Проектирование музыкально-педагогических моделей |
Информационное проектирование музыкально-педагогических моделей в системе открытого образованияАвторы: Ю. В. Савельева, Е. О. НазароваИнформационное проектирование музыкально-педагогических моделей для создания универсальной системы обучения музыке широких слоев населения в условиях открытого образования является перспективным направлением современного гуманитарного знания. Развитие мирового сообщества характеризуется повышением роли информации в образовании, адаптацией личности к информационному обществу. Образовательная система начала XXI века функционирует на фоне тенденции к информатизации социума; информационные технологии становятся основой моделирования новой обучающей среды – информационного пространства. Одним из важнейших условий реализации современной образовательной модели является междисциплинарный подход к обучению, насыщение учебного процесса комплексом гуманитарных дисциплин. Особое место в системе человеческих ценностей, в воспитании аксиологического отношения к окружающему миру, в развитии духовности общества занимает музыкальное искусство. В настоящее время новые информационные технологии – реальное достояние музыкальной культуры. Неизбежным следствием этого процесса является обращение музыкальной педагогики к научно-техническим достижениям. Решение новых педагогических задач создает потребность поиска научного подхода к организации музыкального образования с целью его оптимизации и повышения эффективности. В условиях изменяющейся России наблюдаются единичные примеры экспериментального внедрения в учебные планы гуманитарных и технических специальностей дополнительных образовательных услуг в форме практикумов по музыкальным дисциплинам, в том числе классов исполнительского мастерства – вокал и фортепиано. Вместе с тем до настоящего времени остаются не разработанными вопросы методологии обучения музыкантов-любителей, что предполагает проектирование новых педагогических моделей, перспективных для развития единого информационно-образовательного пространства. Музыкально-педагогические модели (МПМ) представляют собой информативно-ценностные технологии обучения музыкальному искусству широких слоев населения, опирающиеся на лучшие элементы социального и культурного наследия, достижения в сфере музыкальной педагогики, формирующие универсальную методологию музыкальной подготовки в системе открытого образования. В процессе научно-исследовательской и педагогической деятельности выявлены следующие особенности в системе cовременного музыкального образования: 1) становление информационного общества (конец XX – начало XXI века) вызвало необходимость модернизации структуры и содержания образования в открытую информационную систему и обусловило создание новой обучающей среды, соответствующей мировым тенденциям в образовательной сфере; Научная новизна: Объявление: - обоснование необходимости проектирования универсальных музыкально-педагогических моделей в условиях модернизации современного образования; Часть 1. Традиции отечественного музыкального образования (конец XVIII – начала XX вв.) как феномен современного информационного пространства. - влияние социально-экономических преобразований на культурную политику государства; формирование эстетических идеалов российского общества; г) практика преподавания музыкальных дисциплин, отечественные и иностранные педагоги-практики; д) моделирование музыкально-образовательных технологий (конец XVIII – начала XX вв.) в современную информационно-обучающую среду. - социально-экономичесике и политические преобразования изменяющейся России и реформы в системе образования; Потенциальный потребительский рынок: образовательные учреждения, творческие и досуговые центры, авторские школы, продюсерские агентства, комитеты по организации исполнительских конкурсов и фестивалей; музыкальные клубы и салоны стран ближнего и дальнего зарубежья. Данная оценка потенциального объема мирового рынка обусловлена следующим рядом позиций: 1) в странах Востока и Запада прослеживается интенсивное развитие культуры и образования, а также стремление к формированию целостного международного ореола и единого информационно-обучающего пространства; 2) в сфере музыкального искусства накоплены богатейшие исполнительские и педагогические традиции; в настоящее время возрастает международный интерес к художественной культуре и системе музыкального воспитания России, наблюдаются устойчивые тенденции к интеграции и внедрению российского методологического опыта в структуру открытого образования. Разработка универсальной методологии, теории и практики обучения музыканта-любителя в условиях международного информационно-образовательного пространства начала XXI века. Результаты исследования имеют прикладное значение для музыковедения, музыкальной педагогики и образования. В масштабах отрасли материалы могут быть использованы в практике преподавания музыкальных дисциплин в международных вузах различного типа. На основе теоретических положений исследования возможна дальнейшая разработка музыкально-образовательных технологий и программ. Ожидаемые эффекты применения разработки. В области музыкальной культуры: повышение уровня развития массовой музыкальной культуры; популяризация музыкального искусства через современные формы коммуникации; приобщение к музыке широких слоев населения. В области музыкального образования: модернизация современного музыкального воспитания посредством проектирования и внедрения музыкально-педагогических моделей, новых технологий обучения; научно-практическое решение проблемы обучения музыканта-любителя; трансляция музыкально-педагогических моделей дистанционным методом в международное информационно-образовательное пространство. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|