Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ



реклама:




Поддержка дистанционного обучения

Информационно–методическая поддержка учителя, обучающего в форме дистанционного обучения

Автор: Т.Я. Григорьева

В соответствии с Концепцией модернизации образования задача доступности образования была и остается одной из актуальных задач. Современные информационно- коммуникационные технология активно используются в получении высшего, дополнительного образования. Существуют также многочисленные дистанционные курсы по психологии, менеджменту, дизайнеров и т.д. В режиме реального времени проводятся для различных возрастных групп конкурсы, олимпиады. Предлагается участие в проектах.

Обзор сайтов в сети Интернета и публикаций, однако, дает право утверждать, что дистанционное обучение как форма получения среднего (полного) образования используется в России еще редко. Между тем при правильной организации оно могло бы быть одной из доступных форм получения среднего (полного) образования для детей:

а) оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
б) находящихся по состоянию здоровья на домашнем обучении (например, в Чкаловском районе г. Екатеринбурга на домашнем обучении находятся 82 человека, из них 25 – дети-инвалиды);
в) пропускающих часто занятия по болезни в течение учебного года;
г) получающих образование в форме экстерната (эту форму обучения используют в Чкаловском районе 32 обучающихся в пяти образовательных учреждениях).

Под правильной организацией нужно понимать проведение анализа потребностей ОУ района в дистанционном обучении, обеспечение постоянной информационно-методической поддержки учителя, информационная работа с учащимися, нуждающимися в дистантном обучении (их родителями), закрепление куратора за каждым таким учащимся, активное информирование об этой форме получения образования всех субъектов образовательного процесса.

В 2006 году в рамках Соглашения между УрГПУ и Чкаловским отделом образования стартовал проект по созданию и внедрению в ОУ района системы дистанционного обучения. Задачами проекта “Дистант” являются в том числе: внедрение в учебный процесс технологий дистанционного обучения, современных электронных учебных материалов и методик их применения, обеспечение их интеграции с традиционными учебными пособиями. Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, управления образованием, способных использовать в учебном процессе и управлении образованием новейшие образовательные и информационные технологии.

В творческую группу участников проекта “Дистант” в себя преподавателей и студентов факультета информатики УрГПУ специалиста информационно – методического Центра Чкаловского района, учителей – предметников Екатеринбургских школ №№ 59, 102, 132, 196,197. Каждый из участников проекта имеет свои задачи. Одной из задач специалиста информационно- методического центра является информационно – методическое сопровождение проекта.

На первом организационном заседании были образованы творческие подгруппы. Творческие подгруппы, объединяющие учителей одного предмета, позволяют:

во-первых, снизить нагрузку на одного учителя при разработке обучающих и контрольных материалов для ДО;
во-вторых, сосредоточиться на качестве лекций, заданий, контрольных работ;
в-третьих, позволяют провести внутреннюю (внутригрупповую) экспертизу “выставляемых” уроков;
в-четвертых, осуществлять обмен опытом в том режиме и объеме, которые могут легко регулироваться вследствие малочисленности групп.

Встречи творческих групп включают в себя обязательно теоретическую и практическую части. Так, педагоги были ознакомлены с нормативно- правовой базой дистанционного обучения федерального уровня и было объяснено, какая нормативная база должна быть в ОУ, собирающегося использовать дистантное обучение как форму обучения. Предметом обсуждения также стал вопрос о системе дистанционного обучения NauLearning в которой составляются учебные курсы, ее требованиях к материалам.

После разработок проектов уроков стали ясны трудности, с которыми столкнулись педагоги. Тот обширный материал, который может сообщиться при очной классно- урочной форме обучения, где есть “зримые и осязаемые” личность учителя и личность ученика, часто не подходит для перенесения его в режим реального времени. Главными его недостатками могут быть слишком большой объем, что делает его трудным уже на этапе восприятия с экрана. Содержание тренировочных упражнений и заданий для контроля, вопросы для отчета и форума, используемые в обычном классном уроке, тоже часто не подходят для дистантного обучения. При изменении формы обучения должны быть изменены методы и приемы обучения качество и количество содержания. Этому вопросу был посвящен мини-семинар “Дистантный урок”, на котором на примере уже сделанных педагогами наработок, были обсуждены методы и приемы дистантного обучения.

Специалист ИМЦ вместе с педагогами школ и преподавателями университета просматривает все уроки дистанционного обучения по всем предметам, высказывает свое мнение (часто “с позиции ученика”), таким образом, является полноправным и равным по ответственности за “выставляемый” материал. Анализ уроков позволяет выделить проблемы как отдельных педагогов, так и проекта в целом, видеть его явные и возможные сбои, корректировать ход реализации проекта.

Проект “Дистант” является инновационным для образовательного пространства Чкаловского района г. Екатеринбурга. Как всякая инновация идет не всегда легко. Однако при целенаправленном, своевременном, комфортном взаимодействии всех участников проекта и тех, для кого он задуман, он имеет все шансы на успех.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >