Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ













ИКТ для учителя информатики

ИКТ в подготовке учителя информатики: сравнительный анализ содержания курсов с учетом проектной методики программы intel «обучение для будущего»

Автор: Т.А. Кувалдина

В связи с модернизацией системы высшего педагогического образования одним из актуальных направлений нам представляется разработка методического обеспечения подготовки учителей информатики на основе внедрения новых форм и средств обучения. В данной статье рассмотрены возможности эффективного применения средств информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе – с точки зрения изменений в системе учебной деятельности преподавателя и студентов, а также в системе их отношений. 

Для того, чтобы улучшить качество подготовки студентов в новых условиях, когда персональный компьютер становится инструментом массового использования, необходим тщательный анализ содержания курсов предметной и общепрофессиональной подготовки на серьезной теоретической основе. Такой основой представляются методы самой информатики (сетевое моделирование и тезаурусный метод), применение которых позволяет  осуществить систематизацию понятий курса информатики, строить модели систем понятий учебных курсов, проводить сравнительный анализ содержания курсов и систем тестовых заданий (4, 5). Данная статья посвящена анализу места и содержания курсов методического характера в структуре подготовки учителя информатики. Нами указаны основные черты и методические особенности содержания курсов, которые позволяют говорить о преемственных и перспективных связях в обучении студентов информатике и информационным технологиям.

Нами проведен анализ содержания курсов «Компьютерные технологии» (КТ), «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (ИКТО), «Информационные системы», «Компьютерные сети, Интернет- и мультимедиа-технологии» (КСИМТ), «Теория и методика обучения информатике» (ТМОИ), «Информатика» (общий курс в соответствии со стандартом учителя физики – основной специальности). Все названные курсы проведены автором в период с 1996 г. по настоящее время. Отметим, что наибольший интерес представляет сравнительный анализ содержания курсов КТ, КСИМТ и ИКТО «на фоне» программы INTEL «Обучение для будущего», реализация которого осуществляется в ВГПУ с осени 2003 г. На протяжении ряда лет содержание курсов значительно изменилось, все три курса проводятся с применением Интернет- и мультимедиа-технологий. С самого начала преподавания этих и других вышеназванных курсов мы используем такие формы и методы обучения, как проекты (групповые и индивидуальные), беседы и дискуссии – обсуждение результатов работы, методических особенностей применения программных средств ИКТ в общеобразовательной школе, в том числе – для проверки и оценки результатов обучения школьников. После 2000 г. в рамках этих форм и методов обучения нами внедрены новые виды учебной работы студентов (поиск, анализ и оценка образовательных Интернет-ресурсов) (1, 2). С этой точки зрения программа INTEL оказалась для нас отражением собственного опыта работы и комплекса методических идей, появившихся в отечественной образовательной практике в связи с внедрением и распространением ИКТ. Для традиционных методистов-информатиков эта программа представляет интересный пример реализации комплексного подхода к изучению ИКТ в предметной области. В том случае, если обучение студентов  программе INTEL предшествует курсу методики (что предложено в самых свежих рекомендациях 2004 г.), то содержание в нашем случае курса ТМОИ потребует изменений в своей практической части. Укажем, что в нашей трактовке в эту часть входят, наряду с анализом учебно-методической литературы и разработкой планов-конспектов уроков информатики, работа со словарями, составление схем понятий и разработка тестовых заданий (3). При этом студенты выполняют индивидуальные задания в рамках той или иной темы школьного курса с обязательным анализом определений понятий, их объема и содержания, связей с понятиями других тем. Для студентов одной подгруппы (8-12 чел.) темы различны, хотя могут быть «смежными». Наш опыт показывает, что не меньше половины студентов предпочитают работать именно со смежными темами, чтобы была возможность обсуждения особенностей изучения темы. На наш взгляд, в обучении студентов программе INTEL следует указывать на ее экспериментальный характер и принципиальное несовпадение с курсом ТМОИ в части форм и методов обучения.

Метод проектов, предлагаемый программой INTEL в качестве новации, для большинства студентов является действительно новым, так как они еще не работали с содержанием курса информатики с точки зрения его преподавания, не говоря уже об организации проектной деятельности школьников. Отметим, что в условиях нашего факультета студенты параллельно с программой INTEL изучают курс методики обучения физике и знакомятся с основными понятиями дидактики (методическая система обучения, организация и планирование учебного процесса и др.).

О совпадении значительной части содержания программы INTEL и курса ИКТО в его прежней редакции (1996-2000 гг.). Если сравнить их содержание, то мы увидим совпадающие части: а) проекты; б) тестовые задания, автоматизированный контроль знаний; в) элементы частной методики — информационные технологии как технологическая основа изучения курса информатики и других (!) общеобразовательных курсов; г) библиографическое описание (работа с АИБС Марк включена в состав курса с 1998 г.).  После 2000 г. (2001-2004 гг.) в содержание курса ИКТО нами включены работа с Интернет-ресурсами, образовательными электронными изданиями (ОЭИ).

На наш взгляд, включение в процесс обучения студентов – будущих учителей информатики – программы INTEL до изучения ими курса ТМОИ вполне оправданно и может дать положительный эффект с точки зрения привлечения внимания студентов к новым возможностям для массовой школы, а именно:  изменения в соотношении деятельности учителя и учащихся; «перевод» тщательного контроля со стороны учителя во взаимоконтроль учащихся в группах, выражающийся в избегании прямых оценок и подсказок со стороны учителя.
Для вузовских преподавателей, как  работающих со студентами по программе INTEL, так и ведущими курсы КСИМТ, ИКТО, ТМОИ, появляется возможность использовать знания и опыт студентов для более успешной реализации своих курсов, для систематизации информации учебного и методического характера на деятельностной основе.

На наш взгляд, в связи с этим необходима корректировка названных курсов с уточнением форм и методов обучения и воспитания, используемых в работе со студентами. Здесь следует особо отметить воспитательный аспект. Чтобы студенты восприняли и взяли на вооружение методические идеи, которые предлагаются в программе INTEL, следует дать им возможность реализовать задания других курсов с использованием элементов проектной методики. Для этого, в свою очередь, необходима соответствующая подготовка и мотивация преподавателей, ведущих вышеназванные и другие курсы предметного блока «Информатика». Не стоит забывать и о том, что наряду с проектной формой обучения есть и другие, не менее значимые для студентов и преподавателей педагогического вуза. Для студентов наиболее важно в практике – научиться «видеть со стороны» не только свою работу, но и работу товарищей (коммуникативный аспект), в теории – научиться основам научного исследования в области теории и методики обучения и воспитания с опорой на предметную область – информатику.
В заключении хотелось бы высказать несколько замечаний и предложений методического характера, касающихся конкретных условий реализации обучения программе INTEL.

Во-первых, было бы целесообразно создать банк данных по формулировкам дидактических целей и методических задач (в нашей трактовке – учебных целей и дидактических задач). В наших исследованиях есть подобное предложение и для отбора содержания тестовых заданий (4, 5). Здесь интересен вопрос, какова специфика предметной области по отношению к этим формулировкам.

Во-вторых, в программе INTEL весьма скромно по сравнению с частью постановки проблемы проекта представлена разработка тестовых заданий. Поскольку эта тема есть в курсе ТМОИ (3), на наш взгляд, было бы лучше сместить акцент в сторону наглядности («визуализации») учебной информации. Здесь имеется в виду не только представление графической информации, но и адекватное отражение необходимого объема текстовой (символьной) информации с возможностью обучения студентов правильному определению оптимального соотношения между качеством и количеством иллюстраций, гипертекстовых ссылок и объемом текстовой информации, выводимой на экран.

В-третьих, для преподавателей, ведущих курсы КТ, КСИМТ, ИКТО, особое значение приобретает входной контроль качества подготовки студентов по разделу «Информационные технологии». По нашим данным (2001-2004 уч. гг., входной контроль, тематические и общие срезы в середине семестра), имеет место резкая дифференциация уровня и качества подготовки студентов по разным темам раздела, что связано с их опытом работы вне учебных курсов и индивидуальными предпочтениями. 

Особый интерес для нас представляет вопрос о том, как повлияют результаты обучения студентов в рамках программы INTEL на их работу в качестве учителей информатики в ходе педагогической практики.

Список литературы

1.    Кувалдина Т.А. Образовательные Интернет-ресурсы: систематизация понятий в рамках курса ИКТО (обзор, анализ и обобщение материалов) / Т.А. Кувалдина // Новые технологии в образовании: Сб. трудов. Воронеж: Центр.-Черноземное кн. изд-во, 2003. С. 120-122 (Вып. 6)
2.    Кувалдина Т.А. О работе с образовательными Интернет-ресурсами студентов - будущих учителей информатики / Т.А. Кувалдина // Новые технологии в образовании: Сб. тр. VIII Междунар.  электронной науч. конф. Воронеж: ВГПУ, 2004. С. 8-9 (Вып. 8)
3.    Кувалдина Т.А. Практикум по теории и методике обучения информатике / Т.А. Кувалдина. Волгоград: Перемена, 2002. 56 с.
4.    Кувалдина Т.А. Применение методов искусственного интеллекта для анализа и проектирования тезаурусов учебных дисциплин: Монография // Т.А. Кувалдина. Волгоград: Перемена, 2003. 194 с.
5.    Кувалдина Т.А. Систематизация понятий курса информатики на основе методов искусственного интеллекта: Дис. ... д-ра пед. наук /            Т.А. Кувалдина. М.: ИОСО РАО, 2003. 280 с.

 
< Предыдущая   Слудующая >