Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ



реклама:




Выпуск конкурентоспособной продукции

Поиск новых организационных структур по выпуску конкурентоспособной продукции

Автор: Д. В. Куракин

В 2004 году члены Академии информатизации образования проводили в инициативном порядке широкий комплекс работ по нахождению новых эффективных организационных научно-производственных структур по выпуску конкурентоспособной ИТ- продукции, и конкретно - по исследованию и разработке системы конкурентно-способных инновационных кластеров информационных технологий и программного обеспечения.

Развитие конкурентоспособных научно-технологических направлений является важным фактором обеспечения выхода отечественных технологий на внутренний и внешний рынки. Задача коммерциализации технологий, по мнению академии, должна решаться одновременно путем построения инновационной инфраструктуры, отвечающей возможностям и требованиям национальной экономики, и выбора приоритетов инновационного развития. В этой связи академией рассматривались так называемые кластеры на предмет нахождения той организационной структуры, функционирование которой может способствовать успешному решению поставленных временем задач.

Основоположники кластерной теории дают следующее определение кластеров – «Кластеры – это сконцентрированные по географическому  признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу».

Географически масштабы кластера могут варьироваться от одного города или района до страны или даже ряда соседствующих стран. Кластеры  принимают различные формы в зависимости от своей глубины и сложности, но в большинстве случаев включают компании готового продукта или сервисные компании.

В качестве центров кластеров выступают, как правило,  исследовательские мощности вузов и университетов.

Кластеры наблюдаются в отраслях, характеризующихся высокими технологиями, и в традиционных отраслях (производство, индустрия предоставления услуги т.д.). При этом кластеры возникают как в условиях развитой экономики, так и развивающейся.

Академией рассматривались инновационные кластеры информационных технологий и программного обеспечения (хотя в принципе можно рассматривать задачу шире и распространять кластерный подход ко многим отраслям хозяйства).

Степень внедрения информационных технологий в хозяйственную жизнь страны является важнейшим показателем ее развития. В 2004 году объем российского ИТ-рынка составлял около 4 миллиардов долларов. Следует отметить, что в России не существует статистического описания структуры самой отрасли информационно-коммуникационных технологий. Рынок ИТ тесно переплетается с множеством других. По данным аналитиков, Россия занимает 48-е место в мире по доле ВВП, которая тратится на информационно-коммуникационные технологии. Главным потребителем  ИТ-товаров и услуг является государство.

Большинство экспертов оценивает российский ИТ-рынок как один из наиболее динамично развивающихся в мире. Но Россия с точки зрения развития и внедрения информационных технологий является страной, ориентированной на импорт. Только в очень узких сегментах рынка наши компании могут конкурировать с признанными мировыми производителями – это, в частности, антивирусная защита, распознавание текстов и средства криптозащиты (здесь имеется в виду конкурентоспособность на мировом уровне под национальными торговыми марками).

В ИТ-отрасли имеется четыре ведущих направления:
- производство оборудования;
- разработка программного обеспечения;
- услуги в области ИТ;
- телекоммуникационные услуги.

1. Производство оборудования – на этом направлении работают отечественные компании, которые осуществляют его сборку и указывают на продукции свое название (однако в данном случае интеллектуальный продукт принадлежит разработчику оборудования – США). Доля этого сектора пока незначительная в общем объеме рынка.
Производство офисного и коммуникационного оборудования у отечественных компаний развиты слабо, т.к. лидирующие позиции в нем прочно заняты западными производителями с хорошо известными мировыми брэндами.

2. Разработка программного обеспечения - рынок разработчиков программных решений делится на два основных направления - готовое ПО (коробочный продукт) и проектное ПО (заказное). В настоящее время преобладает первое направление.

3. Услуги в области ИТ – данный сектор работ состоит в основном из консалтинга, поставки ПО и интеграции. Сектор услуг на российском ИТ-рынке на сегодняшний день самый большой. Услуги в области ИТ являются на сегодняшний день одним из наиболее перспективных направлений ИТ-рынка.

4. Телекоммуникационные услуги - рынок этих услуг в стране достаточно монополизирован. Основные организации, работающие на этом секторе рынка – «Ростелеком», «Транстелеком», «Электросвязь», «Связьинвест», ФГУП «Космическая связь», ОАО «Газком».

В настоящее время доля российских товаров, конкурентоспособных на внутреннем рынке, равна 25 %.
Что касается доли конкурентоспособных товаров на международном рынке, то отечественные компании могут конкурировать с признанными мировыми производителями в очень узких областях – в разработке ПО в области антивирусной защиты, распознавания текстов и средств криптозащиты. Можно оценить данную долю на два порядка меньшую, чем приведенную выше, а именно 2,5%.

Таким образом, объемы российского ИТ-рынка информационных продуктов и услуг несопоставимы с рынками западных стран. Необходима его структурная реорганизация и модернизация, что требует значительных инвестиций. В настоящее время большая часть рыночных проблем по-прежнему решается за счет бюджетов различных уровней. В результате бюджеты испытывают перегрузки, а реальное финансирование отсутствует. И здесь необходимо четко определить, что должно делать государство, а что рыночные структуры. Процесс распределения ответственности и собственности между государством и рынком в области информатизации еще не приобрел устойчивые черты. Соотношение государство - рынок для России несколько иное, чем в странах с открытой рыночной экономикой. Рыночные стимулы пока не в состоянии обеспечивать воспроизводство информационных технологий. Стратегия формирования информационного общества в России должна исходить, по мнению академии, именно из этого положения, а не копировать общие подходы зарубежных стран, направленные на совершенствование уже сложившихся рыночных отношений и механизмов в области создания и применения ИКТ.

В последнее десятилетие оказались существенно нарушены или полностью разрушены вертикальные информационные потоки в сфере научно-технической деятельности, составлявшие на протяжении длительного периода основу инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности. Горизонтальные связи между субъектами научно-технической деятельности в настоящее время в должном объеме еще не созданы, тогда как именно наличие и динамизм таких связей обеспечивают гибкость любого кластера в рыночных условиях (под гибкостью кластера понимается его способность оперативно отслеживать тенденции и запросы рынка, реорганизовывать и концентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее перспективных направлениях).

Таким образом, создание и поддержка национальной системы конкурентоспособных инновационных кластеров информационных технологий и программного обеспечения (а именно цепочки: научная школа – вуз – технопарк - ИТ-бизнес) является чрезвычайно важной задачей для развития страны.

При анализе состояния инновационной деятельности в научно-технической и технологической сферах следует иметь в виду то, что в последнее десятилетие инновационные проекты реализовывались в основном за счет научных результатов, полученных в предшествующий период при значительной финансовой поддержке фундаментальных и поисковых исследований со стороны государства. Сегодня этот научный потенциал большей частью использован, а невостребованный в хозяйственном обороте морально устарел. Таким образом, из-за недостаточности финансирования фундаментальной науки не обеспечивается в полном объеме воспроизводство результатов фундаментальных исследований. Следовательно, при ограниченных финансовых ресурсах следует ставить вопрос об адресной, целевой поддержке фундаментальных и поисковых исследований, направленных на получение новых научных результатов с высоким инновационным потенциалом. К числу таких направлений относится направление, связанное с разработкой новых информационных технологий и программного обеспечения.  

Создание ИТ-кластера предполагает решение многих задач, в частности, можно выделить следующие:

- создание единого информационного пространства на основе использования Интернет-технологий и распределенных баз данных для устранения информационных барьеров. Обеспечение автоматизации и информационной интеграции процессов создания, производства и эксплуатации продукции на основе использования единой информацион-ной среды, устанавливающей единообразные способы информационного взаимодействия всех участников жизненного цикла продукции;
- развитие и внедрение систем менеджмента качества и информа-ционной поддержки жизненного цикла изделий (ИПИ-технологии), обеспечивающих повышение конкурентоспособности продукции благо-даря рациональной организации и сокращению затрат и сроков на освоение и вывод продукции на рынок на базе системной интеграции;
- создание информационно-справочных систем по вопросам инновационной деятельности и передачи технологий, что будет способствовать возникновению профессионального и цивилизованного технологического рынка и повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности;
- создание технологии и инструментальных средств оказания дистанционных консалтинговых услуг для информационной поддержки жизненного цикла научно-технической продукции на основе исполь-зования достижений в области компьютерных и информационных технологий. Развитие региональной инфраструктуры оказания дистанцион-ных консалтинговых услуг в сфере малого предпринимательства и коммерциализации технологий.

Важным аспектом в создании ИТ-кластера является создание единой информационной платформы, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников инновационного процесса в рамках данного кластера и в рамках кластеров, входящих в национальную систему отечественных кластеров.

Основным элементом, созданных в ряде ведущих вузов России кластеров, служат инфопарки (включенные в структуры технопарков), перед которыми стоят следующие задачи:

•    объединение информационных и материально-технических ресурсов для освоения и продвижения новых информационных технологий;
•    разработка современных информационных систем и программно-аппаратных комплексов;
•    обеспечение доступа к информации о технических и программных средствах и документации широкому кругу пользователей;
•    развитие связей вуза с ведущими российскими и международными центрами разработки новых информационных технологий;
•    содействие развитию малого предпринимательства (наукоемкого) в сфере новых информационных технологий и разработки современного аппаратно-программного обеспечения;
•    содействие трансферу и коммерциализации результатов НИОКР;
•    содействие повышению квалификации преподавателей и уровня подготовки выпускаемых специалистов в области информационных технологий;
•    разработка дистанционных форм обучения;
•    создание дополнительных рабочих мест для сотрудников, аспирантов и студентов, в том числе дистанционных.

Для создания системы ИТ-кластеров необходимо также создавать сопутствующие системы, главными из которых являются информационно-образовательные порталы и библиотеки образовательных ресурсов.

Для выработки четко оформленной государственной политики в области создания и поддержки инновационных цепочек опыт, накопленный в ряде ведущих учебных научно-инновационных комплексов России, требует обобщения и систематизации, выработки формализованных концепций и решений для тиражирования в различных научно-технических сферах.
Современная экономика отводит кластерам значительную роль. Но только в настоящее время начинает широко осознаваться важное значение кластеров в конкурентной борьбе.
Главная цель создания кластера состоит в повышении производительности всех отраслей, в повышении благосостояния как непосредственно, так и опосредованно, поскольку повышение производительности в одной отрасли приводит к повышению производительности во всех остальных. Производительность и доход – вот конечная цель кластеров.

В более широком смысле компактный в географическом отношении кластер, состоящий из независимых и неформально связанных между собой фирм и институтов, представляет собой сильную организационную форму. Повторяющиеся взаимодействия и неофициальные контакты внутри структуры кластера возникают в результате того, что люди живут и работают в одной географической области, что по мнению основоположников кластерной теории способствует возникновению доверия и открытой коммуникации.

Чтобы определить составные части кластера сначала следует рассмотреть центральную крупную фирму, а затем выявить наличие цепочки связанных с ней по вертикали ниже- и вышестоящих фирм и организаций. Далее находятся по горизонтали отрасли, проходящие через общие каналы или производящие побочные продукты и услуги. Выявление границ кластера достаточно часто оказывается непростой задачей, требующей творческого процесса на базе понимания наиболее важных связей и взаимного дополнения для разных отраслей и организаций. Границы кластеров могут меняться (могут выходить за пределы регионов или даже государств).

По мнению известных теоретиков создания кластерных структур, при   исследовании многих частных случаев для развития вглубь и для достижения реальных конкурентных преимуществ кластерам требуется десять и более лет – это одна из причин, почему за рубежом правительственные попытки создать кластер обычно не имеют успеха.

Правительство должно усиливать разрастание имеющихся и возникающих (самих по себе) кластеров и способствовать этому, а не пытаться создавать совершенно новые кластеры. Новые отрасли и новые кластеры лучше всего возникают из уже существующих. Большинство кластеров формируется независимо от действий правительства – а иногда и вопреки этим действиям. Кластеры возникают там, где есть база локальных преимуществ для их построения.

Для построения целостной инфраструктуры национальной инновационной системы необходимо обеспечить содействие созданию и укреплению корпоративных вертикальных и горизонтальных интегрированных структур в научно-технической и производственно-технологической сферах, в том числе в их научных и образовательных организациях и в их ядре – крупных корпорациях, являющихся интеграторами материальных, финансовых и кадровых ресурсов разного уровня, организаторами инновационных процессов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, основными потребителями инноваций малого бизнеса для успешной конкуренции на мировом рынке.

Образование кластеров возможно как «снизу», когда добровольно, осознавая выгоду, объединяются данные организации, так и «сверху», когда государство создает условия для объединения различных структур отечественного бизнеса, образования и науки в эффективное сообщество.

В настоящее время в условиях наличия телекоммуникационных сетей с высокоскоростными каналами связи фактор территориальной локализации организаций по мнению академии уже не является доминирующим. Поэтому иногда в ряде случаев термин «инновационный кластер информационных технологий и программного обеспечения» заменяется на «инновационную цепочку информационных технологий и программного обеспечения».

В ходе выполнения научных работ членами Академии информатизации образования проводились исследования функциониро-вания организационных структур, созданных в Московском государствен-ном институте электронной техники, в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» и Таганрогском государственном радиотехническим университете.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >