Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Проект информатизация системы образования





Проект информатизация системы образования

Педагоги в национальном проекте «информатизация системы образования»

Автор: Н.П. Овсянникова

Продолжается реализация Национального проекта «Информатизация системы образования (ИСО)». Проект предполагает активное включение в него всех субъектов образовательного процесса. Сегодня востребован учитель, компетентный в компьютерных методах обучения, информационных и коммуникационных технологиях.

Современное состояние развития нашей цивилизации уже названо «информационным обществом». В таком обществе информация является самым ценным товаром, а интеллектуальный потенциал в инновационной экономике знаний превращается в основной экономический актив. В целях преодоления разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, всей инфраструктурой образовательной сферы и потребностями новой экономики был разработан Национальный проект «Информатизация системы образования (ИСО)».
Важными особенностями этого проекта являются его комплексность, системный характер, ориентация на изменение содержания образования, радикальное обновление всего арсенала технологий, методов и приемов педагогической деятельности. Одним из итогов реализации проекта должна стать экспериментальная отработка моделей информатизации системы образования на уровнях школы, муниципалитета, региона.

В структуре проекта ИСО выделяют три компонента [1].

Компонент А «Учебные материалы нового поколения» включает в себя цикл работ по созданию учебных материалов нового поколения, разработку методики их использования и апробацию на экспериментальных площадках.

Компонент В «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» предполагает подготовку учителей, которые умеют эффективно использовать цифровые образовательные ресурсы. Должна сформироваться инфраструктура дистанционного обучения для повышения профессиональной квалификации педагогов. В этот же компонент включены работы по развитию сети образовательных учреждений, ведущих учебную работу по очной и дистанционной формам обучения со школьниками.

Объявление:

В рамках компонента С «Создание системы межшкольных методических центров (ММЦ)» предусматривается деятельность региональных методических групп. Ими обеспечиваются условия для курсовой переподготовки и организация постоянной методической поддержки основной массы педагогов.

Проект продолжительный, его реализация рассчитана до 2010 года. На первом этапе в проект включились семь пилотных регионов, среди них – наши ближайшие соседи: Пермская и Челябинская области. На втором этапе число пилотных регионов достигнет 20.

Несмотря на то, что наша область пока не включена в перечень экспериментальных, работа по развитию информационных и коммуникационных технологий в системе образования ведется большая.

Уже несколько лет в Свердловской области реализуется международный проект Intel «Обучение для будущего». За это время в Региональном (УрГУ) и Областном (ИРРО) образовательных Центрах прошли обучение более 5 тысяч педагогов области. С 2004 года программа «Обучение для будущего» включена в систему повышения квалификации педагогов Свердловской области. В этом варианте Программы блок Intel усилен блоками «Компьютерная грамотность» и «Информационная компетентность». На этих курсах учителя-предметники развивают навыки использования компьютера в учебном процессе, повышают уровень профессиональной компетентности, осваивая технологию создания и использования в обучении учебно-методических комплектов (УМП).

Не единственным, но очень показательным, свидетельством уровня информационной культуры педагогов и учащихся нашей области может служить факт почти стопроцентного использования мультимедийных презентаций докладчиками на различных мероприятиях: на творческих конкурсах; на научно-практических конференциях, на Педагогических чтениях, при аттестации педагогами и т.д. Экспертами отмечается рост качества презентаций, которое выражается в оптимальности их объема и содержания, в дизайнерских и технических решениях.
В образовательных учреждениях растет уровень использования цифровых информационных ресурсов в учебном процессе.

Расширяется перечень электронных учебных пособий по разным предметам, сегодня они есть в каждой школьной библиотеке, создаются коллекции в методических кабинетах, в объединениях преподавателей-предметников. Это способствует увеличению числа педагогов, использующих информационные источники сложной структуры (ИИСС) в учебном процессе.
Информационные источники сложной структуры разделяются на:

1.    учебные модули;
2.    справочно-иллюстративные материалы;
3.    инструменты учебной деятельности.

Примерами ИИСС первого типа могут служить цифровые образовательные ресурсы, поддерживающие деятельность ученика и учителя по одной или нескольким конкретным темам (разделам) предмета, межпредметные модули.

Сегодня преподавателями естественнонаучного цикла в учебном процессе используются электронные учебные пособия по биологии («1С: Репетитор. Биология», «Биология. Живой организм. 6 класс»,), по экологии («Экология. 10 – 11 класс»), по физике («Физика. 7 – 11 класс», по химии («Химия. 8 класс», «Органическая химия. 10-11 класс»), по географии («Начальный курс географии. 6 класс») и т.д.

Примерами справочно-иллюстративного типа ИИСС можно считать:

•    специализированные энциклопедии по искусству, истории, географии и пр.;
•    определители растений и животных;
•    комплекты материалов, построенные по хронологическому принципу;
•    сложные учебные интерактивные модели

Анализ предлагаемых ИИСС по разделу «Естествознание» показывает, что наиболее широко представлены справочно-иллюстративные материалы в виде энциклопедий, справочников, библиотек, атласов.

К типу инструментов учебной деятельности относятся:

•    виртуальные лаборатории или их циклы, моделирующие важнейшие изучаемые явления;
•    образовательные среды (оболочки).

ИИСС данного типа появились позднее и на сегодняшний день представлены не широко. Примером может служить диск «Инструментальная компьютерная среда (старшая школа)»
С увеличением учебной мультимедийной продукции растет необходимость в каталогах, позволяющих потребителю ориентироваться в ее многообразии. Для поддержки заинтересованных лиц формируется «Коллекция образцов информационных инструментов и учебных материалов, основанных на цифровых составляющих, для систем общего и начального профессионального образования». Создана страница в Интернете www.9151394.ru в разделе «Конкурсы», «Формирование коллекции образцов информационных инструментов и учебных материалов, основанных на цифровых составляющих».

Следующим шагом в информатизации системы образования планируется включение в образовательный процесс сети Интернет. Для этого уже сегодня:

•    создаются сайты и порталы информационной поддержки образовательного процесса;
•    созданы три конкурирующие системы для обучения школьников через Интернет;
•    разрабатываются учебно-методические комплекты для преподавания через Интернет обязательных общеобразовательных дисциплин на профильном уровне, пригодных для систематического массового обучения школьников.

В заключение хотелось бы отметить еще одну особенность данного проекта ИСО – организаторы проекта подчеркивают, что он нацелен на создание условий, изменяющих систему образования не революционным, а исключительно эволюционным путем. Результативность Проекта ИСО зависит от каждого участника образовательного процесса.

Библиографический список

1 О проекте «Информатизация системы образования». Сборник информационно-методических материалов. НФПК, ООО «Локус-Пресс», 2005.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >