Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Компьютерные обучающие технологии





Компьютерные обучающие технологии

Проблематика использования компьютерных обучающих технологий

Автор: И.В. Гофенберг

Позитивные свойства компьютерных обучающих программ, применяемых в образовании, в том числе и при изучении естественнонаучных дисциплин, хорошо известны:


•    они дают возможность использовать носители информации с огромным объемом памяти;
•    позволяют сохранять информацию в очень компактных формах;
•    реализуют удобную передачу информации с магнитных носителей на печатные устройства;
•    обеспечивают представление информации в разнообразных формах: в виде текста, сложных иллюстраций, разного масштаба, используют анимацию, аудио-сопровождение;                      

•    позволяют организовать интерактивную деятельность обучаемого с информацией;
•    лежат в основе современных дистанционных форм работы с информацией.

Эти уникальные характеристики компьютерных технологий, подводят к мысли, что их отдельные комплексы могут отдельно или частично заменить традиционные формы обучения. Такие идеи высказываются в печати и муссируются в средствах массовой информации. Однако практика показывает, что полное замещение традиционных форм, на формы, базирующиеся на компьютерных технологиях, конечно, невозможно. Более того, один из самых существенных недостатков большинства современных компьютерных программ заключается именно в том, что многие из них пытаются полностью заменить учителя в классе. В таких программах основательно представлено содержание курса, сопровождающееся интересными иллюстрациями, включены задания различной степени трудности, обеспечена возможность самоконтроля и коррекции усвоения знаний; однако в них совсем не учтена необходимость живого общения учителя и ученика или учеников между собой. И этот последний недостаток перевешивает все вышеизложенные достоинства.

Компьютерные технологии, несмотря на их огромные возможности, все же не могут выполнять все основные функции учителя. И нет смысла стремиться к представлению полного содержания любого школьного курса в компьютерном виде, а следует серьезно подумать о месте и назначении компьютерных технологий, как технических средств обучения. При этом необходимо обратить серьезное внимание на все аспекты компьютерных технологий: учесть совокупность их положительных и отрицательных свойств, их влияние на здоровье учащихся, на их психическое состояние, на результирующую эффективность собственно учебного процесса.

Одним из основных направлений модернизации российского образования является сохранение здоровья школьников в процессе обучения. Поэтому и разработчикам компьютерных программ, и педагогам, использующим их в своей практике, следует знать, каково негативное воздействие компьютерного оборудования на физиологию подростка. Известно вредное влияние монитора на зрение школьников, даже, если монитор имеет весьма высокие технические характеристики. Следует помнить и о негативных последствиях статических нагрузок на мышечную систему. Влияние постоянно напряженного положения, например, руки пользователя, находящейся на клавишах мыши или на клавиатуре компьютера, что приводит к серьезным нарушениям и даже травмам. Поток жесткого электромагнитного излучения от монитора и процессора так же весьма вреден для ученика. Негативные результаты такого облучения сказываются на работе важных функциональных систем организма. Компьютерное оборудование оказывает неблагоприятное воздействие на нервную систему, повышает утомляемость, раздражительность школьника, снижает действие его иммунной системы.

Объявление:

Таким образом, врачи и специалисты-валеологи с полным основанием предупреждают об обязательном ограничении времени работы учащихся с персональными компьютерами, о строгом выполнении эргономических правил использования данных технических средств обучения. И разработчики компьютерных программ, и учителя, использующие компьютерные технологии в практике своей работы, должны в обязательном порядке учитывать эти рекомендации.

Помимо неблагоприятного воздействия компьютерного оборудования на физиологию подростка, необходимо учитывать и отрицательное влияние на его психику. В особенности это важно в случае формирующейся личности молодого человека. Указанное отрицательное воздействие отмечается многими авторами, но, к сожалению, к настоящему моменту не проведено полного и системного исследования этого феномена.

В ходе обучения любому предмету учащиеся усваивают не только содержание изучаемой дисциплины (прямые результаты учения), но и, общаясь с учителями и одноклассниками, - основные закономерности, формы и способы человеческого общения (косвенные результаты учения). Осваивая это эмпирически, иногда с переменным успехом, ученик начинает понимать, что человеческое общение сложное неоднозначное явление, часто не подчиняющееся законам формальной логики. Вспомним хрестоматийную фразу А.Экзюпери: «Настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения!». Подросток учится слушать и понимать не только то, что говорит его собеседник, но и то, как он это говорит. Другими словами, беседуя или споря, подросток часто видит, что слово «да» не всегда означает абсолютное согласие: может быть его собеседник в силу каких-либо обстоятельств не хочет продолжать спор, может быть он хочет ввести кого-то в заблуждение. И эти психологические знания имеют чрезвычайную важность в будущей жизни человека! Научиться им можно только в ходе живого человеческого общения.

Случается видеть, как, поддавшись иллюзии «живого» общения, дети (особенно меленького возраста) в пылу игры начинают разговаривать с машиной. Не удивительно, что в ходе такого контакта маленький человек учится и научается у машины ложным приемам человеческого общения. Ведь в отличие от человека, «да» у самой сложной машины означает согласие и ничего другого. В данной ситуации отсутствуют аспекты, присущие человеческой психике, усложняющие и украшающие человеческое взаимодействие.

Закономерной особенностью компьютерных обучающих программ является и то, что, несмотря на кажущееся богатство и сложность их «самостоятельных» действий, они не способны изменить цели и задачи деятельности, заложенные в их алгоритме. Осваивая приемы осознанной и разумной деятельности, ученик должен уметь не только анализировать результаты своих действий на каждом этапе, приближающем его к намеченной цели, но и уметь принимать волевое решение об изменении состава собственных действий, в том случае, когда это действительно необходимо. А иногда и полностью прекратить свою деятельность, когда становится ясно, что в данных конкретных условиях достижение поставленной цели практически невозможно. Очевидно, в случае слишком долгого контакта с компьютером в сознании ребенка будет отражен совсем другой пример – многократное, настойчивой повторение действий, даже если достижение цели уже невозможно.

Любой взрослый человек, использующий компьютер в профессиональной деятельности, знает, как трудно завершить работу на компьютере, в том случае, когда в ней что-то не ладится. Большинство компьютерных программ построены так, что при вводе завершающей работу программы на мониторе появляются надписи: «Вы действительно уверены, что собираетесь закончить работу?». Такого рода предложение подсознательно расценивается как приглашение продолжить работу. Сложность ситуации для взрослого заключается только в том, что он потратит несколько часов на работу, которую по здравому смыслу лучше пока прекратить, чтобы обдумать причины неудач и поискать возможные пути их решения. Для ребенка все заметно сложнее. Подавая команды в работе с компьютером, на первых порах он чувствует себя хозяином положения, повелителем сложной и послушной системы. Однако ситуация скоро и незаметно меняется. Наступает момент, когда не компьютер выполняет действия по команде пользователя, но малолетний пользователь не может противостоять настоятельному предложению компьютера продолжить работу. Таким образом, готовность компьютерной техники к продолжению выбранной пользователем работы незаметно перерастает в приказ: самопроизвольно формируется опасная ситуация психологической зависимости подростка от машины.

Технократическое мышление ставит цель выше средства, идею выше нравственных категорий совести и достоинства, технику выше духовных ценностей и оперирует такими понятиями, как «человек как живое средство и орудие производства», «человек как производительная сила». Такое мышление порождало философию низведения человека до уровня рядового исполнителя, придатка к машине, приводило к дефициту его уникальности, неповторимости.

Притягательная сила технократического мышлений – в его результативности. Оно трактует человека как существо целеполагающее и имеющее возможность найти средство для достижения цели. Между целью и средством всегда есть зазор, несовпадение, то, что мы называем «ценой полученного результата». Современная цивилизация сосредоточена на целях и результатах, а о средствах достижения этого результата, старается по возможности умолчать. К сожалению, компьютеризация обучения, непосредственным образом связана с формированием технократического мышления.

Существует еще одна особенность, отличающая деятельность человека от действий машины, которая выражена в поговорке «на ошибках учатся». Причем бытует мнение, что умный человек учится не только на своих, но и на чужих ошибках. Таким образом, ясно, что далеко не всякая ошибка в деятельности человека – катастрофа. Более того, иногда даже полезно совершить ошибку, если она приведет к переосмыслению всех компонентов деятельности: целей, задач, средств, условий. Не пасовать перед ошибками, уметь их анализировать, делать выводы на будущее – важно научиться в самом раннем возрасте. В контакте с компьютером подросток отслеживает совершенно иную ситуацию: любая ошибка в действиях компьютера носит негативный характер. И уж, конечно нет смысла говорить о возможностях использования их во благо. Единственный выход: начать все действия сначала и постараться на этот раз избежать ошибочных.

Итак, компьютерные программы имеют уникальные положительные и весьма опасные отрицательные качества. Однако использование компьютерных технологий – это необходимое условие современной системы образования, как и многих сфер жизни человека. Проблема заключается в том, чтобы наиболее эффективно их использовать, максимально реализовав все положительные качества, сведя к минимуму отрицательные.

Рациональное использование компьютерных технологий как технических средств обучения является в настоящее время важнейшей задачей дидактики и методики обучения. Для ее решения прежде всего необходимо выявить свойства, которые отличают компьютерные средства обучения от других, более традиционных, например, от печатных материалов. И далее в зависимости от целей и задач каждого этапа учебного процесса провести разумный выбор средств обучения, обеспечивающие компьютерную поддержку процесса усвоения.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >