в двух компьютерных классах, что решает ряд типичных вопросов по организации учебного процесса.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >