Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ



реклама:




Создание информационного поля

Психологический аспект создания многокомпонентного информационного поля как средства интенсификации процесса усвоения языковой системы и языковой традиции (нормы)

Автор: В. А. Чибухашвили

Необходимость применения информационных технологий в обучении языку в современном динамично развивающемся социуме общепризнанна, обучение с использованием компьютеров становится неотъемлемой частью учебного процесса, неуклонно растет интерес ученых к этой области методики. Возможности, предоставляемые современными информационными технологиями, настолько широки и значимы для обучения языку, как родному, так и иностранному, что уже сложно представить себе одно без другого.

Традиционно определяют три основные сферы применения компьютера в образовании, а именно:

- организация учебного процесса и управление им;
- обучение в самом широком смысле этого слова – от обучения под руководством учителя (преподавателя), стационарного или дистанционного, до использования компьютерных технологий в целях самообразования (экспертные обучающие системы, электронные учебники, интернет-ресурс, технология «Виртуальная реальность», средства телекоммуникации);
- изучение конкретных учебных дисциплин, в том числе и русского языка, где можно выделить два основных направления: обучение с помощью компьютера (при ведущей роли компьютера, выполняющего функции учителя) и изучение чего-либо с помощью компьютера (при ведущей роли обучающегося в процессе приобретения знаний).

Наиболее перспективным является так называемое многоцелевое направление, органично соединяющее все три аспекта: от организации процесса усвоения разнообразных не только декларативных, но и процедурных знаний по тому или иному учебному предмету, управления учебной деятельностью с учетом всех ее особенностей на различных этапах решения учебных задач, до диагностики, контроля и оценки уровня знаний обучаемых на том или ином этапе овладения предметными знаниями.

Говоря об особых возможностях обучения в специфической компьютерной среде, как правило, ориентируются на сравнение такого обучения с традиционным, опирающимся на печатный, реже - аудиовизуальный учебный материал. Этот показатель является исключительно внешним, но, тем не менее, очень важным с точки зрения поиска эффективных путей решения образовательных задач, поскольку опирается на ряд когнитивно-психологических факторов, позволяющих интенсифицировать процесс обучения, а также способствующих более прочному усвоению изучаемого материала.

При сравнении компьютерных учебных материалов и печатных учебных пособий в первую очередь отмечают предоставляемые компьютером технологические и методические преимущества, среди которых основными можно назвать такие, как индивидуализация обучения, оперирование большими объемами информации, неограниченное количество обращений к заданиям, немедленное предоставление обратной связи, комплексное мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия обучаемого (2, 30). Последнее связано с тем, что изменение материального характера источника письменного текста неизбежно привело к тому, что иной стала стратегия организации текстового пространства. Стало возможным создание многокомпонентного информационного поля, которое органично соединяет в себе печатный текст с его шрифтовым многообразием и возможностью использовать эффект мерцания, графическое изображение, звуковую и аудиовизуальную информацию.

Декларируя электронный гипертекст, мульти- и гипермедиа как новый способ коммуникации, следует указать на некоторые специфические его особенности.
Прежде всего, отметим, что при работе в таком электронном информационном поле даже обращение к текстовым ссылкам, переход от одного текстового фрагмента к другому, т.е. перемещение внутри информационного пространства осуществляется на основе свободного читательского выбора, в отличие от «книжных» страниц.

Наиболее существенной особенностью электронного информационного поля является то, что пространство источника текста – экрана компьютера – может распадаться на несколько самостоятельных частей, так называемых фреймов, в окне каждого из которых может быть помещен самостоятельный текст. Нелинейное размещение на экране компьютера различных текстовых фрагментов при этом должно предполагать наличие контекстных связей между ними, как, например, в созданных нами для младших школьников обучающих программах по культуре речи, в которых задание определить семантическое сходство и различие приведенных паронимов сопровождается появлением окна со словарными статьями, дающими толкование каждого слова паронимической пары, а ниже размещено поле для работы по составлению предложения с ними. На следующем этапе работы с компьютерной обучающей программой вместо словарных статей появляются  сюжетные картинки, по которым ученику необходимо составить связный рассказ, началом которому послужит составленное учеником предложение, остающееся в том же рабочем окне, что и при выполнении предыдущего задания, причем изображения на экране могут быть и движущимися, и сопровождаться звуковыми сигналами.

Семантические связи между элементами такого многокомпонентного информационного поля, объединенными зрительным восприятием ученика, остаются нерасторжимыми, что способствует более осмысленному усвоению информации, а также создает впечатление самостоятельного поиска и овладения учебной информацией, в частности, по русскому языку и культуре речи. К тому же столь специфическая подача учебного материала в рамках многокомпонентного информационного поля создает у обучаемого целый ряд визуальных впечатлений, которые предшествуют постижению смысла еще до начала чтения текста (3, 93). Отмеченная психологическая особенность позволяет в дальнейшем в значительной мере активизировать процесс понимания и усвоения учебного текста, поскольку такая фреймовая подача разнопланового дидактического материала в двухмерной плоскости оказывает мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия путем использования текста, звука, мультипликации, развивает визуальное мышление. Резервы его очень широки и требуют более пристального внимания со стороны исследователей в области психологии, психолингвистики, нейролингвистики, и, что особенно важно с прагматической точки зрения, методистов.
Широко известно, что зрительный канал поступления информации является наиважнейшим, на чем и основан один из ведущих дидактических принципов – принцип наглядности в обучении. Свое особое развитие этот принцип получил с приходом в школу информационных технологий, позволяющих создать специфическую обучающую среду - многокомпонентное информационное поле, в котором акцент ставится на использование зрительного канала познания окружающего мира, на активизацию потенциальных возможностей невербального мышления, на учет индивидуальных особенностей учащихся, в частности, особенности работы левого и правого полушарий головного мозга.

Психологами и физиологами, гемисферологами, изучающими функциональную ассиметрию головного мозга,  доказано, что левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое на пространственно-синтетических (1, 47). В школьной практике учителя делают упор на логическое мышление, т.е. на работу левого полушария головного мозга, богатый же потенциал правого, «визуально-образного» полушария остается обойденным вниманием педагогов, тогда как именно использование наглядных образов в обучении является огромным резервом в достижении продуктивных результатов. Внедрение компьютерных информационных технологий в школьную практику обеспечивает невиданные ранее возможности оперирования образами,  использования потенциала визуального мышления в сочетании с другими формами организации учебной работы по любому предмету, в том числе и русскому языку. Применение компьютерных  технологий, использование многокомпонентного информационного поля в целях обучения может оказать неоценимую помощь и при усвоении языковой нормы, совершенствовании культуры речи, поскольку языковая норма хотя и складывается из законов функционирования различных уровней языковой системы, все же в большей степени определяется традицией употребления тех или иных языковых единиц, и нарушения языковой нормы в речевой практике нередко обусловлены отступлением от общих закономерностей функционирования системы (так называемые «системные» речевые ошибки по терминологии С.Н.Цейтлин). Поэтому для овладения нормативным компонентом речи вполне целесообразно использование компьютерных информационных технологий с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга, специфики визуального мышления в умственной деятельности школьников, в особенности в начальном звене обучения, когда преобладает наглядно-образное восприятие, а работа в многокомпонентном информационном поле позволит максимально интенсифицировать этот процесс.

Список литературы

1. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека / Н.П. Бехтерева. Л.: Медицина, 1971. 151с.
2. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебн. пособие / М.А. Бовтенко. М.: Флинта: Наука, 2005. 216 с.
3. Дедова О.В. Графическая неоднородность как категория гипертекста / О.В. Дедова // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2002. № 6. С. 91-103.
4. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебн. пособие / С.Н. Цейтлин. СПб.: ИД «МиМ», 1997. 192 с.  

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >