Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Система дистанционного образования





Система дистанционного образования

Информационно–обучающая среда в системе дистанционного образования в условиях технического вуза

Автор: И.В. Козлова

Одним из педагогических условий становления будущего инженера в условиях дистанционного образования является создание специальной информационно–обучающей среды, учитывающей особенности содержания инженерного образования, специфические процессуальные аспекты и психологические особенности обучения в виртуальной среде.

Наибольшее распространение система дистанционного обучения получила в вузах, где обучаются студенты по специальностям экономического и юридического направления. Проникновение дистанционного обучения в высшую техническую школу сдерживается из-за трудностей с реализацией учебной программы в части организации лабораторного практикума. Тем не менее, элементы дистанционного обучения все шире внедряются в инженерное образование.

Информационно–обучающая среда, используемая в системе дистанционного образования, должна удовлетворять требованиям содержательного, процессуального и личностного плана. Это связано с тем, что такая среда порождает новые ситуации и отношения. Во-первых, специфика общения определяется тем, что в интернет происходит смена ведущего сенсорного канала на визуальный. Следовательно, при создании различных средств обучения (образовательных веб-сайтов, веб-учебников, справочных систем и пр.) необходимо еще на этапе их проектирования, а также при использовании их в учебном процессе, учесть наиболее важные психолого-физиологические особенности восприятия человеком информации, представленной в визуальной форме. С развитием мультимедийных средств, включенных в интернет (например, видео– и аудио- телеконференций), становится актуальным изучение особенностей восприятия информации в речевой форме. Это позволит не только повысить эффективность и качество дистанционного обучения, но и снимет лишние учебные нагрузки на учащихся.
Во-вторых, общение участников дистанционного обучения по интернет преимущественно в вербальной форме позволяет им принять новые социальные роли. При этом форма взаимодействия участников обучения друг с другом может прямо транслироваться из реальной жизни, может частично изменяться, а может и порождаться абсолютно новая и непривычная с точки зрения сложившихся традиций. Поэтому одним из педагогических условий становления будущего инженера в условиях дистанционного образования является создание специальной информационно–обучающей среды, учитывающей особенности содержания инженерного образования, специфические процессуальные аспекты и психологические особенности обучения в виртуальной среде.

Основными блоками информационно–обучающей среды являются: мотивационно–ценностный, программно–методический, информационно–знаниевый, коммуникационный, технологический.
Опыт показывает, что самый высокий уровень обучения достигается в группе учащихся, руководимой подготовленным для работы в интернет–среде преподавателем. Специализированные базы данных позволяют студентам решать задачи, проводить обсуждения и участвовать в «аудиторной» (виртуальный класс) работе, в полной мере учитывающей требования группового и индивидуального обучения.

Применяемая оболочка, лежащая в основе информационно–обучающей среды также позволяет проводить формирование электронного учебника, предварительное тестирование, включает специальную систему, которая отслеживает прохождение студентом дисциплины, дает рекомендации по последовательности изучения материала, определяет успешность усвоения тем, ведет отчетность по пройденным тестам и частям курса, обеспечивает полнотекстовый логический поиск по словам и категориям. Оболочка дает возможность размещения разнообразных текстовых материалов, иллюстрируемых анимированных диаграмм или просто рисунков.

Объявление:

Все активнее высшее образование в дистанционном режиме получают студенты, имеющие среднее профессиональное или высшее образование.
Обращение студентов к получению образования в интернет–среде связано с удовлетворением их потребности в совмещении производственной и учебной деятельности. Как показало исследование, абсолютное большинство обучающихся связывают свой выбор с отсутствием времени для очного образования. Это в свою очередь подтверждается их высоким уровнем мотивации направленности на самообразование.

Для правильного выбора стратегии организации учебного процесса в системе дистанционного образования, основ создания информационно–обучающей среды необходимо выяснить мотивационно–ценностные ориентации студентов.

Для выяснения отношения студентов к общечеловеческим ценностям студентам был задан вопрос: «Какие ценности для Вас являются главными?»
На первом месте у студентов стоит «материальное благополучие». Это во многом объясняет выбор их в пользу совмещения производственной деятельности с обучением. Этому способствует дистанционная технология обучения, при которой ритм обучения студент задает самостоятельно, имея большую возможность улучшить свое материальное состояние.
На втором месте по значимости у студентов находится получение качественного профессионального образования. Резкий подъем значимости данной социальной ценности свидетельствует о том, что период пренебрежительного отношения к образованию со стороны молодежи прошел. Сейчас студенты рассматривают образование в качестве основы, фундамента для будущей успешной жизни.  

Еще одной характеристикой ценностного мира студентов является их основная жизненная позиция. 75% студентов на вопрос «Каких правил Вы придерживаетесь в жизни?» ответила «моя жизнь целиком зависит от меня». Высокая популярность этого ответа свидетельствует об укоренении в сознании молодежи нового «цивилизованного» индивидуализма. Это ценностное предпочтение помогает нам организовать информационно-обучающую среду с преимущественной ориентацией на индивидуализацию обучения.
Очень важно знать мнение студентов о существующей организации учебного процесса. Учет этого фактора позволит совместить интересы студентов и руководства, повысить интенсивность обучения, что в конечном итоге будет способствовать целям эффективного обучения.

Одним из косвенных критериев качества получаемого образования является удовлетворенность студентов своим обучением в вузе, поэтому в ходе опроса студентам был задан вопрос «Были ли у Вас моменты, когда Вы пожалели о выборе вуза и технологии обучения?». При ответе на него 70% опрашиваемых ответили «нет», зато у остальных 30% такие моменты случались.

Основным фактором, влияющим на качество получаемых в вузе знаний, является интерес студентов к учебе. На вопрос «Какими качествами личности должен обладать обучающийся, чтобы учиться в системе ДО?» студенты на первое место выставляют самостоятельность – 85,5%, целеустремленность, усидчивость – 10%, аккуратность 4,5%. Преподаватель же, по их мнению, должен быть доброжелательным – 65,5%, требовательным – 20%, компетентным, профессионально грамотным – 14,5%. Как видно из опроса личностные качества студентов коррелируются со свойствами выбранной обучающей среды, а качество преподавателя - доброжелательность, отмечается вследствие того, что реализуемая ГОУ ВПО «КнАГТУ» информационно-обучающая среда несет в себе не обезличенную систему оценки знаний, а наполнена личностным, хоть и «виртуальным», присутствием педагога. Анализ удовлетворенности потребности в общении и оценка собственной активности студента осуществлялась на основании обработки анкеты «Обратная связь».

В ответах студентов на вопросы анкеты есть недовольство процессом сопровождения со стороны преподавателя. В этом мы видим резерв улучшения эффективности информационно–обучающей среды, который заключается в повышении профессиональных навыков работы преподавателей с новыми информационными технологиями. Это может быть достигнуто путем организации курсов повышения педагогического мастерства, улучшения компьютерной грамотности педагогов, особенно естественно–научного и гуманитарного циклов.
Другим важным аспектом организации педагогического взаимодействия в виртуальной среде является формирование студентом способности распределять свое время при самостоятельном обучении, т.е. способности к самоорганизации. На вопрос «Выработали ли вы для себя определенный режим работы за персональным компьютером?» 64,74% из 156 опрошенных ответили «Да», 6,4% – «Нет», и 28,96% студентов не видят для себя в этом проблему. Из результатов этого опроса мы можем сделать вывод, что абсолютное большинство обучающихся по интернет–технологии хорошо владеют компьютером, а созданная информационно–обучающая среда учитывает этот уровень подготовленности студентов и не вызывает отторжения при ее использовании. Можно даже отмечать некоторое опережающее развитие компьютерной грамотности у студентов, нежели у преподавателей. Этому во многом способствует широкое внедрение компьютерной техники в производство и высокий начальный уровень компьютерной грамотности студентов заочной формы обучения (уровень среднего профессионального и высшего образования).

Организация обучающей среды должна позволять развивать в студенте самостоятельность, чувство собственного достоинства. Оценивая педагогическое взаимодействие важно знать: желает ли партнер по общению доминировать.  В анкетировании принимали участие и педагоги и студенты, всего 84 человека. Ответили «Да» - 21,5%, «Нет» - 50%, «Затрудняюсь ответить» - 21,5%.

Для оценки эффективности использования информационно–обучающей среды важно знать, как студент обрабатывает информацию в процессе обучения и осознает ли он это. Знание этих особенностей восприятия студентом баз знаний позволяет корректировать структуру среды.

Информационно–обучающая среда наилучшим образом способствует организации самостоятельной работы студентов, как формы проявления развитой направленности на саморазвитие будущего специалиста, поскольку в ней сочетаются широкие возможности размещения, поиска по заданным параметрам информации по различным направлениям науки и техники. С другой стороны, возможности интернет–среды позволяют в режиме реального времени или в режиме отсроченного общения обменяться различными мнениями участникам педагогического взаимодействия, находящимся как в вертикальной соподчиненности (преподаватель – студент), так и в горизонтальном взаимодействии (студент – студент).


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >