Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ













Организация дистанционного образования

Вопросы организации дистанционного образования в вузах

Автор: В. А. Должуков

Дистанционное образование сегодня является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие новых технологий в образовании неизбежно ведет к реорганизации существующих учебных процессов, возникновению новых форм обучения. Вместе с тем возникают и новые трудности при использовании новых технологий. Данная статья посвящена проблемам дистанционного образования.

Современная ситуация в области дистанционного образования характеризуется опережающим развитием ее технической основы. Новые информационные образовательные технологии с применением глобальной сети Интернет позволяют достаточно хорошо организовать образовательный процесс. Однако значительно более важной на сегодняшний день является подготовка квалифицированных специалистов, разработка общих методологических принципов дистанционного образования и обоснование их с точки зрения педагогической науки. Поэтому, прежде всего, необходимо выработать общий подход к определению дистанционного образования и его роли в системе образования.

Одной из проблем является легитимность дистанционного образования. В Законе об образовании дистанционное образование приравнено к неким дистанционным технологиям, которые могут быть использованы для организации образовательного процесса в любых существующих формах обучения. Данное положение требует некоторого пересмотра. Дистанционное образование следует рассматривать не как комплекс методико-технологических средств вспомогательного назначения, а как вполне самостоятельную форму обучения наряду с традиционными очной и заочной формами.

Собственно,  сам учебный процесс с применением дистанционных технологий несет в себе ряд трудностей. Это, в первую очередь, контроль усвоения получаемых знаний. Современные технологии позволяют проводить качественное тестирование с использованием Интернет, но вопрос о том, являются ли подобные системы достаточно эффективными, пока остается открытым.

Другая проблема – психологическая поддержка студентов. При самостоятельном изучении материала учащийся может испытывать определенные трудности, в том числе и при подборе материала. Задача систем дистанционного образования здесь – обеспечить возможность удаленного общения между преподавателем и студентом с тем, чтобы вовремя поддержать и направить последнего. Важное значение будет иметь и возможность общения учащихся между собой.

Кадровый вопрос также является одним из наиболее важных при реализации дистанционного образования. Требуются новые, квалифицированные специалисты, и первоочередная задача вузов – уметь подготовить таких специалистов. Вместе с тем, единого подхода к обучению студентов в данной области до сих пор не существует. Имеющиеся наработки пока носят частный, локальный характер и не могут в полной мере удовлетворять потребностям рынка труда. Это связано с тем, что разные вузы по разному видят цели и задачи дистанционного образования, по разному оценивают и уровень подготовки специалистов. Преподаватель – тьютор должен владеть Интернет- и мультимедиа-технологиями, методикой и методологией дистанционного обучения, методикой и технологией разработки и создания учебно-методических материалов для систем дистанционного образования, уметь работать с такими системами. Эти и другие положения должны быть учтены при разработке образовательных стандартов и программ.

В Государственных образовательных стандартах дистанционное образование как предмет характерно лишь для студентов-информатиков, хотя методику и технологию обучения на расстоянии должны изучать студенты всех факультетов. Встает вопрос о выделении дистанционного образования из дисциплины в отдельную, самостоятельную специальность. Такой подход позволит решить множество проблем в подготовке специалистов, и прежде всего, проблему разницы в информационной подготовке студентов. На сегодняшний день наибольшими знаниями в области информационных технологий обладают, что само собой разумеется, студенты-информатики. Тот объем знаний, который дается студентам других специальностей, может быть недостаточным для понимания технологий дистанционного образования в полной мере. Решение вопроса за счет увеличения числа часов, отводимых под изучение информационных технологий, также не может быть успешным в связи с жестким временным ограничением учебных планов.

Таким образом, существует множество различных вопросов, связанных с дистанционными технологиями. Развитие дистанционного образования напрямую зависит от решения этих проблем.

 
< Предыдущая   Слудующая >