Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Обучение синтаксическим темам





Обучение синтаксическим темам

Универсальная методика обобщенного целостного обучения синтаксическим темам

Авторы: Н. А. Синелобов

Для обучения сложным предложениям нами разработан комплексный дидактический модуль (КДМ), состоящий из взаимосвязанных единиц. В него включены таблицы, схемы, алгоритмы, которые  сгруппированы в блоки.

С помощью этого комплексного дидактического модуля старшие школьники могут изучать теоретические, практические, теоретикопрактические вопросы, выполнять грамматические задания.

КДМ распадается на три блока: первый блок дает системное, целостносхематическое общетеоретическое  представление в обобщенном виде об основных видах сложного предложения. Условно мы его называем блоксхематеория; второй блок содержит практический материал для отработки навыков проведения синтаксического анализа. Условно мы его называем   блоксхемапрактика; третий блок предлагает тренировочные упражнения по усвоению порядка действий по синтаксическому разбору. Условно мы его называем  блоксхемаалгоритм.
КДМ может быть применен и при безмашинном обучении, и при обучении с компьютерной поддержкой курса, так как  при его моделировании мы исходили из того, что необходимо найти оптимальное сочетание традиционных и инновационных целей, методов, средств и организационных форм, которые будут способствовать наилучшему овладению содержанием школьного курса синтаксиса.

Основу обучения основным видам сложных предложений с помощью КДМ (включающего информационные блоки, таблицы, схемы, алгоритмы) составляет замкнутая   технологическая цепочка:  подача учебного материала, тренинг и  контроль.

При подборе теоретического материала для  КДМ, созданного с целью  рассмотрения видов сложных предложений в рамках школьной программы, мы опирались на научные положения, разработанные в русле логического, структурносемантического и функциональнокоммуникативного направлений. Следствием этого является такая установка: для усвоения практического материала учащимся необходимо проводить его анализ с трех сторон: смысловой,  структурной, функциональной.

Мы предприняли попытку создать универсальную методику целостного обучения синтаксическим темам и их понятиям, сочетая дедуктивный и индуктивный пути познания. 
Методика целостного обучения синтаксическим темам и их понятиям опирается на общедидактические принципы:   блоковость;  схематизация;  алгоритмизация;  сочетание безмашинного и компьютерного обучения. Кроме того, ее отличают  такие собственно методические принципы, как принципы опережающего и  трехступенчатого изучения синтаксического материала.
Методы, применяемые в ходе обучении синтаксису с помощью КДМ, классифицируются по  различным основаниям.

Объявление:

По характеру познавательной деятельности различаются следующие методы:  объяснительноиллюстративноконтрольный (при безмашинном обучении); демонстрационнообъяснительноконтрольный (при компьютерном обучении).

По источнику получения знаний различаются следующие методы:  минилекция; работа с первым блоком, который дает  схематическое представление о теории, на  бумажном носителе (при безмашинном обучении); электронная минилекция; работа с электронной версией первого блока (при компьютерном обучении).

По характеру предъявления дидактического материала различаются следующие методы: дедуктивноиндуктивный;  индуктивнодедуктивный; метод блоковой подачи материала в виде схем и  алгоритмов  (как при безмашинном, так и при компьютерном обучении);  метод трехступенчатой подачи материала.

Учебный материал первоначально  предъявляется ученикам в обобщенном виде. Ознакомившись в целом с  системой, в которой представлены сгруппированные в блоки сведения, подлежащие усвоению, школьники приступают к работе над   составляющими ее единицами, с каждой по отдельности.

Первоначальное ознакомление с новым материалом о видах сложных предложений происходит не однократно (как это делается по традиционной методике), а в ходе троекратного повтора, каждый раз на новой ступени, с более высоким уровнем обобщения.    

В КДМ предусмотрена трехступенчатая подача материала:

1. Ступень адаптации  объяснительноподготовительная работа (преобладающие методы: слово учителя, рассказ, беседа, анализ грамматического материала).
2. Ступень трансформации  объяснительнозакрепительная работа (преобладающие методы: беседа, анализ грамматического материала).
3. Ступень моделирования  повторительнообобщающая или творческая работа (преобладающие методы: анализ грамматического материала, конструирование предложений).

После успешного выполнения заданий на каждой из трёх ступеней проводятся проверочные работы.

Для достижения целей обучения при  создании  КДМ  в него включены следующие методические приемы:  грамматический разбор;  сравнение;  анализ примеров;  анализ схем и таблиц;  составление алгоритмов.

Методику целостного обучения синтаксическим темам и их понятиям  можно назвать гибкой, потому что она позволяет учителю маневрировать количеством часов по русскому языку с  учетом возможностей «сильных», «средних» и «слабых» по успеваемости школьников.

«Сильному» ученику некогда будет отвлекаться, скучать, ему в темпе усвоения материала не надо равняться на «средних», так как он может работать со следующими модулями.
Если «слабый» учащийся не поймёт с первого раза новый материал, то он сможет его изучить на второй и третей ступени. Помощь всегда окажет или учитель, или «сильный» ученик.
При выполнении компьютерных программ по изучению видов сложных предложений объём заданий и выполняемых упражнений будет разный (в зависимости от работоспособности детей). «Сильные» дети будут выполнять столько заданий и упражнений, сколько смогут, а «слабые»  обязательный минимум.

Что касается домашних заданий, то они даются на усмотрение учителя, в основном «слабым» учащимся индивидуально. Другие школьники, которые показали хороший уровень знаний в ходе работы с компьютерной программой, в этом не нуждаются.

Использование КДМ при усвоении учащимися основных видов сложных предложений позволяет в обобщенном виде демонстрировать материал по теме, затрачивать меньшее количество времени  (по сравнению с традиционной технологией обучения) для  формирования навыка определения синтаксических признаков видов сложных предложений.
Ниже  приведен один фрагмент комплексного дидактического модуля. Это первая часть блока, в который  включены таблица, схема, алгоритм. Блок  предназначен для применения  как при безмашинном обучении синтаксису, так и при обучении с компьютерной поддержкой.

Первая общетеоретическая ступень подачи синтаксического материала

                                    Блок-схема-теория 1.                        ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

СТРУКТУРНЫЕ МОДЕЛИ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СОЮЗНЫЕ

БЕССОЮЗНЫЕ

СЛОЖНО-

СОЧИНЕННЫЕ

СЛОЖНО-

ПОДЧИНЕННЫЕ

Основные виды ССП

Основные виды СПП

Основные виды СБП

1. ССП с соединительными  союзами

СПП с одним придаточным

1.СБП со значением перечисления

2. ССП с противительными союзами

1. Придаточные подлежащные

2. СБП со значением причины

3. ССП с разделительными союзами

2. Придаточные сказуемные

3. СБП со значением пояснения

3. Придаточные определительные

4. СБП со значением дополнения.

4. Придаточные дополнительные (изъяснительные)

5. СБП со значением противопоставления

5. Придаточные обстоятельственные

6. СБП со значением времени

6. Придаточные присоединительные

7. СБП со значением условия

СПП с несколькими придаточными

8. СБП со значением следствия

1. СПП с однородным соподчинением

2. СПП с неоднородным соподчинением

3. СПП

с последовательным подчинением

4. СПП с сочетанием соподчинения и подчинения

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ

СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ

сочинение+ подчинение

сочинение+  бессоюзная связь

подчинение+ бессоюзная связь

сочинение+

подчинение+

бессоюзная связь

 

Работа с единицами, составляющими КДМ (таблицами, схемами, алгоритмами, сгруппированными в блоки), способствует развитию логического мышления учащихся, так как им необходимо осознать логику предъявления учебного материала и способы действий с ним.

В зависимости от целей урока можно вывести на экран полную информацию, содержащуюся в том или ином блоке (блок соответствует теме и состоит из дробных единиц, соответствующих разделам),   а затем более тщательно изучать материал по  частям, анализируя таблицы, приобретая навыки работы со схемами и алгоритмами. Это позволяет школьникам установить место  каждого блока в системе предлагающихся для усвоения сведений,  легко манипулировать  синтаксическими понятиями.

Творческий характер деятельности с КДМ (индуктивный и дедуктивный) повышает интерес к урокам русского языка.

Таким образом, методика целостного обучения синтаксическим темам и их понятиям,  особенностью которой является сочетание разнообразных методов и средств обучения и использование в учебном процессе комплексного дидактического модуля с блоковой подачей в обобщенном виде (с помощью таблиц и алгоритмов) теоретического материала, имеет перспективы внедрения в практику школ.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >