Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Использование дистанционных технологий в обучение





Использование дистанционных технологий в обучение

Использование дистанционных технологий в процессе обучения программированию студентов-заочников

Автор: А.И. Газейкина

Под дистанционным обучением понимают образовательную технологию, обеспечивающую организацию учебного процесса, связывая обучаемого с распределенными образовательными ресурсами. Данная технология в настоящее время признана одной из наиболее прогрессивных. Дистанционное обучение, независимо от формы его реализации, характеризуется: 

-    разъединением в пространстве и/или времени преподавателей и обучаемых, самих обучаемых, а также обучаемых и образовательных ресурсов;
-    взаимодействием между преподавателем и обучаемыми, между обучаемыми, а также между обучаемыми и образовательными ресурсами посредством одного или нескольких коммуникационных средств.

В английском языке для обозначения дистанционного обучения используют два термина: distant teaching – деятельность преподавателя и distant learning – деятельность обучаемого в рамках единого процесса дистанционного обучения.

В настоящее время в отечественной и мировой практике можно выделить несколько вариантов организации дистанционного образования, в том числе:

-    образование по типу экстерната;
-    университетское образование;
-    образование на основе одновременного взаимодействия в сети нескольких учебных заведений;
-    организация автономных образовательных учреждений, специализирующихся на различных формах дистанционного образования;
-    локальное образование на основе автономных обучающих систем;
-    дистанционное образование, интегрированное с традиционными способами, или, иначе, дистанционная поддержка образовательного процесса, в частности, поддержка заочного обучения.

Объявление:

До недавнего времени при обучении студентов заочной формы обучения факультета информатики УрГПУ технология дистанционного обучения практически не использовалась, за исключением разве что общения посредством электронной почты студента со своим руководителем при написании выпускной квалификационной работы. Однако невысокий уровень подготовки студентов-заочников прежде всего по дисциплинам предметного блока заставлял преподавателей искать новые формы, методы и средства обучения. В 2005-2006 учебном году было принято решение включить элементы дистанта в процесс обучения программированию студентов первого курса заочного отделения факультета информатики.

Для обеспечения этого процесса был разработан электронный учебно-методический комплекс, включающий в себя рабочую учебную программу, тексты лекций, примеры выполненных практических заданий, контрольные задания, электронный учебник, итоговый компьютерный тест. Эти материалы (за исключением материалов итогового теста) предоставляются на первой сессии всем студентам в электронном виде. Кроме того, на каждой сессии студенты получают подробную инструкцию по работе в межсессионный период и график сдачи контрольных работ. Выполненные контрольные работы (их количество от трех до пяти) должны быть отправлены студентами по электронной почте преподавателю по заранее определенному графику. По электронной почте студент может также получить консультацию по возникшей у него проблеме.

Таким образом, традиционная организация учебного процесса во время сессии (аудиторные занятия: лекции, лабораторные занятия) дополнена технологиями дистанционного обучения, в данном случае представляющими собой асинхронное во времени взаимодействие обучаемых с преподавателем. Для его реализации необходимо выполнение двух условий:
-    наличие у студента компьютера для выполнения контрольных заданий;
-    возможность периодического выхода в Интернет для того, чтобы воспользоваться электронной почтой.

Основным достоинством и преимуществом такого способа изучения дисциплины студенты назвали обязательность и регулярность занятий в межсессионный период, в результате чего были получены прочные знания по предмету. Это подтвердили результаты экзамена. К недостаткам они отнесли отсутствие возможности связаться с преподавателем в реальном времени.
С точки зрения преподавателя основным преимуществом учебного процесса в такой форме является, несомненно, возможность оперативного контроля за деятельностью обучаемых в межсессионный период, что способствует повышению эффективности процесса обучения. Однако это требует повышенных временных затрат, не предусмотренных учебным поручением и другими нормативными документами.

В дальнейшем развитие дистанционных форм обучения программированию студентов-заочников будет проходить в следующих направлениях:

-    организация и проведение в межсессионный период консультаций в реальном времени (например, с использованием программы Skype);
-    разработка курса лекций с использованием технологии мультимедиа: с использованием звукового сопровождения, графики, анимации в поддержку уже имеющихся лекций в текстовом формате;
-    использование тестирующей оболочки для проверки программ, составляемых студентами;
-    внедрение элементов дистанта в процесс изучения студентами других дисциплин предметного блока.

Отметим, что использование дистанционных технологий предъявляет новые требования и к профессиональным качествам преподавателя, что предусматривает не только овладение необходимыми знаниями, но и накопление личного опыта их практического применения, приобретения методического опыта использования современных образовательных технологий.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >