Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Информационная система управления





Информационная система управления

Осмысление совершенствования информационной системы управления образовательным процессом в ОУ

Автор: Ю.В. Ветошкина

Сейчас много говорится об информатизации системы образования, в которую непосредственно входит и информатизация управления образовательным учреждением. В действительности информатизация управления образовательным процессом сводится к использованию компьютера и минимального программного обеспечения (чаще всего это текстовый процессор и электронные таблицы) администрацией школ. Причем, как показывает практика использование компьютера в 90% школ аналогично использованию лет десять назад печатных машинок. В тоже время, администрация отдельных образовательных учреждений сетует на необходимость переработки большого объема информации на бумажных носителях и недостаток времени для работы с накопившимися документами.

Значит, компьютер не всегда становится помощником в упорядочении информации и информационных потоков в системе управления образовательным процессом ОУ? А, следовательно, необходимо выявить, почему накопились документы именно у данного заместителя и в данное время. В чем причина? В руководителе ОУ? В выполнении не своих функций заместителем директора? Не рациональном делегировании полномочий заместителям? Или еще в чем-то?

Все это должно навести директора школы на мысль о создании модели четкой структуры информационной системы управления ОУ. «Концептуальной основой модели» новой информационной системы управления школой «являются ее системность (включающая целостность, взаимосвязь и взаимоподчиненность целей, результата и компонентов), структурно-функциональный подход в управлении, при котором каждый имеет свои конкретные функции и информационные связи» [1].

Для построения модели новой информационной системы образовательного учреждения первоначально необходимо выделить  основные управляющие блоки и перечень информации для автоматизации по каждому блоку. Например:

1. Управление персоналом (информация о перспективных потребностях в персонале, нормативно-правовая документация по обеспечению управления персоналом, информация о повышении квалификации педагогических и управленческих работников, банк данных о педагогах и вспомогательном персонале и т.д.)

Объявление:

2. Управление учебным процессом (аттестация учащихся /нормативно-правовая документация, итоги проверки школьной документации/, банк форм отчетности педагогов, контрольных работ и т.д.)

3. Управление инновационными процессами ОУ (банк образовательных технологий, информация о проходящих конференциях, семинарах, курсах и т.д.)

Группируя рассмотренные блоки, можно будет сделать вывод о необходимых локальных изменениях в системе управления школой, а значит о структурировании выделенных блоков и переработке должностных инструкций администраторов. Разбивая управляющие блоки, мы тем самым упорядочиваем информационные потоки.

Для эффективной автоматизации информационной системы управления ОУ необходимо соединение компьютеров административного блока в локальную сеть, продумав при этом защиту от несанкционированного доступа и возможность обмена информацией между администрацией во избежание дублирования сбора информации с педагогов. Для того чтобы выяснить, где происходит излишнее дублирование информации, либо информационные потоки не эффективны для управления школой, можно воспользоваться программой моделирования информационных процессов BPwin. Так как компьютеры находятся в сети, то целесообразно создать единые базы данных (например, автоматизированная база данных по управлению персоналом). Как вариант необходимо апробировать готовые АРМ либо создать  свои.

Главная цель при автоматизации управления образовательным процессом школы – повышение эффективности его функционирования и развития. Поэтому при совершенствовании структуры информационной системы управления школой необходимо четко определить обеспечивающие подсистемы: информационную, организационную, правовую и программную. И осуществить комплекс всех мер по автоматизации управления ОУ в каждой из подсистем и создать условия по нормативно-правовому обеспечению направлений деятельности, комплексности решения задач информатизации системы управления ОУ, созданию единого информационного пространства.

Таким образом, руководителю школы для совершенствования информационной системы управления образовательным процессом нужно:

1. Обсудить с администрацией школы необходимость внесения изменений в информационную систему управления ОУ. Провести предварительное анкетирование педагогов по вопросам получения и передачи информации по школе и вне ее. Определить обеспечивающие подсистемы своего ОУ.

2. Обучить персонал работе с информационными технологиями и необходимым программным обеспечением (определив для этого где, как, кого и чему необходимо обучать).

3. Из-за обилия информационных связей в образовательном учреждении необходимо оптимизировать количество и объем потоков информации.

4. Исключить информационные перегрузки за счет фильтрации поступающей информации, установления очередности в переработке сообщений в зависимости от их значимости и равномерного распределения информации по различным каналам или управленческим работникам ОУ

5. Создать единое информационное пространство школы.

6. Разработать программу непрерывного повышения квалификации администрации школы. Провести семинары и практические занятия по развитию информационной культуры администрации школы.

Обобщая сказанное, хотелось бы отметить, что системы управления организацией прошли довольно долгий путь от простейших ручных методов учета ресурсов организации до сложных автоматизированных систем управления организацией. Но чаще всего эти сложные системы только претендуют на сплошной охват деятельности организации и полное управление с помощью созданных систем. На самом деле, и сегодня управление опирается на вполне сформировавшуюся систему документооборота. Что в современных условиях с возрастающими в геометрической прогрессии информационными потоками и традиционными подходами к работе с информацией приводит к малоэффективной системе управления организацией.  Поэтому для изменения имеющихся подходов  к созданию информационных систем управления образовательным процессом в ОУ необходимо изучить те, которые существуют в образовательных учреждениях и предпринять описанные выше меры для их усовершенствования.

Библиографический список

1. Дылян Г.Д. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 111 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >