Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Концепция информационной среды





Концепция информационной среды

Концепция единой информационной образовательной среды уральского государственного педагогического университета

Автор: Б.Е. Стариченко

Работа по информатизации различных сторон образовательной, научной и организационной деятельности с той или иной интенсивностью ведется в Уральском государственном педагогическом университете на протяжении довольно длительного периода. Сознавая важность внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность педвуза, их влияние на качество подготовки специалистов в 2005 г. в УрГПУ была принята Программа информатизации, а также создана организационная структура – управление информатизации, призванная обеспечить реализацию этой программы. В рамках реализации ее положений в 2005-2006 гг. был достигнут целый ряд значимых для университета результатов:

•    разработаны учебно-методические комплексы на электронных носителях по всем дисциплинам первых трех циклов учебных планов (ГСЭ, ЕН, ОПД); обеспечен доступ к этим комплексам студентов всех форм обучения как в г. Екатеринбурге, так и в филиалах и представительсвтах УрГПУ в Свердловской области;
•    разработан и внедрен ряд информационных систем в службах и управлениях университета;
•    созданы и активно функционируют сайты университета – информационный (www.uspu.ru) и научный (www.science.uspu.ru);
•    интенсивно внедряются технологии компьютерного контроля и самоконтроля знаний студентов; практически, все студенты очной формы обучения принимают участие в интернет-экзаменах, провидимых Центром аккредитации (г. Йошкар-Ола);
•    около 30% преподавателей университета прошли повышение квалификации по программе «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе УрГПУ»;
•    получила заметное развитие техническая база информатизации: оснащенность современной компьютерной техникой учебного назначения достигла уровня 1 компьютер на 15 чел.

Приведенного контингента; все компьютерные классы имеют выход в Internet; созданы классы в большинстве филиалов и представительств; заметно улучшилось оснащение учебных подразделений средствами компьютерной проекции, созданы лекционные мультимедийные аудитории; в значительной мере улучшилось оснащение современной компьютерной техникой служб и управлений; созданы сегменты корпоративной компьютерной сети университета.

Перечисленные результаты создали предпосылку для решения задачи информатизации всех сторон деятельности университета на системной основе. Однако продвижение по этому пути требует выработки общей стратегии информатизации с целью координации действий и материальных ресурсов, выбора и реализации наиболее эффективных технологических решений, консолидации общих усилий всех работников и обучаемых на достижение главной цели – обеспечения гарантированного высокого качества подготовки специалиста в УрГПУ. В научной литературе описан опыт выработки подобной стратегии в ряде вузов России через построение информационной образовательной среды (ИОС). При этом само понятие ИОС, ее функциональное назначение, ее структура и приоритеты реализации понимается по-разному, что, впрочем, вполне объясняется различным профилем вузов и принятыми в них целевыми установками.

Настоящая статься посвящена описанию основных идейных подходов, на основании которых строится единая информационная образовательная среда Уральского госпедуниверситета. Подходы эти определяются основной задачей Уральского государственного педагогического университета, заключающейся в реализации образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования по широкому кругу направлений и специальностей с целью подготовки современных высококвалифицированных специалистов, обладающих прочными фундаментальными знаниями и умеющих применить эти знания в профессиональной деятельности.

Объявление:

Исходные положения

Примем в качестве базового следующее определение:

Единая Информационная Образовательная Среда (ЕИОС) – совокупность аппаратных средств, программных систем, а также содержательного наполнения (контента), реализованная на основе современных технологических решений и предназначенная для обеспечения информационных запросов и организации информационных потоков, связанных с производственной и учебной деятельностью работников и обучаемых вуза, а также для их необходимой оперативной коммуникации.

Главной целью создания и дальнейшего развития ЕИОС является подготовка обучаемых всех категорий к профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества, характеризующегося непрерывным обновлением производственных технологий (в частности, образовательных) и, как следствие, требующих от специалиста умений саморазвития и самосовершенствования в выбранной сфере деятельности.

В организации и осуществлении образовательного процесса в вузе задействовано большое количество людей с различными производственными функциями и информационными потребностями, что определяет и различие их запросов к ЕОИС. Представляется достаточным выделение трех основных категорий пользователей – участников образовательного процесса, для которых различается функционал ЕИОС:

обучаемые:

•    содержательное обеспечение всех видов учебной деятельности;
•    оперативный доступ к локальным и мировым образовательным ресурсам;
•    средства осуществления самостоятельной учебной и научной работы;
•    средства коммуникации с другими участниками образовательного процесса (администрация, преподаватели, товарищи по учебе);

преподаватели:

•    информационное обеспечение научной и методической работы посредством оперативного доступа к необходимым ресурсам;
•    средства осуществления аудиторной учебной деятельности;
•    средства управления учебным процессом (на уровне преподавателя);
•    средства коммуникации (обучаемые, коллеги, администрация);

административные работники:

•    обеспечение оперативного доступа к нормативной документации;
•    информационные системы (АРМы) для своего профиля деятельности;
•    обеспечение электронного документооборота;
•    средства служебной коммуникации (другие службы, подразделения, вышестоящие организации).

Помимо указанных, можно выделить также категорию внешние пользователи – абитуриенты, школьники, выпускники, преподаватели других вузов и т.п., которые желают получать информацию об университете и условиях обучения, принять участие в мероприятиях, получить доступ к сетевым научным ресурсам.

К сказанному требуется добавить то достаточно очевидное положение, что организационная структура вуза, перечень специальностей и направлений подготовки, содержательное наполнение учебных дисциплин непрерывно изменяются. Этим и перечисленными выше позициями определяются технологические требования к ЕИОС:

•    возможность развития структуры – включение при необходимости новых модулей среды без изменения существующих с возможностью организации обмена данными между существующими и новыми модулями;
•    возможность развития контента – дополнение содержательного наполнения модулей; при необходимости – изменение структуры хранимой информации;
•    простота актуализации и развития контента – наличие удобного пользовательского интерфейса, не требующего углубленной подготовки в области информационных технологий;
•    доступность контента учебного и научного назначения – обеспечение оперативного доступа к любым образовательным и научным ресурсам среды всех, в том числе территориально удаленных потребителей;
•    самодостаточность и многофункциональность – обеспечение всех информационных запросов участников образовательного процесса вуза в рамках данной ЕИОС – комплексность по спектру решаемых задач (обучение, коммуникация, управление), с одной стороны, полнота контента, с другой;
•    единая технологическая основа – согласованность и взаимосвязь форматов хранения информации, пользовательского интерфейса;
•    обеспечение защиты информации – система разделенного доступа к информационным ресурсам, использование электронных подписей, обеспечение конфиденциальности служебной информации;
•    использование современных технических и технологических решений – ориентация на современную компьютерную технику с перспективой эксплуатации 4-6 лет; современные компьютерно-ориентированные технологии обучения; поддержка электронной формы документооборота; обеспечение оперативной удаленной коммуникации всех участников.
Перечисленные требования определяют базовые технологические подходы к реализации ЕИОС:
•    создание корпоративной компьютерной сети, объединяющей как учебные подразделения, так и административные службы, имеющей высокоскоростной выход в Internet;
•    создание системы локальных компьютерных сетей учебных классов, подразделений, служб с доступом из них в корпоративную сеть и Internet;
•    ориентация на клиент-серверные технологии с Web-интерфейсом для обеспечения возможности доступа к ресурсам среды с любого компьютера (в том числе удаленного) через стандартный браузер;
•    обеспечение разделения прав доступа к сетевым ресурсам различных категорий пользователей в соответствии с их полномочиями;
•    поддержка многоплатформенного подхода при внедрении различных программных и технических средств в службах и подразделениях;
•    ориентация на широкое использование ресурсов и технологий Internet;
•    ориентация на использование мультимедийных средств в учебном процессе;
•    модульность среды; интегрируемость модулей;
•    ориентация на использование лицензионно чистого программного обеспечения.

Представляется целесообразным выделение в структуре ЕИОС следующих относительно самостоятельных модулей:

•    модуль информационного и организационного обеспечения учебной деятельности – электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам, электронная библиотеки и читальные залы с доступом к образовательным Internet-ресурсам, сайты учебного назначения подразделений (кафедра, факультет), система дистанционного обучения, система интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса на основе интернет/интранет портальной технологии;
•    модуль поддержки научной и методической работы преподавателей и работников – научный сайт университета, электронные научные издания, электронная научная библиотека;
•    интегрированная распределенная информационная система управления образовательным процессом – информационные системы (базы данных) административных служб, административный сайт, корпоративная система коммуникации, система электронного документооборота;
•    модуль информирования внешних пользователей – информационный сайт университета, сайты факультетов.

При организации корпоративной сети по Intranet-технологии коммуникация участников будет осуществляться стандартными системами, поэтому создания отдельного коммуникационного модуля не требуется.
Основные работы по созданию и пуску в эксплуатацию единой информационной образовательной среды Уральского государственного педагогического университета предполагается провести в 2007-2008 гг. В настоящее время разработаны концепция и структура ЕИОС УрГПУ, составлена программа развития ЕИОС и определена последовательность ее реализации, созданы ряд компонентов среды, выполнен монтаж сегментов корпоративной компьютерной сети, Отдельное внимание предполагается уделить вопросам правового обеспечения функционирования ЕИОС.

Отдельно следует остановиться на проблемах нормативного и организационного характера, связанных с внедрением ЕИОС в практику.

1.    Отсутствуют нормативные материалы, устанавливающие регламент использования электронных подписей в государственных учреждениях. Отсутствуют подобные материалы и для уровня отдельного вуза. Попытка их разработки упирается в общие положения, согласно которым официальный документ должен быть представлен в бумажной форме, заверен подписью ответственного лица и печатью учреждения. Ясно, что на верхних уровнях представления документации этого не избежать. Однако требуют решения вопросы: до какого уровня документооборота возможна его реализация в электронном формате? какое для этого требуется нормативное и правовое обеспечение? кто несет ответственность за обеспечение защиты и сохранности административной информации?
2.    Противоречие, связанное с использованием элементов дистанционных форм обучения (ДО) при работе со студентами заочной и, частично, очной форм обучения. С одной стороны, согласно существующему положению при обучении по заочной форме до 70% учебного процесса может быть организовано по дистанционным технологиям. Например, из 2-х ежегодных сессий одну можно было бы проводить дистанционно, что избавило бы от необходимости выезжать в отдаленные районы преподавателей. Однако, с другой стороны, в видах учебной деятельности преподавателя отсутствует тьюторство, дистанционные консультации или дистанционные контрольные мероприятия. Если учебные часы обозначены как аудиторные – именно так обязан провести их преподаватель. В УрГПУ имеется достаточно мощная система ДО, имеется содержательное наполнение, имеется желание ряда факультетов такую форму развивать. При этом в течение уже двух лет учебная часть не может найти юридических оснований для применения элементов ДО. Для УрГПУ решение этой проблемы важно, помимо прочего, и в связи с разворачивающейся федеральной целевой программой по развитию северных территорий – без применения дистанционных схем подготовка необходимого количества педагогических кадров для новых населенных пунктов в тех отдаленных районах едва ли реализуема.
3.    Отсутствие лицензионного программного обеспечения. При том количестве компьютерной техники, которое имеется в университете, приобретать лицензии самостоятельно и ежегодно их обновлять оказывается очень дорого. В то же время, строить серьезные информационные системы на нелицензионных программах не имеет смысла. По-видимому, было бы правильным приобретение лицензионного программного обеспечения производить на федеральном уровне (например, для всей системы высшего образования). Даже при последующем возмещении затрат со стороны вузов, оптовая стоимость лицензий окажется существенно ниже.
4.    Не использование преподавателями возможностей информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. В УрГПУ проведены массированные курсы повышения квалификации преподавателей в вопросах применения ИКТ в учебном процессе. Мы можем утверждать, что технический и технологический уровень подготовки значительной части преподавателей достаточен для применения средств ИКТ в работе со студентами. Вместе с тем, подавляющее большинство преподавателей не обращается к этим средствам, к ресурсам сети Internet и не ставит соответствующие учебные задачи перед студентами, не побуждает их использовать уже имеющиеся электронные образовательные ресурсы. Другими словами, содержание образование не отвечает техническим возможностям его реализации.
5.    Отсутствие возможности включения методических разработок, выполненных в электронном формате, в список научно-методических работ. Это служит препятствием для многих преподавателей – помимо электронной версии им приходится готовить и издавать бумажный вариант пособия, т.е. выполнять ничем не оправданную дополнительную работу и расходовать средства.

Ясно, что перечень подобных проблем и нестыковок можно было бы продолжить. С нашей точки зрения представляет безусловный интерес опыт тех учебных заведений, которые нашли решение перечисленных и иных подобных проблем, связанных с реальным внедрением современных информационных технологий в учебный процесс.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >